Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебно-образовательный процесс




7.2.1. ИЗ ИСТОРИИ ИНТЕРНАТУРЫ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ВРАЧ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ» В Г.ЕКАТЕРИНБУРГЕ*

Интернатура для молодых специалистов – будущих врачей скорой ме­дицинской помощи была введена 1 августа 1982 года усилиями Свердловс­кого государственного медицинского института, городского и областного отделов здравоохранения, руководства больницыскорой медицинской помо­щи (ГКБСМП) и станции скорой медицинской помощи (ССМП). Они и стали основными базами для получения профессии врача СМП. (Приказ ректора СГМИ проф. В. Н. Климова N279/01 от 26 июля 1982 года).

Основная тяжесть организации интернатуры легла на плечи главного врача ССМП Р. Г. Бикмухаметовой и ее заместителя по лечебной работе канд. мед. наук В. А. Фиалко.

Хотя одногодичная специализация выпускников лечебного и педиатри­ческого факультетов существовала в Советском Союзе с 1968 года, а в СГМИ - с 1970 г., опыта подготовки врачей для работы на станции СМП не было. Основанием для введения данной формы совершенствования мо­лодых специалистов послужило учреждение специальности “врач скорой медицинской помощи” по инициативе специалистов НИИ СМП имени Н. В. Склифосовского, г. Москва в 1976 году (Приказ МЗ СССР N40, 1976).

Во “Временном Положении об интернатуре по скорой медицинской по­мощи указывалось:...«новая форма подготовки молодых специалистов заключается в том, что выпускники лечебного факультета медицинского института, окончившие субординатуру, проходят одногодичную специали­зацию на базе городских (областных, республиканских, районных боль­ниц) и станций СМП под руководством опытных зав. отделением и вра­чей...».

Целью интернатуры является подготовка молодых специалистов для самостоятельной работы врачом линейной бригады СМП”.

Судя по литературным данным, г. Екатеринбург стал одним из первых крупных городов страны и первым на Урале, где была введена интернатура по скорой медицинской помощи.

Организация интернатуры на базе ССМП г. Свердловска явилась логи­ческим продолжением созданного четырьмя годами раньше по инициативе канд. мед. наук В. И. Белокриницкого и доцента С. А. Иорданиди и при участии В.А.Фиалко цикла по скорой медицинской помощи для субординаторов лечебного и педиатри­ческого факультетов. Таким образом, образовался наиболее полный курс преподавания по специальности “скорая медицинская помощь”, клиничес­кой базой для которого явилась станция скорой медицинской помощи.

______________________

*В работе использованы матер. метод. пособия автора по интернатуре (план и программа), Свердловск, 1987; статей из сб.науч. конф. (в соавт.): Ижевск, 1991, Екатеринбург 1991, 1998, 2000, 2005, 2010 г.

У истоков новой формы последипломного обучения врачей СМП стоя­ли авторитетные ученые ведущих кафедр СГМИ (УГМА), общевузовские руководители интернатуры: профессор И. Д. Прудков, много сделавший для становления интернатуры (1982 – 1984), профессор В. П. Сакович (1984 – 1993), профессор Н. С. Давыдова (1993 – 2005). В настоящее время интернатурой руководит профессор Т. Ф. Перетолчина. Среди кура­торов в период становления одногодичной специализации следует отметить ассистентов И. И. Козыреву и М. П. Груздева. Большой вклад в мето­дологию обучения врачей-интернов и разработку тематических программ цикла СМП внес заведующий кафедрой внутренних болезней N 4 доцент С. А. Иорданиди (1991- 1995). На станции скорой медицинской помощи и на клинических базах крупных больниц города (ГКБСМП, ГКБ N 27, ГКБ N 23, ГКБ N 36, N 40 и др.) будущие врачи получали практические знания на семинарах, во время дежурств в бригадах СМП, приемных отделениях больниц под руководством опытных врачей: к. м. н. С. Л. Леонтьева, С. В. Семенова, к.м.н. В. И. Белокриницкого, А. Ю. Шапошникова, А. Л. Деменева, Т. В. Тариной, Е. Н. Спириной, Ю. А. Лазарева, Н. Д. Плишкиной, В. А. Печниковой, В. В. Клебановой, Г. Л. Ренна, О. В. Колясникова, В. А. Беллавина, к.м.н. В. А. Фиалко, В.А. Козлова. Среди преподавателей кафедр СГМИ тех лет следует отметить доцента В. Н. Пермякова, к.м.н. Я.Л. Габинского, доцента В. Ф. Антюфьева, к.м.н. М. И. Прудкова, проф. В. А. Козлова, к.м.н. Н. В. Башмакову, проф. А. В. Лирмана и других.

Спустя два года после создания интернатуры, по рекомендации обще­вузовского руководителя, профессора И. Д. Прудкова, один из авторов (В.А.Фиалко) был командирован для изучения имеющегося опыта прове­дения занятий в вузах г. Москвы (изучался опыт организации и проведения занятий в НИИ СМП им. Н. В. Склифосовского, мединституте имени Н. И. Пирогова и на “Станции скорой и неотложной помощи”). Убедившись в отсутствии методических подходов, приемлемых для использования на Свердловской станции СМП, руководители интернатуры приступили к вне­сению корректив. Тогда же было разработано первое методическое пособие по проведению интернатуры по специальности «врач скорой медицинской помощи», включившие план, программу, методику проведения занятий с учетом специфики догоспитального этапа (В.А.Фиалко, Свердловск, 1984).

Были изменены учебный план, программа, методология преподавания, соотношение времени циклов в стационарах и в скорой помощи. Так, вмес­то 4-х месяцев (из 11), отведенных на циклы СМП, и 7 месяцев на циклы в стационарах (Приказ МЗ СССР N 44 от 1982 года, Приказ ректора СГМИ N 279/01 от 1982 г, Временное Положение об интернатуре по СМП, 1982), более 50 % времени было отведено для занятий в скорой помощи.

Изменена и методика проведения занятий:

- акцент был сделан не на чтение лекций, а на проведение семинарских занятий и клинических разборов не превращая их в "микролекции", с ак­тивным вовлечением слушателей в обсуждение усвоенных знаний.

- в стационарах преимущество отдавалось дежурствам врачей-интернов в приемных отделениях, и они освобождались от написания дневников в историях болезни.

- методологически оправданным явилось выполнение кратких клинико-статистических исследований и защита дипломных работ наряду с рефера­тами по актуальным проблемам СМП. (ответственные – непосредственные руководители интернов).

- стимулирующим моментом для учебного процесса явилось введение по­ощрения для врачей-интернов, успешно защитивших дипломные работы, явилось поощрение в виде освобождения от сдачи экзаменов и рекомендации для работы в БИТ-бригадах или перевод в специализированные бригады.

- для нерадивых интернов (систематически неуспевающим) применение административных санкций – вплоть до перераспределения или отчисления из интернатуры по представлению базовых руководителей СГМИ и ГУЗСО (основание – приказ МЗ СССР N 44, 1983 г., Трудовое законодательство) в течение не позже 6 месяцев с момента начала интернатуры.

- изменение учебного плана и программы, структуры циклов интернату­ры СМП (на основании 9-летнего опыта и анализа работы) с введением но­вых циклов: взаимодействие СМП и поликлиник, новые методы диагнос­тики на кафедре «догоспитального этапа и СМП» (доц. С. А. Иорданиди) по острым нарушениям ритма и неотложной терапии на базе 33-й городской больницы (ФУВ – доц. В. Ф. Антюфьев) и цикла эндокринологии;.

- для врачей, окончивших педиатрический факультет, при подготовке к работе в педиатрическом отделении СМП (с учетом специфики работы в скорой помощи) включались и вопросы острой патологии взрослого кон­тингента больных.

В результате заметно повысился уровень знаний, кроме того, 12 врачей-интернов стали соавторами научных статей и методических рекомендаций, опубликованных в печати.

За прошедшие 25 лет с момента организации интернатуры по СМП про­шли специализацию и получили удостоверения, а позже и сертификаты по специальности "врач скорой медицинской помощи" около 400 врачей города и области.

Изучение опыта подготовки врачей-интернов на основании анализа ан­кетного опроса – подтверждает целесообразность данной формы совершенствования знаний молодых специалистов и оправданность тех корректив, которые были внесены в учебный план и программу интернатуры.

Высокий уровень организации интернатуры Свердловской ССМП был отмечен в приказе Свердловского областного отдела здравоохранения (№ 1667-К, от 29.07.88), а опыт рекомендован для изучения и внедрения на ССМП и ЛПУ городов области. Одним из убедительных качественных по­казателей уровня подготовки врачей является динамика диагностических и тактических ошибок: до интернатуры – 14,0 – 16 %, после – 7,0 – 8,0 %.

В настоящее время старые традиции продолжают работники станции скорой помощи им. В. Ф. Капиноса – М. А. Кириченко – главный врач, А.В. Бушуев (зам. главного врача по лечебной работе), А. Д. Николаев, И. В. Холкин, сотрудники организованной в 2002 году кафедры то­ксикологии и скорой медицинской помощи (заведующий кафедрой профес­сор В. Г. Сенцов), доктор медицинских наук К. М. Брусин, доцент О. В. Новикова, ассистенты кафедры, кандидаты мед. наук К. В. Малкин, С. И. Богданов, В. А. Бровкин, В.И.Белокринцкий и автор настоящей работы.

Примечание: В 2009 г. вновь организованную кафедру СМП возглавила проф. Л.А.Соколова. Помимо указанных, в учебном процессе участвуют сотрудники МУ «ССМП»: ассисенты И.В.Холкин, Е.Аникин, Ф.Д.Ваисов, Д.Ф.Хусаинова и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 279; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.