КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 7. Фирма как совершенный конкурент. Особенности рынка совершенной конкуренции
1.Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход. 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде. 3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. 4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками. 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции. Вопрос 1.Характеристика спроса в условиях чистой конкуренции. Валовой, средний, предельный доход. Черты рынка чистой конкуренции: а) существует очень большое число мелких фирм; б) фирмы производят стандартную продукцию (например, пшеницу); в) новые фирмы могут легко войти в отрасль и выйти из нее. Это означает, что ни одна из них не способна влиять на цену продукта и должна приспосабливаться к рыночным ценам производимого отраслью товара. В условиях совершенной конкуренции кривая спроса на продукцию фирмы будет всегда абсолютно эластична. Рис.1. Кривая спроса фирмы в условиях совершенной конкуренции Рис.2. Валовой, средний, предельный доход в условиях совершенной конкуренции В действительности чистая конкуренция довольно редка, только некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранной валюты). Это не означает, что анализ функционирования конкурентного рынка - неуместное занятие. Чистая конкуренция является стандартом для сравнения и оценки эффективности реальной экономики. Вопрос 2. Поведение фирмы на рынке чистой конкуренции в краткосрочном периоде. Цель, которую ставит перед собой фирма - получение максимальной прибыли. Достижение цели в условиях, когда конкурентная фирма является ценополучателем, зависит от объема производства, который фирма может осуществить. Чтобы получить максимальную прибыль фирма должна осуществлять объем производства, позволяющий это сделать. В краткосрочном периоде фирма решает 2 вопроса: 1. Следует ли ей производить продукт или закрыться. 2. Если она остается в отрасли, то в каком объеме необходимо выпускать продукт, для того, чтобы максимизировать прибыль или минимизировать убытки? Для ответа на эти вопросы используем два подхода: 1. Сравнение валовых показателей. 2. Сравнение предельных величин. Первый подход: сравнение валовых показателей. 1. Условие закрытия: TR < ТVC Рис. 5.3. Закрытие конкурентной фирмы Минимизация убытков: ТVC <TR< ТС Рис. 5.5. Минимизация убытков конкурентной фирмы Условие самоокупаемости: TR = ТС Рис. 5.4. Самоокупаемость конкурентной фирмы. 4. Максимизация прибыли: TR >ТС Рис. 5.6. Максимизация прибыли конкурентной фирмы Второй подход: сравнение предельных показателей. MR= МС; P=MC 1. Условие закрытия: Р < min АVC Рис.5.7. Закрытие конкурентной фирмы
2. Минимизация убытков: min АVC <Р < AС Рис.5.8. Минимизация убытков конкурентной фирмы 3. Условие самоокупаемости: Р = AС 4. Максимизация прибыли: Р >АС Рис.5.9. Максимизация прибыли конкурентной фирмы
Вопрос 3. Кривая предложения фирмы и отрасли в краткосрочном периоде. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде - это отрезок кривой предельных издержек, расположенной выше минимума средних переменных издержек. Р1 – цена закрытия, Р2 – цена минимизации убытков, Р3 цена самоокупаемости, Р4 – цена максимизации прибыли. Рис. 5.10. Кривая предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде Общий объем предложения на конкурентном рынке складывается из предложения отдельных фирм. Графически это изображается путем суммирования кривых предложения отдельных конкурентных продавцов по горизонтали. Цена равновесия на чисто конкурентном рынке, как было выяснено ранее, определяется общим объемом предложения и общим объемом спроса. Рис.11. Конкурентное равновесие для фирмы и для отрасли в краткосрочном периоде Цена равновесия является величиной заданной для отдельной фирмы и одновременно есть результат решений о производстве всех фирм, взятых как группа. Она может быть ценой, максимизирующей экономическую прибыль, или ценой самоокупаемости, а также ценой, минимизирующей убытки фирм-чистых конкурентов. Вопрос 4. Равновесие фирмы и отрасли в долгосрочном периоде. Нулевая экономическая прибыль. Кривая предложения отрасли с постоянными, возрастающими и убывающими издержками. В долгосрочном периоде конкурентная цена будет стремиться к минимуму средних общих издержек (P=min AC). Допущения: 1. единственное долгосрочно приспособление – вступление фирм в отрасль или их массовый отток; 2. фирмы имеют одинаковые кривые издержек; 3. это отрасль с постоянными издержками. Если цена превышает средние общие издержки (D2>D1), то возможность получить экономическую прибыль привлекает новые фирмы в отрасль. Это расширение отрасли будет увеличивать предложение продукции до тех пор, пока цена не снизится и не станет равной средним общим издержкам (Ре2=Ре1). Рис.12. Временные прибыли и восстановление равновесия типичной фирмы и в отрасли в долгосрочном периоде Рис.13. Временные убытки и восстановление равновесия типичной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде Если цена меньше средних общих издержек (D2<D1), неизбежность убытков заставляет фирмы покидать отрасль. Общий объем предложения продукции будет сокращаться, цена повысится и станет равной средним общим издержкам (Ре2=Ре1). Таким образом создается ситуация длительного равновесия: ни экономических прибылей, ни убытков. Фирмы получают нормальную прибыль, т.е. цена равна минимуму средних общих издержек: P = min AC. Кривая предложения в долгосрочном периоде для отрасли с постоянными издержками будет абсолютно эластичной. Издержки не возрастают, если отрасль использует неспецифические ресурсы. Рис.14. Кривая предложения отрасли с постоянными издержками Кривая предложения в долгосрочном периоде для отрасли с возрастающими издержками является восходящей. Дополнительный спрос на ограниченное количество ресурсов вызывает рост цен на них и рост издержек производства. Кривая предложения отрасли в долгосрочном периоде может быть и нисходящей. Это связано со снижением издержек производства (например, при закупке ресурсов оптом), в результате снижения цены ресурса. Рис. 15. Кривая предложения отрасли с возрастающими издержками Рис.16. Кривая предложения отрасли с убывающими издержками
Вопрос 5. Эффективность рынка совершенной конкуренции. В чисто конкурентной экономике эффективно распределяются ресурсы. Это обеспечивается при условии, когда Р (оценка общества)=МС(альтернативные издержки), т.е. производитель, стремящийся получить прибыль, расширяет объем производства до тех пор, пока предельные издержки не станут равны цене. При этом достигается и производственная эффективность. Фирмы производят продукцию с минимумом средних затрат и продают ее по цене, соответствующей этим издержкам: P = minAC. Таким образом, выполняется тройное равенство: Ограничения: 1. неравное распределение доходов приводит к производству пустяков для богатых, отказывая бедным в удовлетворении основных потребностей; 2. побочные издержки и общественные блага – это издержки и выгоды перелива, которые нарушают эффективность; 3. производственная техника – высокие затраты на современную технику не стимулируют ее внедрение мелкими фирмами; 4. ограниченность диапазона потребительского выбора.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |