Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия




1. Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.

2. Модели олигополистического ценообразования. Модель ломаной кривой спроса, основанная на тайном сговоре олигополии, лидерство в ценах, ценообразование по принципу "издержки плюс", модель Курно.

3. Роль неценовой конкуренции. Экономическая эффективность олигополии.

Вопрос 1 Основные признаки олигополии. Особенности ценового поведения фирмы-олигополиста.

К основным признакам олигополии относятся:

1. Немногочисленность, т.е. относительно малое количество фирм, господствующих на олигополистическом рынке.

2. Обладание значительной долей рынка каждой олигополистической фирмой.

3. Всеобщая взаимозависимость и необходимость для каждой фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения ее ценовой политики.

4. Продукция в олигополистической отрасли может быть как стандартизированной, так и дифференцированной.

5. Развитие неценовой конкуренции, особенно в условиях олигополии с дифференцированной продукцией.

6. Причинами, лежащими в основе развития олигополии, являются различные барьеры для вступления в отрасль, такие, как эффект масштаба, владение патентами, сырьем, значительные расходы на рекламу, эффект слияния.

Примером отраслей с развитием олигополии являются металлургическая, машиностроительная и химическая промышленность.

Экономический анализ не предполагает общепринятой характеристики ценообразования в условиях олигополии. Существуют две главные причины, объясняющие, почему трудно использовать формальный экономический анализ при объяснении ценового поведения олигополии:

1. Олигополия включает в себя многообразие особых рыночных ситуаций, что мешает выработке одного обобщенного объяснения, как определить цену и объем производства.

Существуют следующие виды олигополии:

a) жесткая олигополия, при которой две или три фирмы господствуют в отрасли и «расплывчатая» олигополия, при которой шесть и семь фирм делят 70-80% рынка, и существует конкурентное окружение из более мелких фирм;

б) олигополия со стандартизированной и олигополия с дифференцированной продукцией;

в) олигополия объединяет ситуации, в которых барьеры для вступления в отрасль являются различными по прочности.

Существование множества видов олигополии мешает разработке единой модели ценообразования

Взаимозависимость и немногочисленность осложняют ситуацию, неспособность фирмы точно предвидеть ответные действия конкурентов, делает практически невозможным оценить спрос и предельный доход, а без этих данных фирма не может даже теоретически определить цену и объем производства.

Вопрос 2. Модели олигополистического ценообразования. Модель ломаной кривой спроса, основанная на тайном сговоре олигополии, лидерство в ценах, ценообразование по принципу "издержки плюс", модель Курно.

Можно выделить две основные черты олигополистического ценообразования:

1. Олигополистические цены имеют тенденцию быть негибкими или жесткими (меняются реже, чем в других моделях рынка).

2. Если цены меняются, то у всех фирм, т.е. олигополистическое ценовое поведение предполагает наличие стимулов к согласованным действиям или тайному сговору при назначении и изменении цен.

Чтобы понять сущность олигополистического ценообразования, рассмотрим его основные модели.

 

I. Модель ломаной кривой спроса (не основанная на тайном сговоре олигополии)

Допустим, в олигополистической отрасли функционирует три независимые фирмы, текущая цена на их продукцию равна Р1, а продажи Q (рис.8.1). Если одна из фирм изменяет цену, и конкуренты поддерживают это изменение, то спрос на продукцию фирмы будет неэластичным, т.к. значительного изменения объема продаж не произойдет. Графически спрос и предельный доход этой фирмы будет выглядеть, как Д1 и MR1. Если конкуренты не поддержат изменение цены, то произойдет значительное изменение ее продаж и спрос будет эластичным. В этом случае графически спрос и предельный доход этой фирмы представляют кривые Д2 и MR2. Скорее всего, конкуренты олигополиста будут игнорировать увеличение цены, но следовать снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса олигополиста является ломаной (Д2 Д1), и кривая предельного дохода (MR2 MR1) имеет разрыв.

 

Рис. 1. Ломаная кривая спроса

Этот анализ доказывает негибкость цен в условиях олигополии, не основанной на тайном сговоре. Негибкость возникает по двум причинам:

1) Ломанный характер кривой спроса свидетельствует о том, что любое изменение цен ухудшит положение фирмы. Если фирма повысит цену, то потеряет потребителей, так как конкуренты не поддерживают это повышение; если понизит – то увеличение продаж будет незначительным, т. к. конкуренты поддержат это снижение.

2) Ломанный характер кривой спроса означает, что в определенных пределах значительные изменения в издержках (от МС1 до МС2) не будут оказывать никакого воздействия на объем производства и цену.

Данной модели ценообразования присущи два основных недостатка:

1) Модель не объясняет механизма образования текущей цены.

2) Модель не объясняет, почему для олигополии на практике очень часто характерно повышение цен.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.