КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 9. Бухгалтерское дело в организациях различных форм собственности
9. 1. Особенности бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах. 9.2. Особенности бухгалтерского дела в производственных и потребительских кооперативах. 9.3. Особенности бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях. 9.4. Особенности бухгалтерского дела в некоммерческих организациях. 9.5. Особенности организации бухгалтерского дела по договору о совместной деятельности. 9.6. Особенности бухгалтерского дела на малых предприятиях. 9.7. Особенности бухгалтерского дела в финансово-промышленных группах. 9.1. Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное товариществом или обществом в процессе деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества создаются в форме: • полного товарищества, участниками которых (полными товарищами) выступают индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации и которые занимаются предпринимательской деятельностью, неся полную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом; • товарищества на вере (коммандитного товарищества), где наряду с полными товарищами, имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несyт риск убытков в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в деятельности товарищества. Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, их участниками являются отдельные граждане и юридические лица. Хозяйственное общество может быть создано одним лицом, которое становится его единственным участником. Вкладом в имущество товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права, а также иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. 9.2. Особенности организации бухгалтерского дола в производственных и потребительских кооперативах Особенности бухгалтерского учета в производственных кооперативах. Деятельность производственных кооперативов регулируется ст. 107—112 ГК РФ. Производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной деятельности, основанное на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами имущественных паевых взносов. В их деятельности могут участвовать и юридические лица, он является коммерческой организацией. Учредительным документом производственного кооператива является устав. Члены кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом. Число членов кооператива не должно быть менее пяти. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса, а остальную часть — в течение года с момента регистрации. Кооператив не вправе выпускать акции; имущество, находящееся в собственности кооператива, делится на паи его членов в соответствии с уставом. Прибыль распределяется между членами производственного кооператива в соответствии с их трудовым участием или в ином порядке, отраженном в уставе. Главной чертой производственного кооператива является наличие неделимого имущества, вместо уставного капитала чаще всего здесь создается неделимый фонд. Он представляет собой сумму имущества, объединенного участниками кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности. Для производственного кооператива так же, как и для хозяйственного общества, характерно личное трудовое участие в нем членов-пайщиков, в роли которых обычно выступают граждане, не являющиеся предпринимателями. Участие в управлении делами кооператива строится по принципу «один пайщик — один голос» и не зависит от размера пая. Распределение между пайщиками полученной прибыли происходит всегда с обязательным учетом трудового вклада, а не только имущественного взноса. Неделимый фонд увеличивается за счет: • взносов денежных средств и имущества членами кооператива; • перечислений части получаемой ими прибыли в неделимый фонд; • включения в него части прибыли. Паевой фонд уменьшают за счет: • паев, выданных выходящим членам кооператива; • покрытия балансовых убытков, которые не перекрыты резервным фондом. 9.3. Особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях Порядок создания, реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных унитарных предприятий (в дальнейшем ГУП) определен ГК РФ, В соответствии с ним ГУП — это государственное и в то же время коммерческое предприятие. ГК РФ определяет ряд особенностей, которые отличают ГУП от других коммерческих предприятий: • они создаются и действуют на основе государственной или муниципальной собственности; • учредителем ГУП является государство или муниципальное образование; • собственник, передавая ГУП имущество в хозяйственное ведение или оперативное управление, не утрачивает прав на собственность; • ГУПы в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью. ГУПы могут быть двух разновидностей с различным объемом имущественных прав и оперативно-хозяйственной самостоятельностью: • унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, в том числе федеральное государственное унитарное предприятие, государственное унитарное предприятие, государственное муниципальное предприятие; • унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие). Унитарным предприятием признается коммерческая организация – несобственник, создаваемая государством или муниципальным образованием на праве оперативного управления. Их имущество неделимо на вклады, паи, доли, а целиком принадлежит собственнику-учредителю. 9.4. Особенности организации бухгалтерского дела в некоммерческих организациях Бухгалтерский учет и отчетность некоммерческих организаций (далее НКО) с учетом их своеобразного юридического статуса и налогового режима заслуживает особого внимания. Для выполнения целевых программ некоммерческой организации следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени, что предусмотрено ст. 3 Закона РФ «О некоммерческих организациях». Под сметой принято понимать документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств на финансирование расходов организации. Требования к составлению сметы доходов и расходов законодательно не определены. В связи с этим некоммерческая организация может самостоятельно определять статьи доходов и расходов сметы, планировать их размер в соответствии с имеющимися источниками средств и направлениями своей деятельности. Смета утверждается высшим органом управления организации. В случае выполнения нескольких целевых программ составляется смета на каждую из них. По окончании отчетного периода либо при выполнении каждой целевой программы следует составлять отчет об исполнении сметы, который утверждается тем же органом, что и смета. При необходимости сметы можно корректировать, утверждая корректировки высшим органом. Ограничить те или иные расходы могут только уставные документы либо жертвователи, грантодатели и учредители. Единственное ограничение в части оплаты труда административно-управленческого персонала благотворительной организации (не более 20% финансовых средств, расходуемых организацией за финансовый год) предусмотрено п. 3 ст. 16 Закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». При этом указанный лимит не распространяется на лиц, участвующих в реализации этих программ. Если организация выполняет несколько целевых программ, то при распределении административно-хозяйственных расходов она вправе самостоятельно выбрать метод учета таких расходов, отразив его в учетной политике. 9.5. Особенности организации бухгалтерского дела по договору о совместной деятельности Порядок заключения и исполнения договора простого товарищества регламентируется ст. 1041—1054 ГК РФ. По договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели. Это могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором. Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора. Денежная оценка вклада производится по соглашению товарищей. При ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если договором не установлено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками, либо совместно всеми участниками договора. В отношении с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех участников удостоверяется доверенностью, выданной ему остальными товарищами, или договором. 9.6. Особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях В последнее время выявился небывалый рост малого предпринимательства, особенно в сфере, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и множества работников. Малых предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров. В Российской Федерации установлены следующие критерии отнесения предприятий к малому бизнесу: 1. малое предприятие является коммерческой организацией; 2. доля участия в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. 3. Средняя численность работников за отчетный период не превышает 100 человек и 250 человек для средних предприятий. 4. Выручка за год без НДС не превышает 400 млн. рублей, для среднего бизнеса 1000 млн. рублей. Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства малому предприятию рекомендуется вести бухгалтерский учет с применением следующих систем регистров бухгалтерского учета: • единой журнально-ордерной формы счетоводства для предприятий; • журнально-ордерной формы счетоводства для небольших предприятии и хозяйственных организаций; • упрощенной формы бухгалтерского учета согласно Типовым рекомендациям. 9.7. Особенности организации бухгалтерского дела в финансово-промышленных группах Одной из наиболее перспективных тенденций в развитии бизнеса в стране является приобретение одними компаниями пакетов акций других, создание дочерних обществ, заключение договоров о совместной деятельности, слияние и объединение компаний другими способами и т.д. Все это приводит к появлению финансово-промышленных групп взаимосвязанных организаций, называемых концернами, холдингами, синдикатами и др. Процесс объединения организаций для ведения бизнеса с общими целями (консолидация) обусловлен экономическими причинами: благодаря консолидации общества имеют возможность стать более конкурентоспособными, получить доступ к новым технологиям, расширить сферу своей деятельности, развить деловые связи, привлечь новых опытных работников, приобрести налоговые, кредитные и другие преимущества. В Законе РФ № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» финансово-промышленная группа (ФПГ) определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои активы на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. Участниками ФПГ признаются юридические лица, подписавшие договор о создании ФПГ, и учрежденная ими центральная компания ФПГ либо основное и дочерние общества, образующие ФПГ. Дочерние хозяйственные общества могут входить в состав ФПГ только вместе со своим основным обществом. В состав ФПГ могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций. Участие в более чем одной ФПГ не допускается. Контрольные вопросы. 1. Каковы особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных товариществах и обществах? 2. Перечислите особенности организации бухгалтерского дела в производственных и потребительских кооперативах. 3. Каковы особенности организации бухгалтерского дела в государственных унитарных организациях? 4. Перечислите особенности организации бухгалтерского дела по договору о совместной деятельности. 5. Что считается субъектом малого предпринимательства? Перечислите основные особенности организации бухгалтерского дела на малых предприятиях. 6. Назовите основные особенности бухгалтерского учета в финансово-промышленных группах. Дайте понятие консолидированной отчетности. ЛИТЕРАТУРА. 1. Бреславцева Н.А., Медведева О.В., Нораревян Г.Г. Бухгалтерское дело. - М.: «Приор-издат», 2004 г. 2. Бухгалтерское дело: Учебное пособие. Под ред. Н.Н. Хахоновой. - Москва: ИЦК «Март», 2003 г. 3. Бухгалтерское дело; Учебное пособие для вузов. Под ред. Профессора Л.Т. Гиляровской. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. 4. Проданова Н. А., Зацаринная Е. И. Бухгалтерское дело. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006 г. 5. Соколова Е.С. Бухгалтерское дело. Учебник. - М.: ИД ФБК - Пресс, 2003г.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |