Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества педагога




Читайте также:
  1. II. В основу анализа качества диагностики положен принцип Е.Э.Бена
  2. Анализ качества произведенной продукции
  3. Анкета для исследования качества жизни в городах
  4. Взаимосвязь выручки от реализации продукции и качества продукции.
  5. Возникновение профессионального полицейского образования
  6. Волевые качества и их развитие
  7. Вопрос 4. Монопольная цена. Негативные последствия монополизма. Антимонопольная политика государства.
  8. Вопрос 59. Особенности условий страхования профессиональной ответственности
  9. Вопросы для зачета по результатам прохождения базового уровня профессиональной подготовки приемных родителей и родителей-воспитателей
  10. Гигиенические показатели качества рыбы.
  11. Гидробиологические критерии качества воды, используемые в практике мониторинга.

Понятие «профессиограмма педагога».

Тема 1.4. Профессиональные и личностные качества и способности педагога

План

1.Понятие «профессиограмма педагога».

2.Доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества педагога.

3.Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств педагога.

4.Понятие «педагогические способности».

5.Группы педагогических способностей.

 

Профессиограмма – понятие весьма широкое, оно включает множество аспектов. В психолого-педагогической литературе профессиограмма учителя рассматривается как обобщенная идеальная абстрактная модель личности учителя, интегрирующая наиболее существенные личностные и специфические производственные качества, профессиональные знания, навыки и умения, обеспечивающие успех в решении задач профессионального становления. Деятельность учителя и неисчислимое множество нужных для нее профессиональных и душевных качеств в рамки профессиограммы вместить трудно.

И все-таки можно выделить профессионально важные качества учителя, т.е. качества, способствующие эффективному выполнению педагогической деятельности и достижению педагогического мастерства.

Проблеме профессионально значимых личностных качеств учителя посвящают свои исследования Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев, В.А. Сластенин, В.А. Сухомлинский, Т.С. Полякова, В.И. Журавлев, В.П. Симонов и др. Они считают профессионально значимые личностные качества фундаментальным компонентом личности учителя.

Профессионально значимые личностные качества учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Группу доминантных профессионально значимых личностных качеств составляют следующие качества:

  • гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);
  • любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);
  • оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);
  • справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);
  • общительность (педагогический такт, коммуникабельность);
  • требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);
  • альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);
  • волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);
  • толерантность – терпимость, снисходительность к людям;
  • педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);
  • эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость) – совет № 4 В.А. Сухомлинского из книги «100 советов учителю»;
  • интеллигентность (обаяние, духовность);
  • современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);
  • доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);
  • креативность (творчество).

При отсутствии любого из них учитель-воспитатель не может плодотворно осуществлять педагогическую деятельность.



Ученые еще говорят и о так называемых периферийных профессионально значимых личностных качествах, и о таких качествах, наличие которых у педагога расценивается как профессиональные противопоказания и которые служат причиной профессиональной непригодности.

Под периферийными понимают те качества личности учителя, которые не оказывают решающего влияния на продуктивность его педагогической деятельности, однако способствуют ее успешности. К периферийным профессионально значимым личностным качествам относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

К негативным профессионально значимым личностным качествам учителя воспитателя относятся: беспечность, нерешительность подозрительность, капризность, вспыльчивость, злопамятность, некоммуникабельность, мнительность, несдержанность, равнодушие, зависимость, мстительность, высокомерие, холодность, безалаберность, импульсивность, эгоизм, легковерие, обидчивость, нервозность, необязательность, завистливость, рассеянность, неуверенность в себе пассивность и др.

Список качеств – профессиональных противопоказаний: наличие дурных привычек (наркомания, алкоголизм и др.); нравственная распущенность; рукоприкладство; грубость и жестокость; беспринципность; безответственность; некомпетентность в области преподаваемого предмета; низкий уровень общительности.





Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 8927; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.001 сек.