Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Группы педагогических способностей




Понятие «педагогические способности».

Взаимосвязь личностных и профессиональных качеств педагога.

Личность учителя – основное условие и средство успеха педагогического процесса, ее не могут заменить ни учебные пособия, ни мастерски выполненные методические разработки. Выполнить свою задачу учитель сможет лишь в том случае, если будет непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Педагогическое мастерство требует огромного труда души, постоянного поиска, напряжения духовных и физических сил, активной работы над собой. Личность учителя представляет собой не простую совокупность свойств и характеристик, а целостное динамическое образование, поэтому вопрос о структуре личности учителя, о профессионально важных качествах, которые определяются профессиограммой учителя является весьма существенным.

Под понятием «способности» принято понимать индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого и предполагающие успешность овладения определенной деятельностью и совершенствования в ней. Способности к педагогической деятельности — элемент структуры педагогического мастерства. Способности указывают на особенности протекания психических процессов, содействующих успешности педагогической деятельности.

Способности к педагогической деятельности, как и к другой, можно обнаружить в том, как быстро идет профессиональное обучение, насколько глубоко и прочно будущий педагог овладевает приемами и способами педагогической деятельности.

 

В наиболее обобщенном виде группы педагогических способностей были сформулированы В.А. Крутетским, который дал им соответствующие определения:

Группы педагогических способностей Характеристика
Дидактические способности Это способности адаптировать учебный материал, доходчиво преподносить знания, вызывать интерес к предмету, возбуждать у учащихся познавательную активность, способность организовывать самостоятельную работу учащихся и формировать у них потребность к самостоятельному получению знаний.
Академические способности Это способности к соответствующей области наук (к математике, физике, биологии, литературе и т.д.); знание преподаваемого предмета не только в объеме учебного курса, а значительно шире и глубже; потребность и способность к проведению собственной исследовательской работы.
Перцептивные способности Это способности к психологической наблюдательности, умение замечать изменения во внутреннем состоянии ученика.
Речевые способности Это способности ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Эти способности проявляются не только во время сообщения учителем нового материала, но и в процессе его реакции на ответы учеников.

 

Литература:

  1. Бордовская Н.В. Педагогика: учебное пособие для студентов и преподавателей высших учебных заведений. – СПб., 2007.
  2. Борытко Н.М. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2007.
  3. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.– М., 1996. – С. 76–81.
  4. Гоноболин Ф.Н. Книга об учителе.– М., 1965.
  5. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии.– М., 1995.
  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  7. Крутецкий В.А. Педагогические способности как профессионально значимые качества личности в системе формирования социально активной личности учителя. – В кн. Формирование социально активной личности учителя. – М., 1983. – С. 36.
  8. Митина Л.М. Психологические аспекты труда учителя.– Тула, 1991.
  9. Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов /Под ред. В.Д. Симоненко. – М., 2005.
  10. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /Под редакцией П.И. Пидкасистого. – М., 2004.
  11. Педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М., 2007.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.