Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Комплексная оценка эффективности транспортных систем




Анализ методов оценки эффективности транспортных систем

III.5 Эффективность транспортных систем городов и регионов.

Транспортный комплекс занимает особое место в экономике городов и регионов. Его продукцией выступают транспортные услуги, связанные с удовлетворением потребностей в пространственном перемещении грузов и людей, а также выполняемые в городах и регионах работы по реконструкции и развитию транспортно-производственной базы, ремонту и обслуживанию подвижного состава и перегрузочной техники, строительству и ремонту путей сообщения, сооружений и объектов транспортной сети. Чем сложнее экономика городов и регионов, тем большее влияние оказывает качество перевозочного процесса и производительность транспортного комплекса на реализацию социально-экономических целей.

В настоящее время общепризнанным является положение о том, что рыночный механизм в чистом виде в ряде случаев дает сбои и не срабатывает. Фиаско рынка возникает при выпуске так называемых общественных благ и из-за внешних эффектов, например, из-за загрязнения окружающей среды. Как показал еще в начале 20в. А.Пигу, на данной основе в реальной экономике могут складываться значительные расхождения между частными и социальными выгодами, частными и социальными издержками (стоимостью) производства и услуг. Это необходимо учитывать при формировании институциональной и производственной структуры экономики, транспортно-продуктовых и финансовых потоков. Транспорт оказывает услуги экономическим субъектам, которые в силу своей социально-экономической важности часто выступают в значительном своем объеме в виде общественных благ, при этом в результате развития транспортных систем могут возникнуть мощные положительные и отрицательные внетранспортные эффекты.

В современных условиях выбор проекта развития производства продукции и услуг, в том числе и развития транспортных систем, в странах рыночной экономикой осуществляется на основе оценочных процедур, в рамках подхода, который носит название анализа издержек и выгод. В проектах развития транспортных комплексов городов и регионов издержки и выгоды должны определяться с позиции всего общества. В соответствии с данным подходом лучшим считается тот проект, который обеспечивает получение максимальной чистой выгоды, выступающей как разность между общественными издержками. С развитием городов и регионов усложняется их взаимодействие с перевозочными процессами, усиливается потребность более полного учета разнообразных факторов, определяющих эффективность проектов модернизации транспортных систем.

При разработке программ экономического и социального развития городов и регионов, выборе текущих и перспективных направлений развития отдельных видов транспорта в целом или отдельных предприятий возникает потребность обоснования эффективности капитальных вложений и других затрат в транспортные системы, а также оценки уровня использования в них основных фондов. Оценку эффективности развития транспортных комплексов городов и регионов целесообразно осуществлять, опираясь на получившие признание общие подходы анализа эффективности хозяйственных процессов в рыночных условиях, учитывая особенности транспортных систем и все многообразие форм проявления результатов (эффектов) их совершенствования.

Эффект капитальных вложений и других затрат в транспортную систему выражается посредством социального, экологического и экономического эффектов (результатов).

К числу социальных результатов, достигаемых за счет расширения и совершенствования материальной базы транспортного комплекса, а также на основе мероприятий, не требующих капитальных вложений, относятся:

- повышение безопасности передвижения;

- улучшение физического развития населения;

- сокращение заболеваемости;

- увеличение продолжительности жизни и активной трудовой деятельности человека;

- увеличение свободного времени и повышение качества его использования;

- рост культурного и образовательного уровня населения.

Экологический результат заключается в уменьшении отрицательного воздействия транспорта на окружающую среду и связан со снижением загрязнения ее атмосферы вредными выбросами, шумом и экономией городской территории. Экологические результаты рассчитываются по разности показателей отрицательного воздействия на окружающую среду и по разности показателей состояния окружающей среды до и после реализации проекта.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.