КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема № 3 Виды транспорта
1. Дорожный транспорт. Понятие дорожный транспорт обозначает несколько видов транспорта, имеющих различную техническую базу, но объединенных эксплуатацией на дорожной сети общего пользования. К видам дорожного транспорта относятся: - автомобильный транспорт; - городской электрический уличный транспорт (трамвай, троллейбус); - немеханический транспорт — использует мускульную силу человека (велосипед) или животных (гужевой, вьючный). В дорожном транспорте пути сообщения организационно и экономически обособлены от субъектов, непосредственно осуществляющих транспортную деятельность. В дорожном транспорте имеются два экономических сектора, достаточно развитых и многочисленных по составу субъектов их деятельности: коммерческий и некоммерческий. Деятельность в области дорожного транспорта может осуществляться как на профессиональной основе, так и гражданами в их личных, бытовых целях. Подвижной состав дорожного транспорта включает: автомобили различного назначения (легковые автомобили, автобусы, грузовые и специальные автомобили) и мотоциклы; экипажи городского электротранспорта (троллейбусы и вагоны трамвая); гужевые повозки; в ближайшей перспективе — электромобили. В коммерческом секторе следует выделить два направления деятельности: во-первых, это деятельность, целью которой является оказание транспортных услуг и выполнение транспортных работ (иначе говоря, транспортная деятельность относится к основному производству); во-вторых, это деятельность, в процессе которой транспортные услуги и работы "на сторону" не оказываются и не выполняются (например, перевозка закупленных материалов автомобилями промышленного предприятия для целей осуществления основного производственного процесса). Заметим, что и в том и в другом случаях транспортная деятельность осуществляется только на профессиональной основе. Автотранспортная некоммерческая деятельность также имеет два направления: во-первых, это автомобильные перевозки во время осуществления государственной и муниципальной службы (милицейский и военный транспорт; пожарные, спасательные автомобили и проч.); во- вторых, к некоммерческому сектору относится транспортная деятельность граждан, в личных (бытовых) целях эксплуатирующих автомобили, мотоциклы и прицепы к ним, немеханические транспортные средства. Если государственно-муниципальные потребности в транспорте удовлетворяются на профессиональной основе, то транспортная деятельность граждан является непрофессиональной. Поскольку автомобильный транспорт, прежде всего грузовой, осуществляет обслуживание по принципу "от двери до двери", он тесно назначение и использование этих фондов, источники средств, поступающих в них. 2. Железнодорожный транспорт. Основа законодательной системы — Конституция, Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" (25.08.95, № 15Э-ФЗ), Федеральный закон "Транспортный устав железных дорог Российской Федерации" (08.01.98, № 2-ФЗ) и Федеральный закон "О естественных монополиях" (17.08.95, № 147-ФЗ). Правовая система железнодорожного транспорта России по-своему уникальна, поскольку ее формирование началось около полутора веков тому назад и в советский период, когда разрушалось все, касающееся старой России, в отношении железнодорожного законодательства была сохранена преемственность. Это объяснялось тем, что железнодорожный транспорт в России исконно представлял собой государственную монополию, в связи с чем не требовалась его национализация. Многие действующие ныне нормативные документы железнодорожного транспорта содержат нормы, впервые появившиеся еще в период Российской Империи. Например, нынешний ТУЖД — восьмая версия российского устава железных дорог — его предшественники принимались в 1885 г., 1920 г., 1922 г., 1927 г., 1935 г., 1954 г., 1964 г., последовательно развивая положения предыдущих документов. Федеральный закон "О федеральном железнодорожном транспорте" определяет экономические, правовые и организационные основы деятельности федерального железнодорожного транспорта, его место и роль в экономике и социальной сфере Российской Федерации, регламентирует отношения организаций железнодорожного транспорта с органами государственной власти, организациями других видов транспорта, юридическими лицами и гражданами, являющимися собственниками объектов железнодорожного транспорта, пассажирами, отправителями и получателями грузов, грузобагажа и багажа. Железнодорожные перевозки федеральными законами "О естественных монополиях" и "О федеральном железнодорожном транспорте" отнесены к сфере естественных монополий, что предопределяет особые условия развития и функционирования железнодорожного транспорта. Субъектом естественной монополии на железнодорожные перевозки является государство. Имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Закреплено имущество в хозяйственном ведении и оперативном управлении за предприятиями и учреждениями железнодорожного транспорта. Средства, полученные от операций с имуществом железнодорожного транспорта, зачисляются в общую сумму доходов предприятий железнодорожного транспорта и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы предприятий, на балансе которых находится это имущество. Согласно Федеральному закону "О федеральном железнодорожном транспорте" (ФЖТ) железнодорожный транспорт является транспортом общего пользования и находится в ведении Российской Федерации, представляет собой единый производственно-технологический комплекс с входящими в него предприятиями и учреждениями производственного и социального назначения, государственное управление которым осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В этой связи в законе отождествляются понятия "федеральный железнодорожный транспорт" и "железнодорожный транспорт". Федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта является Министерство Транспорта и Связи России, относящееся к органам исполнительной власти Российской Федерации. Регулирование хозяйственной деятельности железных дорог, других предприятий и учреждений железнодорожного транспорта, в том числе входящих в состав железных дорог и являющихся юридическими лицами, по отношению к которым железные дороги выполняют функции управления, в области организации и обеспечения перевозочного процесса, осуществляется Министерством Транспорта и Связи (МТС) России. Контроль за деятельностью предприятий и учреждений железнодорожного транспорта наряду с МТС России осуществляют также другие федеральные органы исполнительной власти, на которые в соответствии с законодательством Российской федерации возложены функции по такому контролю. Управление перевозочным процессом на железнодорожном транспорте производится централизованно и отнесено к исключительной компетенции МТС России. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, общественные и иные организации и граждане не вправе вмешиваться в деятельность железнодорожного транспорта, связанную с перевозочным процессом, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. В составе железнодорожного транспорта России функционируют железные дороги. Законом ФЖТ определено, что железная дорога — основное государственное унитарное предприятие железнодорожного транспорта, обеспечивающее при централизованном управлении и во взаимодействии с другими железными дорогами и видами транспорта потребности экономики и населения в перевозках в обслуживаемом регионе на основе регулирования производственно-хозяйственной и иной деятельности предприятий и учреждений, входящих в его состав. Тарифы на перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа по железным дорогам Российской Федерации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации на основе государственной бюджетной, ценовой и тарифной политики, в соответствии с Федеральным законом "О естественных монополиях". Тарифы на международные железнодорожные перевозки устанавливаются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. На железнодорожном транспорте установлен особый порядок землепользования. Землями железнодорожного транспорта являются земли федерального значения, предоставляемые безвозмездно в постоянное (бессрочное) пользование его предприятиям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач. К землям железнодорожного транспорта относятся земли, отведенные под железнодорожные пути и станции (включая полосу отвода), а также под защитные и укрепительные насаждения, строения, здания, сооружения и иные объекты, необходимые для эксплуатации и реконструкции железных дорог с учетом перспективы их развития. Для целей, носящих временный характер, предприятиям и учреждениям железнодорожного транспорта могут также предоставляться земли на условиях аренды. Охрана грузов в пути следования и на железнодорожных станциях, охрана объектов железнодорожного транспорта, а также проведение противопожарной профилактической работы, пожарный надзор и ликвидация пожаров на железнодорожном транспорте осуществляются подразделениями военизированной охраны МТС России. Положение о военизированной охране МТС России утверждается Правительством Российской Федерации. Перечень грузов, подлежащих охране и сопровождению указанными подразделениями, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Порядок охраны и сопровождения таких грузов устанавливается МТС России. Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации устанавливаются МТС России. Инструкцию по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации (утверждена МТС России 6.08.2004), установившую правила приема, отправления и пропуска поездов при различных средствах сигнализации и связи как в нормальных условиях, так и в случаях неисправности этих устройств, приема и отправления поездов в условиях производства ремонтно-строительных работ на железнодорожных путях и сооружениях, производства маневров на станциях, выдачи предупреждений на поезда и другие правила, связанные с выполнением указанных операций; Железнодорожный транспорт при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, грузобагажа и багажа в смешанном сообщении взаимодействует с морским, воздушным, автомобильным и речным видами транспорта. Перевозки пассажиров^ грузобагажа и багажа в прямом смешанном сообщении осуществляются в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Перевозки грузов в прямом смешанном сообщении производятся на основании ТУЖД, правил перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, а также уставов, кодексов, правил и тарифов, регулирующих перевозки на соответствующем виде транспорта. 3.Воздушный транспорт. Понятие "воздушный транспорт" существует, как альтернатива наземным и водным видам транспорта, использующим иную среду для перевозок. Термин "воздушный транспорт" широко используют на практике, обозначая им транспортную деятельность, осуществляемую в воздушном пространстве с использованием в качестве подвижного состава воздушных судов. Основным актом российского законодательства, регулирующим деятельность в области воздушного транспорта, является Федеральные законы и "Воздушный кодекс Российской Федерации" (ВК РФ). Для обозначения деятельности в воздушном пространстве Воздушный кодекс (статьи 20 — 23) оперирует наименованием "авиация". Понятие "воздушный транспорт" в Воздушном кодексе не используется, в связи с чем следует установить его содержательное описание ' в терминах рассматриваемого федерального закона, то есть связать его с понятием "авиация". Гражданская авиация используется в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты, а также воздушные работы, осуществляемые за плату, относятся к коммерческой гражданской авиации. К авиации общего назначения относится гражданская авиация, используемая на безвозмездной основе. Государственная авиация используется для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, для выполнения мобилизационно-оборонных задач. Экспериментальная авиация используется для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ, для испытания авиационной и другой техники, относящейся к экспериментальной авиации. Коммерческое использование государственной и экспериментальной авиации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Деятельность в воздушном пространстве регулируется воздушным правом — совокупностью правовых норм, устанавливающих порядок использования воздушного пространства, в том числе и для транспортных целей (перевозки пассажиров, багажа, грузов, почты). Воздушное право — относительно молодой раздел транспортного права, возникший вследствие изобретения в конце XIX в. капитан-лейтенантом Российского Императорского флота А.Ф. Можайским самолета. Необходимость формирования и применения воздушного права была обусловлена развитием в XX в. авиационной деятельности. Воздушное право подразделяется на национальное и международное. Национальное воздушное право Российской Федерации основывается на Конституции и Воздушном кодексе. Международное воздушное право, в формировании и применении которого активное участие принимает Россия, является конвенционным. В гражданской авиации действует порядок обязательной сертификации и лицензирования деятельности. Воздушным кодексом установлены некоторые существенные ограничения на принадлежность имущества авиации. Так, имущество гражданской авиации — воздушные суда, аэропорты, аэродромы, технические средства и другие средства, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов — может находиться в соответствии с российским законодательством в государственной и муниципальной собственности, в собственности юридических лиц. Такое же имущество государственной авиации может находиться в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов федерации. Объекты единой системы организации воздушного движения могут находиться только в федеральной собственности. В собственности граждан России могут находиться гражданские воздушные суда. Специально уполномоченным органом в области гражданской авиации является государственная служба гражданской авиации. Организация использования воздушного пространства исходит из обеспечения безопасного, экономичного и регулярного воздушного сообщения и включает в себя: установление структуры воздушного пространства; планирование и координированное его использование; обеспечение разрешительного порядка использования воздушного пространства; организацию воздушного движения (управление воздушным движением, организацию его потоков и организацию воздушного пространства); контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства. Организация использования воздушного пространства осуществляется органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Рассмотренная организация воздушного пространства наряду с использованием средств аэронавигации, радиолокации и радиосвязи при надлежащем управлении обеспечивает одновременное безопасное движение в различных направлениях множества воздушных судов. Органы единой системы организации воздушного движения и специально уполномоченный орган в области обороны осуществляют контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства. Органы управления полетами осуществляют такой контроль в установленных для них зонах и районах. Воздушное судно, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке, приобретает национальную принадлежность России. На такое гражданское воздушное судно обязательно наносятся изображение Государственного флага Российской Федерации, присвоенные судну государственный и регистрационный опознавательные знаки. Могут также наноситься: изображение флага субъекта Российской Федерации (оно должно располагаться под изображением Государственного флага Российской Федерации и по размерам быть меньше его); товарные знаки — символы, надписи, эмблемы и иные знаки, зарегистрированные в порядке, установленном законодательством. Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификатов летной годности (удостоверений о годности к полетам). Требования к летной годности гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов и охране окружающей среды определяются федеральными авиационными правилами и обязательны для органов исполнительной власти всех уровней, юридических лиц и граждан, участвующих в соответствующих разработках, испытаниях, серийном производстве, приемке, эксплуатации и ремонте соответствующей продукции. Авиационное предприятие — юридическое лицо, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты, выполнение авиационных работ. Эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно. на правах собственности, аренды или на ином законном основании, использующие это воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Отсюда к числу авиационных предприятий могут быть отнесены только коммерческие эксплуатанты (эксплуатанты гражданской авиации). На территории России допускается создание авиационных предприятий с участием иностранного капитала при условии соблюдения ограничений: доля иностранного капитала в уставном капитале предприятия не превышает 49 %; иностранные граждане не должны занимать более одной трети постов в руководящем органе предприятия..Иностранные авиационные предприятия могут открывать на территории России свои представительства в соответствии с законодательством и (или) международными договорами Российской Федерации. Деятельность авиации обеспечивается различными наземными объектами, предназначенными для, технической и коммерческой эксплуатации воздушных судов, обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей, организации воздушного движения. Данные объекты могут эксплуатироваться различными организациями. В техническом отношении эти объекты подразделяют на аэродромы, аэровокзалы, другие сооружения. Определение этих объектов приведено в ст. 40 ВК. Гражданские аэродромы и аэропорты подлежат государственной регистрации. Данные о них включаются в "Государственный реестр гражданских аэродромов Российской Федерации" и "Государственный реестр аэропортов Российской Федерации" при наличии сертификатов летной годности. Ведение данных реестров осуществляет уполномоченный орган в области гражданской авиации. Формы билета, багажной квитанции и грузовой накладной устанавливает специально уполномоченный орган в области гражданской авиации. Форму почтовой накладной устанавливает специально уполномоченный орган в области почтовой связи совместно со специально уполномоченным органом в области гражданской авиации. 4. Водный транспорт. Водный транспорт по признакам, существенным с точки зрения транспортного права, подразделяют на морской и внутренний. Морской транспорт выполняет международные, дальние и каботажные перевозки пассажиров, багажа, грузов. Международные перевозки имеют целью перевозку пассажиров или грузов за границу и из-за границы Российской Федерации. Дальние перевозки осуществляются между российскими портами при пребывании судов в открытом море. Под каботажным сообщением (каботажем) понимают выполнение судами рейсов и соответствующие перевозки, осуществляемые вдоль российского побережья между портами Российской Федерации, относящимися к одному морскому бассейну. Главной географической чертой морских перевозок является то, что они осуществляются по водным путям сообщения, непосредственно связанным с открытым морем и территориальным морем иных государств, в связи, с чем к морскому транспорту применяются нормы международного морского права. Плавание и перевозки на внутреннем водном транспорте осуществляются по водным путям сообщения, находящимся целиком внутри территории Российской Федерации. Поэтому такие пути сообщения называют внутренними водными путями. К ним относятся реки, озера, водохранилища, каналы, включая искусственные сооружения на этих водных объектах, например шлюзы. По техническим возможностям, лимитирующим допустимое использование судов в том или ином виде сообщения, различают: - морские суда, сконструированные и оборудованные для плавания в море, что подтверждается надлежащей бортовой документацией; - суда смешанного плавания (типа река—море), которые по своим техническим характеристикам и оснащению могут плавать как в морях (преимущественно в каботаже), так и во внутренних водах. В зависимости от конкретного района плавания имеют на борту документацию, соответствующую морским судам, либо судам внутреннего плавания; - суда внутреннего плавания, сконструированные и оборудованные для плавания только по внутренним водным путям России и имеющие бортовую документацию, установленную для судов внутреннего плавания. По назначению суда подразделяют на пассажирские, грузопассажирские, грузовые различного назначения (универсальные сухогрузы, балкеры, танкеры, газовозы, контейнеровозы, лесовозы, рефрижераторы), паромы, промысловые суда, буксиры, спасательные суда, ледоколы, прогулочные и спортивные суда, исследовательские суда, военные суда — боевые корабли и вспомогательные корабли, пограничные корабли, полицейские суда и проч. Собственно к морскому транспорту относятся суда, предназначенные для перевозок пассажиров и грузов различного назначения, а также паромы. Кодекс торгового мореплавания принят в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации и наряду с другими федеральными законами, указами Президента и постановлениями Правительства Российской Федерации регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания. Имущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, регулируются КТМ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым КТМ, применяются правила гражданского законодательства. КТМ устанавливает, что перевозки и буксировка в сообщении между морскими портами России (каботаж) могут осуществляться судами, плавающими под Государственным флагом Российской Федерации. Суда, плавающие под иностранным флагом, могут осуществлять каботаж в соответствии с международным договором с участием России или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Органом управления, применительно к морскому транспорту, является Минтранс России в лице его Государственной службы морского флота. На эти органы возложен государственный надзор за торговым мореплаванием. Содержанием надзора являются соблюдение международных договоров с участием России и законодательства о торговом мореплавании, дипломирование членов судовых экипажей, государственная регистрация судов и прав на них, лоцманская служба и система управления движением судов в морских портах, состояние морских путей и обеспечение защиты морской среды. КТМ устанавливает статус морского торгового порта, морского рыбного порта и морского специализированного порта. Под морским торговым портом понимается «комплекс сооружений, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами и других услуг, обычно оказываемых в морском торговом порту». Морские специализированные порты — разновидность морского торгового порта, обслуживающего перевозки определенных видов грузов, например леса, нефти, и порты для обслуживания спортивных и прогулочных судов. КТМ в соответствующих главах и разделах подробно регулирует такие вопросы, как собственность, флаг и национальность судна, его регистрация и идентификация, осуществление технического надзора за судами, судовая документация, капитан и экипаж судна, государственный портовый контроль, морские лоцманы и лоцманская проводка судов, договоры морской перевозки пассажиров и грузов, договоры фрахтования судов, договоры буксировки, морского агентирования, морского посредничества и морского страхования, общая авария, возмещение убытков от столкновения судов и ущерба от загрязнения с судов, отношения по поводу затонувшего имущества, морской залог на судно и ипотека строящегося судна, арест судна, морские протесты, претензии и иски, применимое право. На внутреннем водном транспорте основой для регулирования отношений является Федеральный закон "Водный кодекс Российской Федерации" Издаваемые органами управления судоходством и судовладельцами документы не должны противоречить уставам службы на судах. Нарушение требований этих уставов влечет дисциплинарную или иную (административную, гражданско-правовую, уголовную) ответственность, установленную законом. Значительное число нормативных актов водного транспорта посвящено вопросам обеспечения безопасности плавания. Нормы по обеспечению безопасности мореплавания содержатся в КТМ, международном морском праве, Правилах плавания по внутренним водным путям РФ и др. Суда могут находиться в собственности граждан и юридических лиц, государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Таким судам предоставляется право плавания под Государственным флагом Российской Федерации. Подлежащие государственной регистрации морские суда и суда внутреннего плавания ст. 130 ГК отнесены к недвижимым вещам. Регистрация судов речного флота осуществляется органами судоходного надзора и обеспечения безопасности плавания, действующими на основании: Положения о Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации, устанавливающего основные задачи, функции и права органов государственного судоходного надзора Российской Федерации; Положения о Государственной речной судоходной инспекции бассейна, устанавливающего структуру, основные задачи, функции и права бассейновой судоходной инспекции. Маломерные суда регистрируются в Государственной инспекции по маломерным судам. Судно, подлежащее регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге, должно иметь название, присваиваемое собственником. Судну присваивается позывной сигнал, идентификационный номер судовой станции спутниковой связи (при наличии) и номер избирательного вызова судовой станции. Общее управление комплексом внутреннего водного транспорта возложено на Государственную службу речного флота МинТран России. Внутренние водные пути сообщения находятся в ведении Главного управления водных путей и гидросооружений. взаимодействует с магистральными видами транспорта, обеспечивая начальные и конечные фазы перевозочного процесса. Это требует координированного взаимодействия организаций различных видов транспорта. Гражданским кодексом установлены общие требования к выполнению перевозок в прямом смешанном сообщении (ст. 788) и к договорам транспортных организаций (ст. 799). Определено, что при перевозках пассажиров, груза и багажа в прямом смешанном сообщении взаимоотношения транспортных организаций и порядок организации перевозок определяются соглашениями, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) сообщениях. Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованные завоз и вывоз грузов и др.). Состав автотранспортного законодательства ввиду неразработанности его основы не определен. Однако можно указать на отдельные нормативные правовые акты, регулирующие конкретные стороны деятельности в области автомобильного транспорта. Наиболее урегулированным является обеспечение безопасности дорожного движения, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (БДД) - где определены правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами закона признаны охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), снижения тяжести их последствий. Законом введено лицензирование перевозок пассажиров и грузов; транспортно- экспедиционного обслуживания; ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств, осуществляемых на коммерческой основе; проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания дорог и дорожных сооружений на них; подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств, руководителей и специалистов предприятий транспорта, непосредственно связанных с обеспечением БДД в порядке, предусмотренном для лицензирования образовательной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; изготовления, установки и эксплуатации технических средств и систем регулирования дорожного движения; проведения инструментальной проверки технического состояния транспортных средств; изготовления бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении; торговли транспортными средствами и номерными агрегатами. Порядок лицензирования определяется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и разработанными в соответствии с ним положениями. Лицензии выдаются на такие виды деятельности, как: перевозки пассажиров, перевозки грузов, перевозки опасных грузов, транспортно- экспедиционное обслуживание, технические обслуживание и ремонт транспортных средств. Технические требования к транспортным средствам и их оборудованию регламентируются государственными стандартами, введенными в соответствии с Федеральным законом "О стандартизации". Транспортные средства, прошедшие ТО и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению БДД, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг. Нормы, правила и процедуры ТО и ремонта транспортных средств устанавливаются предприятиями-изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации. Единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения Российской Федерации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. На дорогах России установлено правостороннее движение. Законом ОБДД введено обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей, оказание медицинской помощи пострадавшим в ДТП, обучение участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. Граждане Российской Федерации, достигшие установленного законом ОБДД возраста (дифференцирован в зависимости от категории транспортного средства) и не имеющие ограничений в водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение специального права на управление транспортными средствами. При осуществлении автотранспортной деятельности используют четыре вида правил: - правила организации перевозок, регламентирующие организационно- технологические аспекты деятельности перевозчика; - правила технической эксплуатации, регламентирующие техническую эксплуатацию транспортных средств; - правила обслуживания пассажиров или клиентуры, устанавливающие порядок оказания соответствующих услуг; - правила пользования подвижным составом при получении услуг (только для пассажирских перевозок). Важное практическое значение имеет соблюдение требований, установленных Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, поскольку усталость Бодителей-профессионалов, работающих сверхнормативное время — частая причина многих ДТП с тяжелыми последствиями. Для контроля за соблюдением режима движения автомобиля применяются тахографы, фиксирующие на машинном носителе путевую информацию, подобно "черному ящику" в авиации. Федеральным законом "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" определены правовые основы осуществления автомобильных перевозок в международном сообщении грузовыми — транспортными средствами и автобусами по территории России, как для российских, так и для иностранных перевозчиков. Установлено, что иностранные перевозчики осуществляют перевозки по территории России в соответствии с российскими и многосторонними разрешениями. Международные перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов осуществляются в соответствии со специальными разрешениями, порядок выдачи которых определяется федеральным органом исполнительной власти в области дорожного хозяйства, а для международных перевозок опасных грузов аналогичный порядок определяется федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Безопасность движения на% городском наземном электрическом транспорте обеспечивается в соответствии с нормами рассмотренного выше Федерального закона "О безопасности дорожного движения". Разработаны правила технической эксплуатации, предусматривающие организационные и технические меры по обеспечению безопасной эксплуатации — трамваев, троллейбусов, контактно-кабельной сети и энергосиловых подстанций, рельсового пути трамвая. Специальное право на управление трамваями и троллейбусами, согласно закону ОБДД, предоставляется — лицам, достигшим двадцатилетнего возраста и сдавшим установленные экзамены. Закон ОБДД определил дорогу, как обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли, либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Сооружение и содержание федеральных автомобильных дорог осуществляются государственной службой дорожного хозяйства, имеющей территориальные дорожные органы. Обязательные технические требования к дорогам и дорожным сооружениям, порядку их строительства установлены комплексом государственных общероссийских стандартов (ГОСТ Р 50597—93 «Автомобильные дороги и улицы»). Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, внесенными законами Российской Федерации от 25.12.92, № 4226-1; 11.11.94 № 37-Ф3; 23.06.95; № 94-ФЗ; 22.08.95 № 151-ФЗ; 27.12.95 № 211-ФЗ) предусматривает формирование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) и определяет общие правовые основы создания дорожных фондов соответствующих органов государственной власти,
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3595; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |