Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сентября 2007 г. Литургические государства




 

Литургические государства. Литургия – служения (древнегреческий термин, например, возложение на богатого человека обязанности построить галеру). Литургическое государство – государство служебное. Все служат, каждый на своем месте. Даже фараон служит. Именно государство распределяет, кто на каком месте служит. Здесь господствует публичное право, идея свободы отсутствует или существует, но носит функциональный характер: свобода субъекту дается настолько, насколько она необходима для исполнения функции. Цель не связана с интересами отдельной личности. (В Советском союзе государство распределяло «трудовые ресурсы»). В ленинское время существовало «трудовое дезертирство» (человек приставлен к конкретному станку, если он уехал - расстрел). То же самое – в законах царя Хаммурапи. Литургические государства: Египет, Вавилон, Китай, отчасти Япония, феодальные государства Европы, СССР и другие государства реального социализма.

Противовес литургическому государству – рентное государство. Эти государства живут на ренту, то есть на налоги. Здесь господствует идея экономической свободы, это более-менее либеральные государства. Чтобы жить на ренту, надо эту ренту заработать. Значит, надо дать субъекту свободу в той мере, чтобы он мог свободно зарабатывать. Такими государствами были государства Греко-римской цивилизации. Идея свободы в экономическом плане порождает рыночные отношения, где все становится предметом купли-продажи. Древняя Греция – пример развитой рыночной экономики: международная торговля и международное разделение труда, Родосское право, пираты задавлены, существовали банки и безналичный расчет. Существовал наряду с товарным рынком и рынок факторов производства, в том числе рынок труда. Возникла проблема приобретения рабочей силы. Античный мир решил эту проблему появлением рабов как основного фактора производства. Существовал даже специальный остров, где продавались рабы. Римская Империя практически повторила эту историю – тоже был развит рынок рабов. Империя эффективно функционировала, пока было рабство. Для этого римляне и вели постоянные войны – чтобы получать новых рабов. Когда рынок рабов рухнул, рухнула и вся рыночная экономика, и вся империя.

Либеральная экономика предполагает наличие рынка – в том числе рынка факторов производства и рынка труда. Но способность к труду неотделима от личности человека. В античных условиях личность не принималась во внимание: раб был товаром, он был вещью, способной к труду. Значит, рынок труда не выделился. То есть трудовое право не выделилось из гражданско-правового регулирования: было все равно, что сдается в наем – рояль или раб. (Раб настолько не считался личностью, что один римлянин, который хотел считаться знатоком поэзии, купил 9 рабов, знающих Гомера и т.д.) Свободному человеку в античности работать на другого человека за вознаграждение было стыдно. Человек, который работает по договору, был презреннее раба.

Таким образом, в литургическом государстве трудовое право не выделилось из публично-правового регулирования, а в чистом рентном государстве – из гражданско-правового.

В Риме существовал и наемный труд – кое-кто из свободных людей работал по договору location conduction operarum. Но никому не приходила в голову «дикая мысль» охраны труда. Эти отношения оставались гражданскими.

 

Обособление отношений труда начинается в XIX веке. У этого две причины – экономическая и морально-нравственная. Экономика стала основываться на идее свободы. Российская буржуазия вместе с большевиками боролась за «свободу народного труда». На Западе это – свобода труда, торговли и промышленности. Каждый может работать как хочет, производить что хочет. Господствует идея договора. Возникает рынок труда. Возникло промышленное производство, основой которого являлся наемный труд, труд по договору. Итак, первый фактор – превращение наемного труда в социально-значимое явление (= возникновение экономики, основанной на наемном труде).

Индивидуалистическое понимание естественного права. Первое естественное право человека – право на свободу. Если есть оковы – их надо устранить. Я человек, значит я рождаюсь свободным. Вокруг меня тоже люди – они тоже свободны. Люди равны в своей свободе. Равенство – идея, производная от свободы.

Только свободный интерес заставляет свободного человека работать в пользу другого свободного человека. Пересечением их интересов является договор. Возникает система отношений, основанных на системе наемного, договорного труда.

 

Признаки наемного труда.

 

Несамостоятельный труд Самостоятельный
Принудительный Наемный
  В интересе и под руководством другого лица  
  Труд экономически свободного человека, который взаимодействует с другим свободным субъектом  
  Наемный труд всегда имеет договорную форму  
  Работник отчужден от вещественных факторов производства и ~ даже отчужден от самого себя. Это означает, что работник не приобретает никаких имущественных прав, кроме права на получение заработной платы. Но он и не принимает на себя предпринимательские риски работодателя. Заработная плата является выражением цены труда этого работника.  
  Способность к труду становится объектом управления со стороны работодателя, работник подпадает под его власть.  

 

В XIX веке социальная значимость наемного труда выразилась в количественном отношении – наемных работников стало так много, что их стало невозможно не замечать.

И тут начинает примешиваться социально-психологический фактор. (В Риме рабов было не меньше, чем в конце XIX века наемных работников. Но это никого не беспокоило. А в XIX веке возникает вопрос: а может ли человек быть предметом договора? В Риме такое никого не удивляло). В этот период осознают разницу между наймом имущества и наймом труда. Один человек приобретает власть над другим, а это чревато рабством… Дорога к рабству может лежать и через договор. То, что было допустимо в древности, в этот период стало недопустимым. Поэтому стало понятно, что трудовой договор нужно отделить от всех остальных меновых договоров и обратить на него особое внимание общества. Нужно сохранить свободу личности – краеугольный принцип современной цивилизации.

Эти две причины выделили договор личного найма из прочих имущественных сделок. Причем в российском Своде законов изначально договор личного найма был отделен от договора найма имущества (то есть не в конце века, а уже в 1830 годах).

 

Таким образом, трудовое право возникло вследствие обособления отношений наемного труда. Исторически, в генетическом плане трудовое отношение – это отношение труда по найму (см. признаки наемного труда).

Предметом правового регулирования трудового права является трудовое отношение. Основной разновидностью трудового отношения является отношение труда по найму.

Но в современных условиях предмет трудового права стал шире, чем просто отношения наемного труда. Есть «пограничные зоны» с публичным и частным правом, которые в чистом виде отношениями найма труда не являются. (Грань с публичным правом – государственная служба. Е.Б. Хохлов считает, что госслужба – труд. Цель, которая ставится перед госслужащим, - реализация его способности к труду. Отличие госслужбы от трудовых отношений – наличие единственного работодателя, монопсония, причем этот субъект – государство – не свободен в рамках правового государства. Таким образом, стороны служебного контракта не свободны и договорная форма сведена к нулю. С другой стороны, трудовое право соприкасается с частным – особенности регулирования труда руководителя организации-предпринимателя, который нанят коммерческой организацией. Это «предприниматель на службе юридического лица»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 323; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.