Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Производство и ценообразование в условиях монополистической конкуренции




Монополистическая конкуренция — это модель рынка, которая характеризуется следующими чертами:

• наличие относительно большого числа независи­мо действующих фирм, имеющих небольшую долю в отраслевом выпуске продукции; в типичном случае раз­мер рыночной доли фирмы составляет от 1 до 10%;

• фирмы производят товар, обладающий исключи­тельными качествами или характеристиками, которые служат основанием для предпочтения их товара товару конкурирующих фирм; это является основой неценовой конкуренции;

• фирмы не считаются с реакцией соперников при выборе цен на свои товары и объемов годовых продаж;

• сравнительная легкость вступления в отрасль спо­собствует появлению конкуренции со стороны новых фирм.

Из характеристики модели монополистической кон­куренции вытекают следующие положения.

Первое. Кривая спроса монополистического кон­курента, как и чистой монополии, наклонена вниз. Она менее эластична, чем у конкурентной фирмы, но более эластична, чем у чистого монополиста. Степень элас­тичности зависит от числа конкурентов и дифференциа­ции продукции: чем больше число конкурентов и меньше дифференциация продукции, тем монопольная конку­ренция ближе к чистой.

Второе. Монополистический конкурент может под­нять цену на свой товар без падения продаж до 0. Вслед­ствие дифференциации продукции всегда будет достаточ­ное число потребителей, готовых заплатить более высо­кую цену.

В краткосрочном периоде монополистический кон­курент может получить прибыль, а может столкнуться с убытками. Стремясь максимизировать прибыль (миними­зировать убытки), монополистический конкурент произ­водит такой объем продукции, при котором MR = МС. Эти ситуации во многом схожи с поведением чистого монополиста.

В долгосрочном периоде чистая прибыль привлечет новые фирмы. Увеличение числа соперничаю­щих фирм увеличивает предложение товара, число име­ющихся заменителей. Спрос на продукт любой отдель­ной фирмы падает и становится более эластичным по цене; цена и предельный доход падают. Новые фирмы продолжают входить на рынок до тех пор, пока чистая прибыль не исчезает.

Убытки вызовут массовый выход фирм из отрасли и перемещение их ресурсов в более выгодные предприя­тия. Сокращение предложения товара увеличит спрос на продукт отдельной фирмы; цена и предельный доход возрастают. Выход фирм из отрасли продолжается до тех пор, пока убытки не исчезнут, и фирмы будут получать нулевые прибыли.

Таким образом, в долгосрочном периоде монопо­листический конкурент получает нулевую прибыль и на­ходится в состоянии равновесия. У него нет стимула для выхода из отрасли.

С точки зрения использования ресурсов, модель мо­нополистической конкуренции не является эффективной. Оптимальный объем производства не достигает величин, где средние издержки фирмы минимальны; более высокой является и цена. Для монополистического конкурента, как и для чистого монополиста, (МС = MR) < min AC < Р.

Если же оценить эффективность этой модели с точки зрения удовлетворения запросов потребителей, то много­образие товаров более предпочтительно, чем однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.