КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Радиолокационный скоростемер
Радиолокационный скоростемер – это радиолокатор, предназначенный для измерения скорости движения, координаты и ускорения тел. Работа прибора основана на явлении Доплера для электромагнитных волн, то есть на изменении частоты принимаемых волн, зависящей от скорости относительного движения излучателя и приемника. Скоростемер применяется на сортировочных горках и входит в комплекс регулирования скорости движения вагонов. Основными элементами скоростемера являются передатчик, являющийся излучателем электромагнитных волн и приемник отраженных волн. Излученные и отраженные волны сравниваются по частоте в смесителе, и разность частот, пропорциональная скорости измеряется частотомером. Определим изменение частоты электромагнитных волн после отражения от движущегося вагона, обусловленное явлением Доплера. Для процессов с электромагнитными волнами, распространяющимися со скоростью света, следует применять законы теории относительности Эйнштейна. Пусть вагон удаляется от скоростемера со скоростью V (рис. 13.2). Пусть за некоторое время τ 0 на частоте ν 0 передатчиком излучен сигнал из некоторого числа колебаний N = ν 0 τ 0. Поместим в вагон наблюдателя, регистрирующего электромагнитные волны. Для наблюдателя время процесса излучения сигнала передатчиком, согласно теории относительности, замедляется
. (13.14) Здесь , с = 3∙108 м/с – скорость света в вакууме. За время приема сигнала наблюдателем вагон переместится на расстояние Vτ и длительность принимаемого наблюдателем сигнала дополнительно возрастет на время распространения волной этого расстояния: . Подставив длительность излученного передатчиком сигнала с точки зрения наблюдателя из формулы (13.10), получим . Поделив число колебаний на это время, получим для частоты сигнала, принимаемого наблюдателем формулу . (13.15) Электромагнитная волна отражается от стенок вагона с частотой, определяемой по формуле (13.11). Для приемника скоростемера вагон является излучателем. Повторяя предыдущий расчет, получим для частоты, регистрируемой приемником скоростемера, такую же формулу (13.11), только вместо ν 0 будет νваг: . Подставив частоту отраженного от вагона излучения (13.11), получим для частоты приема . Отсюда скорость вагона можно определить по формуле (13.16)
Если вагон удаляется от скоростемера, то частота, регистрируемая приемником, уменьшается. Если приближается, то знак скорости вагона следует изменить на противоположный и частота, регистрируемая приемником, увеличивается. Таким образом, по изменению частоты можно определить скорость вагона и направление движения. Так как скорость вагона значительно меньше скорости электромагнитных волн в 108 раз, то относительное изменение частоты 10-8 весьма незначительно. Погрешность измерения частоты отраженной волны может превысить искомую разность частот в миллионы раз. Однако малую разность частот гармонических колебаний можно определить методом биений. Для этого в смесителе скоростемера складываются электромагнитные колебания передатчика и приемника: . (13.17)
Как видно, при сложении колебаний близких частот, результирующее колебание имеет частоту, равную полусумме складываемых частот, а его амплитуда периодически изменятся с частотой, равной половине разности частот (рис. 13.3). Итак, частота биений равна . Эта частота измеряется частотомером скоростемера. По показаниям частотомера по формуле (13.16) определяется скорость вагона.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |