Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 1. Формы речи. Устная и письменная форма речи. Жанры речи




ПЛАН

1. Особенности устной и письменной формы речи.

2. Кодифицированная устная речь, ее особенности.

3. Разговорная речь, ее особенности.

4. Просторечие как форма устной речи, его особенности.

1. Особенности устной и письменной формы речи

Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной:

Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые хорошо описаны в книге Л.А. Введенской и П.П. Червинского "Теория и практика русской речи". [Ростов-на-Дону, 1997. – 480с.]

Устная речь:

- звучащая;

- создается в процессе говорения;

- характерны словесная импровизация и некоторые языковые особенности (свобода в выборе лексики, использование простых предложений, употребление побудительных, вопросительных, восклицательных предложений различного рода, повторы, незаконченность выражения мысли).

Письменная речь:

- графически закрепленная;

- может быть заранее обдумана и исправлена;

- характерны некоторые языковые особенности (преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов).

Устная речь отличается от письменной также характером адресата. Письменная речь обычно обращена к отсутствующим. Тот, кто пишет, не видит своего читателя, а может лишь мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника. Говорящий и слушающий не только слышит, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от этой реакции.

Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанный текст, возвращаться к нему, изменять, исправлять.

Различен и характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значения отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух. Чтобы ее воспроизвести еще раз, необходимы специальные технические средства. Поэтому устная речь должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

Вот что писал о разном восприятии устной и письменной речи И.Андроников в статье "Слово написанное и сказанное":

Если человек выйдет на любовное свидание и прочтет своей любимой объяснение по бумажке, она его засмеет. Между тем та же записка, посланная по почте, может ее растрогать. Если учитель читает текст своего урока по книге, авторитета у этого учителя нет. Если агитатор пользуется все время шпаргалкой, можете заранее знать - такой никого не сагитирует. Если человек в суде начнет давать показания по бумажке, этим показаниям никто не поверит. Плохим лектором считается тот, кто читает, уткнувшись носом в принесенную из дому рукопись. Но если напечатать текст этой лекции, она может оказаться интересной. И выяснится, что она скучна не потому, что бессодержательна, а потому, что письменная речь заменила на кафедре живую устную речь.

В чем тут дело? Дело, мне кажется, в том, что написанный текст является посредником между людьми, когда между ними невозможно живое общение. В таких случаях текст выступает как представитель автора. Но если автор здесь и может говорить сам, написанный текст становится при общении помехой. [Указ. раб., с.200-201].

Письменная форма речи чаще всего представлена нормированным (кодифицированным) языком, хотя имеются такие жанры письменной речи, как заявления, письма, докладные, объявления и под., в которых может быть отражен разговорный язык и даже просторечие.

Устная форма речи неоднородна в стилистическом отношении и проявляется в трех разновидностях: нормированная (кодифицированная) речь, разговорная речь, просторечие. Каждая из этих разновидностей характеризуется особыми коммуникативными и стилевыми признаками (понятие стиля см. далее).


Кодифицированная устная речь, ее особенности. К коммуникативным признакам кодифицированной (нормированной) речи относятся:

- официальность общения, установка на официальное общение;

- подготовленность речи.

Стилевыми признаками нормированной речи являются:

- соответствие литературной норме;

- большая соотнесенность с письменной формой речи;

- общепонятность;


небольшая возможность выбора вариантов языковых единиц.


Разговорная речь, ее особенности. К коммуникативным признакам разговорной речи относятся:

- непринужденность общения;

- неофициальная обстановка общения;

- неподготовленность речи.

Стилевыми особенностями разговорной речи являются:

- тенденция к свободному производству языковых единиц и тяготение к автоматизму речи;

- широкое использование речевых стереотипов;

- конситуативность (опора на ситуацию как составную часть коммуникативного акта);

- вариативность, подвижность языковых средств.

Разговорная речь в сравнении с кодифицированным языком обладает особенностями, которые проявляются на всех уровнях языковой системы: фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом.

Фонетические особенности разговорной речи:

- большая вариативность произношения;

- территориальные варианты произношения;

- редукция произношения, выпадение звуков (неполный стиль).

Лексические особенности разговорной речи:

- широко представлена нейтральная стилистически лексика, используются слова из общенародного языка (общеупотребительная лексика);

- свободное образование новых слов (окказионализмов – "слов по случаю");

- использование слов с разной стилистической окраской (переплетение книжных, разговорных, просторечных слов);

- расширение значения слов общенародного языка.

Из многочисленных морфологических особенностей языка для разговорной речи характерно:

- отсутствие склонения у сложных и составных числительных;

- отсутствие простой формы превосходной степени прилагательных (типа интереснейший) и сложной сравнительной степени (типа более интересный), малое использование кратких форм прилагательного (типа интересна, знаменательна);

- широкое использование глаголов в форме прошедшего времени и настоящего повествовательного при рассказе о прошлых событиях (типа: шел я вчера и вдруг вижу…);

- отсутствие причастий и деепричастий;

- широкое употребление местоимений;

- широкое употребление частиц, междометий.

Синтаксические особенности разговорной речи:

- эллиптичность (пропуск членов предложения, которые легко восстанавливаются из ситуации);

- повтор слов (для выражения усиления действия, признака: делаю-делаю; хожу-хожу; далеко-далеко);

- незаконченные предложения;

- широкое использование вставных конструкций, вводных слов и предложений, уточнений, пояснений;


особые разговорные конструкции: обращения, оценочные конструкции типа: Еще бы!, Еще как!, Ну и ну!; объединения глаголов типа взяли и приехали.


4. Просторечие как форма устной речи, его особенности

Коммуникативные качества просторечия представлены следующими признаками:

- речевое "неразличение" коммуникативных сфер официального и непринужденного общения;

- отсутствие специфических форм этикета (вежливого и подчеркнуто вежливого обращения) либо их смешение;

- смешение функционально-стилевых форм речевого поведения;

- свободное включение единиц других форм (разговорной речи, кодифицированного языка, профессиональных жаргонов) в зависимости от темы и ситуации (стремление к интуитивно-тематической дифференциации языковых средств);

- наличие "официальной" и непринужденной форм;

- сосуществование особой письменной формы (объявления, заявления, письма);

- значительная степень индивидуальной вариативности в речи говорящих;

- большая выраженность тенденций, общих у просторечия с разговорной речью (тенденции к экономии речевых затрат и упрощению);

- коммуникативная несогласованность высказывания со сферой адресата и нарушенность обратной связи с собеседниками;

- большая опора на личный речевой опыт говорящего.

[Л.А. Введенская, П.П. Червинский. Указ. раб., с. 208-209].

Стилевыми особенностями просторечия являются:

- обращения на "ты" к незнакомым;

- смешение "ты" и "вы" в пределах общения с одним коммуникантом;

- неразличение экспрессивно окрашенных и эмфатических (усиленных) форм, включение их в речь наравне с нейтральными;

- широкий диапазон форм обращения, коммуникативная активность вокативных форм для создания тона отношений в акте коммуникации;

- обилие уменьшительно-ласкательных форм;

- нарушенное использование в речи стилистически отмеченных моделей кодифицированного литературного языка (обычно единиц официально-делового стиля);

- значительная степень редукции и сжатия звуков, большая, чем в РР; еще меньшая четкость произношения звуков, часто за порогом их различимости;

- пропуски, опущения, структурная и семантическая нарушенность высказывания, рассогласованность взаимных реплик диалога.

[Указ. раб., с. 209].

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите формы русского литературного языка.

2. Назовите признаки устной формы речи.

3. Назовите признаки письменной формы речи.

4. Какие разновидности выделяются в устной форме речи?

5. Назовите коммуникативные признаки кодифицированной речи.

6. Назовите коммуникативные признаки разговорной речи.

7. Назовите коммуникативные признаки просторечия.

8. Назовите стилевые особенности кодифицированной речи.

9. Назовите стилевые особенности разговорной речи.

10. Назовите стилевые особенности просторечия.

11. К какой разновидности устной формы речи относится научный доклад, выступления на семинаре, беседа с друзьями или в семье?

 

ЛЕКЦИЯ 2. ОСНОВНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОБЩЕНИЯ (РЕЧЕВОЕ СОБЫТИЕ, РЕЧЕВАЯ СИТУАЦИЯ, РЕЧЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ)


ПЛАН

1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества.

2. Понятие речевого события, его характеристика.

3. Основные признаки речевой ситуации.

4. Речевой этикет.


1. Речевое взаимодействие. Роль слова (речи) в жизни общества

Речевое взаимодействие людей – необходимое условие жизни общества. Не случайно люди всегда ценили слово, верили в его силу. Приведем несколько примеров.

Уже в глубокой древности люди высоко ценили воздействующую силу слова. Более 2500 лет тому назад в древней Греции шла борьба между спартанцами и мессенцами. Оказавшись в затруднительном положении, спартанцы обратились за помощью к оракулу. Жрец сообщил, что пришлет человека, которого спартанцы должны поставить во главе войска. Велико было удивление спартанцев, когда перед ними предстал тщедушный и хромой поэт – лирик Тиртей. Оракул не обманул ожиданий спартанцев: оказалось, что Тиртей владел одним из самых могучих орудий, каким могут пользоваться люди, - силой зажигательного слова. Тиртей пел пламенные гимны доблестным воинам и клеймил позором предателей и трусов. Воодушевленные спартанцы воспрянули духом и разбили врага.

На заре существования человечества вера в силу слова проявлялась в магических заклинаниях, заговорах, в наличии различных запретов на произношение тех или иных слов, чтобы произнесенное вслух слово не навредило человеку (табу).

К. Носилов в книге "На Новой Земле" приводит пример табу у ненцев: "Но более всего нас радовало, когда нам бабушка выворожит белого медведя. Про него она никогда прямо не скажет (упоминать имя его "ошкуй" грешно для самоедов, а для женщин в особенности)…." (с.44).

Ю. Шесталов также пишет: "С тех пор медведей стали убивать. Но мансиец не скажет: "Я убил медведя", а молвит: "Я низвел его". И не по имени медведя называют, а "в лесу живущим "величают". [Ю. Шесталов. Когда качало меня солнце. – Лениздат, 1983, с.239]

В Библии отражена божественная природа слова: "Вначале было Слово, и Слово было от Бога, и Слово был Бог". [Евангелие от Иоанна]

Библия рассматривает слово как важнейшее средство человеческого общения. В "Книге притчей Соломоновых" завещано: "Приложи сердце свое к учению и уши твои – к умным словам" [гл. 23, 12]. В "Книге Екклесиаста" (проповедника) подчеркивается: "Слова мудрых – как иглы и как вбитые гвозди, и составители их от единого пастыря" [гл. 12, 11]. "Толковая Библия, или комментарии к тексту священного писания", изданная Институтом перевода Библии [Стокгольм, 1987, т. 2], дает такое толкование значения этих слов: "Слова мудрых, подобно палке погонщика, будят людей от нравственного равнодушия и лени, поскольку здесь имеются в виду те острия, которые находятся на палке пастуха и погонщиков". [Указ. раб., с. 35-36]

Искусство слова, умение говорить высоко ценятся Библией. Какие же требования предъявляет Библия к речам человека? Прежде всего – это умение говорить по существу. В "Евангелии от Матфея" читаем: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься" [гл. 12, 36-37]. Апостол Павел поучает: "…. Бабьих басней отвращайся" [2 послание к Тимофею, гл. 2, 16]; "Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам…". [гл. 5, 4]

Следующее требование к речи состоит в том, что слово должно быть продуманным и твердым: "Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово" [Книга премудростей Иисуса сына Сирахова, гл. 5, 12], "Будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ". [Там же, гл. 5, 13] Особенно твердым в выполнении обещанного должен быть человек, поклявшийся самым святым для себя: "Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу". [Второзаконие, гл. 23, 23] Особенности речи Библия тесно связывает с нравственным, интеллектуальным уровнем человека. В Библии на эту тему очень много изречений, например: "Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен" [Книга притчей Соломоновых, гл. 17, 20]; "В речах – слава и бесчестие, и язык глупого бывает падением ему". [гл. 5, 15]

Библия запрещает нам злоречие, клевету, использование слова во вред человеку. Апостол Павел учит: "Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим". [Послание к Ефсеянам, гл. 4, 29]

"Дурное слово на ветер молвится", - часто говорят в народе, но Библия предостерегает от легкомысленного отношения к гнилым (дурным) словам, чтобы не оскорблять слушающих, а приносить духовную пользу.

В "Послании к колоссянам" апостол Павел пишет: "А теперь отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших". [гл. 3, 8]

"Не прослыви наушником и не коварствуй языком твоим: ибо на воре стыд, на двоязычном – злое порицание", - читаем мы в "Книге премудростей Иисуса сына Сирахова" [гл. 5, 16, 17], "Боятся в городе дерзкого на язык и ненавидят опрометчивого в словах". [Там же, гл. 9, 23]

В "Послании к Римлянам" апостола Павла говорится: "Злоречивы, клеветники, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы…. делающие такие дела достойны смерти…". [гл. 1, 30 – 32]

Апостол Павел внушает, что надо уметь обуздать язык свой, это уже является признаком высокого нравственного совершенства. Общечеловеческая греховность особенно проявляется в связи с неправильным употреблением дара слова. Кто может обуздать язык, то может обуздать свое существо.

"Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него", – говорится в другом месте. [Книга притчей Соломоновых, гл. 29, 20]

Библия в сильных образных выражениях рисует гибельные действия необузданности языка. Пожар зла и гибели, зажигаемый языком, воспламеняет и сжигает огнем страстей весь круг жизни человеческой:

"5. Так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь, как много вещества зажигает.

6. И язык – огонь, прикраса неправды, язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспламеняем от геенны, ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может; это неудержимое зло, он исполнен смертоноснаго яда.

7. Им благословляем Бога и отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию.

8. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть". [Послание апостола Иакова, гл. 3]

Эта же мысль выражена в других словах: "Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживает язык свой от лукавых речей". [Первое соборное послание апостола Петра, гл. 10] Библия наставляет: "Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы….". [Евангелие от Матфея, гл. 7, 1 – 2]

Особо почитается Библией дар слова у тех, кто призван учить: у учителей, проповедников. "Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания тем же Духом, – читаем "Послание святого апостола Павла к коринфянам", – иному чудотворения, иному различие духов, иному разные языки, иному истолкование языков" [гл. 14], говорится и о пользе дара языков: если говорящий языками может изъяснить собравшимся смысл своей речи, дар языков ставится на уровень с даром пророчества. Состояние же говорящего языками, но не способного разъяснить свою речь – состояние несовершенное, и прекрасная сама по себе речь говорящего останется бесполезной для слушателей, в таком случае владение языками становится даром бесплодным.

В Библии уделяется внимание ораторским данным апостолов, пророков. Особенности речей пророков, их смысл и форма изучаются апостолами: "…будет искать мудрости всех древних и упражняться в пророчествах: он будет замечать сказания мужей именитых и углубляться в тонкие обороты притчей, будет наследовать сокровенный смысл изречений и заниматься загадками притчей" [Деяние апостолов, гл. 38, 13]; "Мудрые слова были в учении их: они изобрели музыкальные строи, и гимны предали писанию". [Деяние апостолов, гл. 44, 3] Не случайно наиболее почитаемы христианские святые Иоанн Златоуст, апостол Иоанн Богослов, Апостол Петр, которые славились умением говорить.

Речи апостолов обычно воодушевленные, форма изложения мыслей афористическая. Сила речей такова, что многих они (пророки, апостолы) обращали в свою веру. Например, речь апостола Петра обратила в свою веру "мужей": "Многие же из слушавших слово уверовали; и было таковых людей около пяти тысяч".

Говоря о проповеднической деятельности апостолов, Библия обращает внимание на то, в чем заключается сила проповедей. Одна из главных черт речей пророков – уверенность в своей правоте: "А я исполнен силы Духа Господня, правоты и твердости, чтобы высказать Иакову преступление его…". [Книга пророка Михея, гл. 3, 8]

Не менее важным качеством апостольских речей является их смелость: "И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всей смелостью говорить слово Твое, … и исполнились все Духа Святого и говорили слово Божие с дерзновением".

Вот как описывает силу проповеди апостола Петра известный польский писатель Генрих Сенкевич (1846-1916) в романе "Камо грядеши?" (1896), где действие разворачивается на протяжении последних четырех лет правления римского императора Нерона (64-68 г. н.э.): "… Петр стоял перед коленопреклоненными, старый, озабоченный человек, в эту минуту казавшийся воплощением дряхлости и немощи.

… А тем временем Петр заговорил, и голос его вначале был настолько тих, что с трудом можно было расслышать слова:

- Дети мои! Я видел на Голгофе, как Бога пригвождали к кресту. Я слышал стук молотков и видел, как поставили крест стоймя, дабы толпы смотрели на смерть сына человеческого…

Далее Петр заговорил голосом уже более громким:

- Почто жалуетесь? Господь сам предал себя мукам и смерти, а вы хотите, чтобы он вас от нее охранил? О, маловерные! Неужто вы не поняли его учение? Неужто он вам обещал одну и ту же жизнь? Вот он приходит к вам и говорит вам: "Идите моим путем!", вот он подымает вас к себе, а вы цепляетесь за землю и вопите: "Господи, спаси!" Я, который перед богом прах, но перед вами апостол божий и наместник, говорю вам именем Христовым: "Не смерть перед вами, но жизнь, не муки, но неслыханные наслаждения, не слезы и стоны, но песнь, не рабство, но престол царский! Я, апостол господень, говорю тебе, вдовица, сын твой не умрет, но родится во славе для жизни вечной, и ты соединишься с ним! Тебе, отец, у кого невинных дочерей опозорили палачи, я обещаю, что ты найдешь их сияющими белизной, как лилии Хеврона! Вам, матери, которых отымут у сирот, вам, что лишаются отцов, вам, что сетуете, вам, что будете зреть гибель любимых, вам, опечаленные, страждущие, тревожащиеся, и вам, кому предстоит умереть, я обещаю именем Христовым, что вы пробудитесь, как ото сна, к божьему. Во имя Христа, да спадут бельма с глаз ваших и отогреются сердца!".

С этими словами апостол поднял руку повелительным жестом, и все почувствовали, что живее потекла кровь в их жилах, но также и дрожь пробежала по телу, ибо стоял перед ними уже не старец, дряхлый и недужный, но властелин, который брал их души и, поднимая из праха, освобождал от тревоги.

- Аминь! – вскричали несколько голосов.

А из его глаз излучался все более яркий свет, и вся его фигура дышала силой, величием, святостью.

… Даже лицо апостола изменилось, озарилось каким-то необычным светом – некоторое время смотрел он так и молчал, словно онемев от восторга, но вот опять они услышали его голос…"

Библия свидетельствует, что слушателей следует готовить к восприятию речи оратора. Эта мысль выражена в притче о сеятеле. Только подготовленные, настроенные на восприятие речи слушатели принимают идеи оратора, претворяют их в дела.

Библия рекомендуют: "Ибо кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, то удерживает язык свой от зла и уста свои от лукавых речей". [Первое соборное послание Св. ап. Петра, гл. 10]

В "Книге премудростей Иисуса сына Сирахова" читаем: "Если имеешь знание, то отвечай ближнему, а если нет, то рука твоя да будет на устах твоих" [гл. 5, 14]; "Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово" [гл. 5, 12]; будь скор к слушанию и обдуманно давай ответ" [гл. 5, 13]; "Сладкие уста умножат друзей, и доброречивый язык умножит приязнь" [гл. 6, 5]; "Ласковое обращение и добрая речь помогают жить в мире" [Толковая библия, т. 5, с. 168]; "Перед собранием старших не многословь, и не повторяй слово в прошении твоем" [гл. 7, 14]; "Расспроси друга, может быть, не говорил он того; и если сказал, то пусть не повторит того" [гл. 19, 14]; "Расспроси друга, ибо часто бывает клевета" [гл. 19, 15]; "В речах – слава и бесчестие, и язык человека бывает падением ему". [гл. 5, 15]

О том, какое социальное и политическое значение придавалось языку, свидетельствуют факты:

- первые академии (во Франции, Испании) были созданы с целью изучения и совершенствования языка;

- первые звания академиков были присвоены лингвистам (XVI в.);

- первые школы были созданы для обучения литературному языку, и в этом смысле историю литературного языка можно рассматривать еще как историю просвещения, образованности и культуры.

[Данные примеры приводятся по книге Л.А. Введенской, П.П. Червинского, с. 216-217].

Наши современники не менее высоко оценивают роль, силу слова:

Словом можно убить,

Словом можно спасти,

Словом можно полки

За собой повести.

Словом можно продать,

И предать, и купить,

Слово можно в разящий

Свинец перелить, – пишет В.Шефнер. И таких примеров можно привести много.

Понимание роли слова в жизни людей послужило причиной того, что уже в античности в Греции сложилось учение об искусстве речи и появился сам термин риторика.

2. Понятие речевого события, его характеристика

Речевое событие – это основная единица коммуникации (речевого общения). Оно (речевое событие) представляет собой законченное целое и состоит из двух компонентов:

1) это то, о чем сообщается, говорится (т.е. словесная речь), и то, чем речь сопровождается, - мимика, жесты, что в целом составляет речевое поведение;

2) это условия, обстановка, в которой происходит речевое общение, и сами участники общения, т.е. речевая ситуация.

Для эффективного речевого взаимодействия важны оба компонента речевого события.

При этом особенности речи, мимики, жестов будут описаны далее, здесь же подробнее рассмотрим речевую ситуацию.

3. Основные признаки речевой ситуации

Основы описания речевой ситуации дал еще Аристотель в своей "Риторике" [Античные риторики. М., 1978] Он писал, что "речь слагается из трех элементов. Из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; он-то и есть конечная цель всего (я разумею слушателя)". [Риторика: книга первая] Помимо говорящего и адресата (лица, к которому обращена речь), в речевой ситуации часто участвуют и другие, кто является свидетелем происходящего. Для речевой ситуации также важны отношения между участниками общения, и прежде всего – учет социальной роли участников общения. Непонимание своей социальной речи участниками общения приводит к конфликтам, проблемам.

Для речевой ситуации чрезвычайно важным является цель речи (зачем говорится о чем-то в данной ситуации). Еще Аристотель в "Риторике" обращал большое внимание на цель речей разного типа:

"Для людей, произносящих хвалу или хулу (эпидейктическую речь), целью служит прекрасное и постыдное". Цель говорящего в такой речи – показать слушателям, "что такое хорошо и что такое плохо", зажечь в их сердцах любовь к прекрасному и ненависть к постыдному.

"Для тяжущихся (произносящих речь в суде) целью служит справделивое и несправедливое"; один обвиняет, другой защищает или защищается. – Цель говорящего – доказать, что он прав, что его точка зрения справедлива.

"У человека, дающего совет (политического оратора), цель – польза и вред: один дает совет, побуждая к лучшему, другой отговаривает, отклоняя от худшего". [Аристотель. Риторика, кн. 1]

Современная риторика считает целью говорящего тот результат, который говорящий хочет получить от своей речи. Говоря, человек совершает поступок (речевое действие), поскольку, как уже говорилось выше, сила воздействия слова велика. Типы речевых поступков в современной риторике классифицируются исходя из целей говорящего. Какие же цели может иметь говорящий? И какие речевые поступки он может совершать? Назовем основные.

Цель говорящего

(речевое намерение)
Тип речевого акта

(речевого действия)
Тип речи

(дискурса)

1. Сообщить, информировать
Сообщение информации
Информирующий

2. Высказать и доказать свое мнение

Убеждение
Аргументирующий

3. Побудить к действию
Побуждение
Агитирующий


4. Обсудить проблему с помощью партнера, найти вместе с ним истину

Поиски смысла
Эврический (от греч. eurisko – нахожу)

5. Выразить свое видение (понимание) добра и зла, прекрасного и постыдного

Оценка (похвала и пори-цание)
Эпидейктический

6. Доставить удовольствие себе и партнеру самим процессом речевого общения как таковым
Игровые речевые акты
Гедонистический (от греч. hedomai – радуюсь) или диат-рибический (от греч. diatribo – провожу время)


7. Выразить и возбудить эмоции, предложить свою "эмонациональную картину" мира
Эмотив
Поэтический

Художественный

[Приведена таблица из книги: А.К. Михальская. Основы риторики. – М.: Просвещение, 1996, с. 57]


Безусловно, в реальной жизни, в живом общении могут быть выделены многочисленные другие цели речи и речевые поступки (завоевание расположения слушателя, завоевание сострадания, просьба и т.д.).

Для того, чтобы речь (слово) действовала эффективно, необходимо, чтобы речевая ситуация характеризовалась некоторыми признаками. Во-первых, следует соблюдать принцип гармонии речевого события, т.е. то, о чем говорят, должно соответствовать условиям речи. Во-вторых, существуют определенные требования к поведению говорящего. Не случайно риторика говорит: "Мы слушаем не речь, а человека, который говорит", а римский теоретик риторической педагогики Квинтилиан писал: "Если хочешь стать хорошим оратором, стань сначала хорошим человеком". Выполнение этой рекомендации потребует длительного времени, времени воспитания в себе "Человека", однако есть и более конкретные рекомендации сделать свою речь эффективной (убедительной, убеждающей).

Несмотря на национальные различия в речевом идеале, есть нечто общее, что обусловливает успех речи.

Правило 1.

ВЫ говорите со слушателями (-ем) как с равноправным партнером.

Правило 2.

ВЫ уважаете мнение слушателей (-я).

Правило 3.

ВЫ заинтересованы во взаимодействии со слушателями (-м).

Правило 4.

Речь является успешной, если слушатели готовы к восприятию речи. Следовательно, аудиторию надо готовить к восприятию речи.

А.К. Михальская приводит такой перечень качеств говорящего, обеспечивающих успешность речи:

- обаяние;

- артистизм;

- уверенность;

- дружелюбие;

- искренность;

- объективность;

- заинтересованность;

- увлеченность.

[Указ. раб., с. 67]. Подробнее см. об этом далее тему "Особенности публичной речи".

Американский лингвист Робин Лакофф обращает внимание на необходимость соблюдения следующих принципов речевого поведения:

- не навязывайся;

- выслушай собеседника;

- будь дружелюбен.

Мы видим, и эти рекомендации носят прежде всего этический характер, как и приведенные выше.

Соблюдение этических правил, правил речевого этикета имеет важнейшее значение в речевом взаимодействии людей.


4. Речевой этикет

"Тайм менеджер" дает советы этического характера:

- Выполняйте обещания – держите слово.

- Говорите с людьми, а не о них.

- Признавайте свои ошибки. Не пытайтесь найти им оправдания или свалить их на других.

- Не участвуйте в распространении сплетен, в интригах и политиканстве.

- Не говорите дурно об отсутствующих.

- Не отзывайтесь дурно о конкурентах.

- Не делайте никому замечаний в присутствии посторонних.

- Берите на себя свою долю ответственности за ошибки Ваших сотрудников, коллег, друзей и близких.

- Не делайте достоянием широкой публики свое несогласие с родственниками, друзьями, начальником, сотрудниками, коллегами.

- Защищайте других от несправедливых нападок.

- Говорите только то, что думаете, то, за что готовы ответить и в любое время повторить.

- Не выдавайте чужие идеи за свои. Не приписывайте себе лавры за то, что сделали другие.

- Стройте свой успех на собственных достижениях.

- Давайте честные и откровенные объяснения. Не преувеличивайте. Не лгите. Ничего не скрывайте. Не делайте из ничего "тайны".

- Не откладывайте неприятных решений, взысканий и печальных известий, от которых все равно никуда не уйти.

- Если Вы сомневаетесь, что Вам следует делать, задайте себе вопросы: Это законно? Как я буду себя после этого чувствовать? Смогу ли я рассказать об этом своей семье и друзьям?

Другие полезные советы:

- держать слово;

- быть людьми типа "сделал/проверил";

- брать на себя ответственность;

- быть жизнерадостным;

- быть справедливым;

- быть лояльным;

- уметь благодарить;

- быть терпимым;

- вести себя этично. [Указ. кн., с. 87]

В течение веков выработаны и речевые формы этикета, характерные и для повседневного, и для официального общения, и люди обычно нетерпимо относятся к несоблюдению этикета.

 

Важнейшим признаком культурного речевого общения является умение слушать. Ли Якокка пишет: " Мне бы только хотелось найти такой институт, который научил бы людей слушать….. Слишком много людей не может уразуметь, что подлинное общение – процесс двусторонний". В свое время Плутарх давал совет: "Научись слушать, и ты сможешь извлечь пользу даже из тех, кто говорит плохо".

Дейл Карнеги пишет, что хороший слушатель нужен не только выдающимся людям, обыкновенным – тоже. Однажды в "Ридер Дайджест" было сказано: "Многие люди вызывают доктора, в то время как все, что им нужно, – это внимание". Итак, если вы стремитесь стать хорошим собеседником, станьте прежде всего хорошим слушателем. Как сформулировала это мисс Чарльз Норман Ли: "Чтобы быть интересным, будьте интересующимся". Задавайте такие вопросы, на которые собеседник ответит с удовольствием. Поощряйте его на разговор о нем самом, о его достижениях.

Таким образом, правило гласит: "Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других рассказывать вам о себе".

Исследования показывают, что не более 10% людей умеют выслушать собеседника спокойно и сосредоточенно.

Как показывают результаты исследований, проведенных за рубежом, инженерно-технические работники ежедневно тратят около 40% своего времени на слушание, эффективность которого, правда, не превышает 25% и имеет тенденцию к снижению. "Эффективность слушания" за рубежом приобрела долларовую стоимость, и этот курс в конце 60-х годов был включен в программу обучения специалистов предприятий США, Японии и ФРГ. Американская корпорация "Дженерал моторс" разработала и распространила среди своих служащих методическое пособие "Слушаете ли Вы?", постоянно контролировала выполнение своих требований.

Преходящий характер звучащего слова – вот что определяет возможность умения слушать. Слушающий в отличие от читающего не может отвлечься даже на очень короткое время, поскольку слово умирает в тот самый момент, когда оно слетает с уст говорящего. Поэтому умение слушать надо тренировать в себе, чтобы всегда быть в форме.

У большинства людей укоренились отрицательные привычки, мешающие им слушать:

Повышенное внимание к наружности и недостаткам речи говорящего.

Привычка слушать, не глядя на человека.

Реакция на любое отвлекающее действие.

Поспешная оценка и выводы по еще недослушанному материалу.

Быстрый отказ от усилия слушать говорящего.

Неумение сдерживать отрицательные эмоции.

Проявление показного внимания, в то время как голова занята личными заботами.

Попытка подробно конспектировать речь собеседника, что мешает внимательно прослушать и осмыслить сказанное. [Власов Л. Умеете ли вы слушать? // Кроссворды для руководителя. – М., 1992, с.132–133]


Как научиться эффективно слушать

Умение внимательно и эффективно слушать достигается длительными тренировками, во время которых следует забыть о личных предубеждениях, не торопиться с выводами и заключениями. Одна из американских методик рекомендует:

Слушай со вниманием,

Слушай – не болтай,

Слушай, что человек

Может сказать,

Не может сказать,

Не хочет сказать.

Сейчас в мировой практике применяется несколько методик, рекомендующих, как быстро научиться эффективно слушать. Вот некоторые из них.

1. Принять активную позу. Специалисты считают, что правильная посадка тела помогает нам создать умственную сосредоточенность и, наоборот, когда мы расслабляем тело, то же самое испытывает наш мозг.

2. Сосредоточить взгляд на говорящем. В этом случае легче слушать, сохранять внимание. Если же смотреть в сторону или на пол, появляется опасность того, что ваши мысли будут следовать за вашими глазами.

3. Поддерживать устойчивое внимание к говорящему. Любое отвлекающее действие – "пробежка" глазами по столу, взгляд на бумаги, которые вы принесли с собой, – заставляет распределять наше внимание между говорящим и посторонними предметами.

4. Логически планировать процесс слушания. Все запомнить, что нам говорят, трудно, но главные мысли – необходимо. Иногда опытный оратор или собеседник в своей речи выделяет основные положения и разъясняет их, но чаще это приходится делать самому слушателю. Для понимания общего хода мысли собеседника особое значение имеют вводные фразы. Желательно в процессе беседы или выступления два раза быстро проанализировать и обобщить высказанные суждения. Наиболее удобный момент для этого – паузы.

Слушая интересное выступление, мы нередко стараемся предугадать, что будет сказано далее. Это не праздное гадание, а активное мышление, которое помогает нам все запомнить. "Мысленное опережение" речи собеседника или оратора является не только одним из средств настройки на одну с ним волну, но и хорошим методом запоминания его речи.

5. Преждевременно не оценивать беседу или выступление. Всегда подавляйте в себе соблазн оценивать беседу или выступление сразу же после первых слов вашего собеседника или докладчика. Это надо делать в конце. Любая речь должна быть выслушана полностью.

М. Вудкок, Д. Френсис пишут: "Те, кто действительно умеют прислушиваться к другим, обладают мощным средством влияния, которое можно получить, обучившись следующим навыкам:

- Направлять свое внимание: посмотрите на человека, почувствуйте интерес к тому, что он говорит, не позволяйте себе отвлекаться.

- Следить за невербальными знаками: наблюдайте за выражением лица и движениями человека, выражающими невысказанные, но важные отношения и чувства.

- Не выносить оценок до тех пор, пока полностью не уясните взгляды другого человека.

- Не позволять себе перебивать другого: прежде чем сделать замечание, дождитесь, чтобы человек закончил свою речь.

- Проверять свое понимание: повторяйте сказанное, уточните сказанное своими собственными словами.

- Выявлять логику высказываний: найдите образец, по которому строятся высказывания другого человека, и постарайтесь выявить содержащуюся в них логику допущения.

- Представлять свою поддержку: поощряйте свободное высказывание суждений". [Раскрепощенный менеджер. – М., 1991, с.171-172]

В книге "Маргарет Тэтчер: человек и политик" автор подчеркивает важность умения слушать для политика: "Умела ли она слушать? Как многие политики, она предпочитала говорить сама… Впрочем, может, это не только ее специфическая черта, а примета нашего века. Еще великий русский писатель А.И. Куприн в одном из своих рассказов писал: "Среди современников исчезает мало-помалу простое и милое искусство вести беседу… Совершенно пропало умение и желание слушать, исчез куда-то прежний внимательный, но молчаливый собеседник, который раньше в душе переживал все извивы и настроение рассказа… Теперь всякий думает только о себе. Он почти не слушает, стучит пальцами и двигает ногами от нетерпения и ждет не дождется конца повествования, чтобы, перехватив изо рта последнее слово, поспешно выпалить: "Подождите, это что! А вот со мной какой случай случился". К чести Тэтчер, надо отметить, что хотя она сама и любила говорить, но она умела и слушать. А это для политика немаловажное достоинство. Она слушала собеседника внимательно, чтобы не только лучше понять его точку зрения и оценит его доводы, но и найти слабые места и сосредоточить свой ответ именно на них". [В.И. Попов. Указ. раб., с. 411]

В настоящее время издается большое количество литературы по речевому этикету, в том числе и по деловому этикету, например: Венедиктова В.И. О деловой этике и этикете. – М., 1994; Ягер Дж. Речевой этикет. – М., 1994; Энциклопедия этикета. – СПб., 1996.

Вопросы для самоконтроля

1. Что понимается под риторическим термином "речевое взаимодействие"?

2. Как Библия оценивает роль слова в жизни общества?

3. Как понимается термин "речевое событие"?

4. Назовите основные признаки речевой ситуации.

5. Назовите известные условия эффективной (убеждающей) речи.

6. Назовите известные цели произнесения речей.

7. Какие этические требования предъявляются говорящему для успешного общения?

8. Как понимается термин "речевое поведение" говорящего?

9. Что Вы можете сказать о правилах русского речевого этикета?

10. Назовите известные Вам работы о русском речевом этикете.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 5123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.