КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 4. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория
ПЛАН 1. Типы ораторов. 2. Типы аудиторий (слушателей) 3. Способы активизации внимания слушателей.
В современном деловом мире высоко ценится искусство слова. Ли Якокка, один из самых известных в последние 20 лет представителей делового мира США, описывая восхождение одаренного менеджера от студента – стажера до руководителя крупнейшего в мире автогиганта, говорит: "К моменту, когда я собирался поступить в колледж, у меня уже была солидная подготовка по общеобразовательным дисциплинам – чтению, письму и умению выступать перед публикой. При хороших учителях и способности сосредоточиться можно было, опираясь на эти навыки, далеко пойти". И далее: "Спустя годы, когда мои дети спрашивали, чему учиться, мой неизменный ответ сводился к тому, что им необходимо получить хорошее образование в области гуманитарных наук. Хотя я придаю большое значение изучению истории, мне было безразлично, запомнили ли они все даты и названия мест сражений Гражданской войны в США. Главное – заложить прочные основы знаний в области литературы, хорошо овладеть устной и письменной речью. [Ли Якокка. Карьера менеджера: Перевод с англ. М., 1990. с.43–44] Большое внимание речи предпринимателя уделяет американский бизнесмен экономист Харви Маккей. Блиц-урок 16 называется: "Никогда не произносите одну и ту же речь только один раз". Приведем несколько мыслей из этого блиц-урока. "Филипп Колдуэлл в бытность свою президентом "Форд моторс компани" предъявлял такие непомерные требования, что ему пришлось прибегать одновременно к услугам десяти профессиональных составителей речей для подготовки одного единственного выступления". [Как уцелеть среди акул. – М.: 1993, с. 148] "Если вы произносите речь, то разве нет смысла отнестись к ней так, как вы относитесь к любому другому важному продукту, производимому вашей фирмой? … Шлифуйте текст… до тех пор, пока вы не будете абсолютно уверены, что эта речь будет иметь успех…" "Большинство преуспевающих людей – хорошие ораторы. Наше общество является информационным, поэтому умение довести до аудитории соответствующую информацию в доходчивой, краткой и убедительной форме – весьма ценный талант. "Блестящий человек, но говорит невразумительно" – такая характеристика может годиться для специалиста по ядерной физике, но не подходит ни к одному из известных мне полновластных руководителей корпораций. Они и блестящие люди, и говорят вразумительно. Научитесь пользоваться языком письменным и устным. Каждый, кто является словоплетом, уже чего-то достиг". В блиц-уроке 17 Харви Маккей также обращается к проблеме речи: "В жизни бывают два момента, когда вы остаетесь в полном одиночестве: непосредственно перед смертью и непосредственно перед началом публичного выступления. … Навыки, которые мы приобретаем, преодолевая страх перед тем, как мы встаем и начинаем безудержно высказывать все, что считаем нужным, - эти навыки сохраняются у нас на всю жизнь. У нас вырабатывается уверенность в себе и настойчивость, благодаря которым мы становимся более хорошими менеджерами, более хорошими коммерсантами и более хорошими людьми". Харви Маккей очень высоко оценивает владение хорошей речью: "… Этот цикл разрушения и перемен не только повторится снова и снова на рынке, он будет обязательным элементом и в карьере ваших детей. Если только они не научатся общаться, не овладеют основными навыками устной и письменной речи, выражая свои мысли энергично, вежливо и эффективно, то, весьма вероятно, наступит день, когда окажется, что быть специалистом по ядерной физике или изготовителем конвертов уже недостаточно". [Там же, с. 157] Можно ли научиться говорить хорошо? Можно ли стать хорошим оратором? Да. Приведем примеры. Самым замечательным оратором Древней Греции, выступавшим по государственным и судебным вопросам, был Демосфен (4 в. до н.э.). Слава его была столь велика, что само имя его сделалось синонимом к слову "оратор". Опыт Демосфена показывает, что путем вдохновенного труда над речью можно избавиться от многих недостатков и стать хорошим оратором. Вот как описывает Демосфена Плутарх, известный античный писатель и философ (родился около 46г., умер позже 119г. н.э.). [Плутарх. Избранные жизнеописания: В 2-х томах. М., 1990, Т.1. С.495-504] Увлечение красноречием у Демосфена началось, говорят, вот с чего. Оратор Каллистрат готовился выступать в суде по делу об Ороне, и этого выступления все ждали с большим нетерпением, ибо оратор он был весьма сильный, к тому же в расцвете славы, да и само дело было уж очень громкое. Услыхав, как учителя и дядьки сговариваются пойти на судебное слушание, Демосфен мольбами и просьбами добился от своего дядьки, чтобы он взял его с собой. А тот был в приятельских отношениях с прислужниками, которые ведали ключами от судебных помещений, и раздобыл место, откуда мальчик, никем не замеченный, мог слушать выступавших. Каллистрат блестяще выиграл дело, стяжав всеобщее восхищение, и Демосфен позавидовал его славе, видя, как толпа с восторженными восклицаниями провожает победителя домой, но еще больше поразился силе слова, которое, как он ясно понял, способно пленять и покорять решительно всех. С тех пор, забросив все остальные занятия и детские игры, он стал усердно упражняться в произнесении речей, надеясь со временем сделаться настоящим оратором. … Как бы то ни было, едва достигнув совершеннолетия, Демосфен привлек своих опекунов к суду, а так как всевозможными увертками они ухитрялись каждый раз обжаловать приговор, писал против них речи одну за другой до тех пор, пока, закалившись среди трудов и опасностей, не выиграл процесс. И хотя взыскать с них не удалось даже ничтожной доли отцовского наследства, он приобрел смелость и изрядный опыт в речах, а главное, вкусив славы и могущества, приобретаемых участие в публичных прениях, принял твердое решение выступить в Народном собрании и заняться государственной деятельностью. … Демосфену пришлось взяться за красноречие случайно, только затем, чтобы вернуть себе имущество, но со временем он достиг в этом такого мастерства и силы, что уже и в прениях по государственным вопросам, словно в состязании за венок, превзошел всех сограждан, подвизавшихся на ораторском возвышении. Физические недостатки свои он старался преодолеть упражнениями, о которых рассказывает Деметрий Фалерский, уверяя, что слышал это от самого Демосфена, уже глубокого старика. Невнятный, шепелявый выговор он пытался исправить тем, что, набравши в рот камешков, старался ясно и отчетливо читать отрывки из поэтов; голос укрепляя тем, что разговаривал на бегу или, поднимаясь в гору, произносил, не переводя дыхание, стихи или какие-нибудь длинные фразы. Дома у него было большое зеркало, стоя перед которым он упражнялся в декламации. Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, что его избили. "Но ты ведь не пострадал от этого!" – сказал ему Демосфен. "Ничего себе не пострадал!" – вскричал тот человек во весь голос. "Вот теперь, – ответил он, – я действительно слышу оскорбленного и пострадавшего". Вот сколько убедительности, считал он, словам придают тон и манера исполнения. Пример Демосфена – это классический пример, как можно стать профессиональным оратором. Для того, чтобы научиться хорошо говорить, писать, риторики рекомендуют: 1. Оратор должен выбрать уместный образ, т.е. найти индивидуальный стиль и убедительную манеру речи. 2. Оратор должен быть этичным, доброжелательным, настроенным на речь. 3. Необходимо анализировать свою и чужую речь. Найдите для себя образец оратора и у него учитесь. 4. Развивайте речевую эрудицию. Под речевой эрудицией понимается знание образцовых текстов, принципов построения текста, знание стилистических приемов, которые можно использовать для воздействия на слушателей; знание разных типов речи (жанров). 5. Оратор должен развивать речевые способности. Классическим приемом для этого является произношение: а) готовых речей известных ораторов; б) речей, подготовленных самостоятельно (на разные темы). Первые речи должны быть небольшими (достаточно 3 минут). Какие требования предъявляются оратору? Образ оратора во многом обусловлен видом речи. Еще Аристотель выделил 3 вида речей: судебную, совещательную и показательную. В современном обществе развились и другие виды речей (см. далее), сложились и другие типы ораторов. Вид речи зависит от повода, по которому собралась аудитория. Если речь будет не по поводу собрания, оратора не будут слушать. В современной риторике выделяется несколько типов ораторов. 1. Судебный оратор. Этот тип оратора сложился еще в античности. В России генеральный регламент Петра Великого определил порядок судебно-административного говорения в созданных органах управления – коллегиях. Порядок говорения был установлен таким образом, чтобы укрепить единоличность решения и ответственность делом за речь. Судебная риторика, появившаяся в результате судебной реформы Александра II, введшего суд присяжных, особо выделила и создала новый вид красноречия – судебное ораторство. Оно потребовало знаний и навыков ведения судебного разбирательства в условиях состязательности сторон. Судебное ораторство в суде присяжных было окрашено литературно-художественными ассоциациями, поскольку художественная литература в к. XIX в. стала самым влиятельным типом речи. В судебных речах использовались аналогии с художественными образами, и эти аналогии были средством аргументации. Исторический пример: крестьян деревни Люторичи обвиняли в организованном мятеже и потому искали подстрекателей, руководителей. Знаменитый адвокат Ф.Н. Плевако в защитительной речи отрицал подготовленность выступления крестьян, отвергая обвинение в предварительном сговоре: "Вы скажете, что это невероятно. Войдите в зверинец, когда настанет час бросать пищу оголодавшим зверям; войдите в детскую, где проснувшиеся дети не видят няни. Там – одновременное рычание, здесь – одновременный плач. Поищите между ними подстрекателя. И он найдется не в отдельном звере, не в старшем или младшем ребенке, а найдете его в голоде или страхе, охватившим всех одновременно…". Приведя это место из его речи в своей книге "Искусство речи на суде", П.С. Пороховщиков (П. Сергеич) заметил: "Нужно ли прибавлять, что эти два сравнения сделали для доказательства мысли защитника больше, чем могла бы сделать целая вереница неоспоримых логических рассуждений". Здесь и сила образной аналогии – в особой наглядности, яркости довода. [В.В. Одинцов. Речевые формы популяризации. М., 1982, с. 60] И если ранее судебный оратор – это образ человека мудрого, действующего по традиции, изощренного в принятии решений и отвечающего делом за содержание своей речи (этот образ оратора сохранился по традиции и в советском суде), то в 19 в. на образ "добродетельного мужа, искусного в речах", наслаивались индивидуальные черты. В настоящее время известны имена судебных ораторов, чьи речи и книги вошли в золотой фонд русской культуры. К ним относится Анатолий Федорович Кони (1844-1927). Одним из его "звездных" дел является дело Веры Засулич. 31 марта 1878г. Кони председательствовал на суде над революционеркой–террористкой Верой Засулич, которая двумя месяцами ранее стреляла в столичного градоначальника Трепова в отместку за товарища–революционера, которого генерал приказал подвергнуть телесному наказанию. Кони призвал присяжных, чтобы в их приговоре "оказался тот дух правды, которым должны быть проникнуты все действия людей, исполняющих священные обязанности судьи". Перед тем как ушли присяжные, он напомнил: "Вы судите не отвлеченный предмет, а живого человека". Все 12 присяжных вынесли приговор: "Нет! Не виновна". [А.Ф. Кони. Избранное. – М., 1989] Работы А. Кони "Советы лекторам" и "Искусство речи на суде" опубликованы в настоящее время в книге "Судебные речи знаменитых русских адвокатов". [М., 1997] Пожалуй самым знаменитым из всей плеяды блестящих российских адвокатов был Федор Никифорович Плевако (1849–1908), который выступал защитником как по уголовном, так и крупным политическим делам. Популярность и признание привели к тому, что он стал членом III Государственной Думы. Кони, и Плевако, и другие известные судебные ораторы были высокообразованными людьми, высочайшими профессионалами, обладали знаниями психологии и риторики. Их речи отличались безупречной логикой и остроумием. Это позволяло им выигрывать, казалось бы, безнадежные дела. Современная судебная речь используется не только в суде, но и в различного рода комиссиях, органах по расследованию дел, в научных обществах юристов и т.д. Изменились традиции судебной речи. Современный оратор понимает, что разного рода "красивости" могут ему повредить, поскольку вообще плохой образ, неудачное его использование приносит оратору большой вред. Характерный в этом отношении пример привел Ф.М. Достоевский. В "Дневнике писателя" за 1876 г. он записал свои впечатления о речи адвоката Утина, выступившего в суде по делу Каировой, пытавшейся зарезать жену своего любовника (Великанову). Критикуя бездарно-образную речь Утина, писатель замечает, что защитник "напустил высокого слова про "встрепенувшихся львиц, у которых отнимают детенышей…" И далее, говоря о переписке любовников: "В этих письмах, замечает г-н Утин, начинает проглядывать то облачко, которое потом затянуло все небо и произвело грозу". Но г-н Утин и не умеет объясняться проще. У него все везде таким слогом, – иронически комментирует Ф.М. Достоевский. – Наконец, Великанов опять возвращается, и они опять живут в Петербурге… и вот вдруг важнейший эпизод романа – приезжает жена Великанова, и Каирова "встрепенулась как львица, у которой отнимают детеныша". Тут действительно начинается много красноречия. Если б не было этого красноречия, то, конечно, было бы жальче эту бедную, сумасбродную женщину…". [В.В. Одинцов. Указ. раб., с. 58] В условиях советского судопроизводства судебная речь стала меньше по объему, доказательная сторона судебной речи приобрела большее значение, чем психологический анализ. В судебных процессах редко произносятся пышные фразы, длинные цитаты из художественной литературы. Меньше, чем в дореволюционных судах, затрагиваются моральные, "общие" вопросы. Искусство обвинительной речи в 20–40-е г.г. представлено в деятельности Н.В. Крыленко, Р.А. Руденко, который был главным обвинителем от Советского Союза на Нюрнбергском процессе по делу о главных военных преступниках (1945–1946 г.г.). Известным советским адвокатом был И. Брауде (1884–1955), который написал книгу "Записки адвоката", где уделяет внимание вопросам судебной полемики. 2. Педагог–оратор. Образ преподавателя в России – образ профессионала, знающего свое дело, человека – гражданина. Это и государственный служащий, и педагог в одном лице. В литературе описываются ученые–педагоги, чьи лекции привлекали внимание образованных людей своего времени. Это, например, историк и известный лектор В.О. Ключевский, мастер шутки, каламбура, остроумного примера, который готовил свои "экспромты" и как бы невзначай вставлял в речь. Или А.В. Луначарский, о котором писатель Л.В. Никулин писал: "Свободно, непринужденно он владел словом, ни на мгновенье не задумывался, где именно надо поставить его – в начале, в середине или в конце фразы. Слово летело из его уст легко, свободно и падало именно туда, куда нужно, и получалась отточенная, законченная фраза, ясная, завершенная мысль". [Цит. по: Е.А. Ножин. Мастерство устного выступления, с. 184] Или А.С. Макаренко, который мог передать своим воспитанникам заряд уверенности, оптимизма, мажорного настроя. Или К.А. Тимирязев, у которого проблемность изложения охватывает все элементы лекции – от ее названия до заключительных строк. 3. В годы революций в России сложился тип оратора–агитатора. Этот оратор выступает перед толпой, т.е. неоднородной по составу аудиторией. Толпа требует призыва к действию, поэтому речь оратора–агитатора кратка и апеллирует к интересам толпы. Оратор–агитатор призывает к действию, часто разрушительному. Такой оратор должен говорить и выглядеть как человек из толпы, чтобы слиться с толпой и быть как бы выразителем ее интересов. [Ю.В. Рождественский. Теория риторики. М., 1997, с. 206–207] 4. Оратор–пропагандист. Образ русского пропагандиста в своих истоках предполагает бескорыстие (почти монашеское), материалистическое мировозрение, товарищество, борьбу за народное благо. Образ пропагандиста предполагает также жертвенность, склонность принести во благо другим (народу в целом, особенно) свою жизнь и труды. Из художественной литературы пропагандист черпает примеры к действию. [Ю.В. Рождественский. Указ. раб., с. 217] 5. Оратор–государственный служащий. Обычно он выступает на разного рода собраниях, конференциях, заседаниях и соединяет черты ученого мужа и агитатора, так как говорит, с одной стороны, как бы от лица участников собрания, с другой стороны, он советует, как "обернуть дело" ко благу аудитории. В конце 19–начале 20 в. в России появились талантливые политические ораторы, которые объединяли в себе черты оратора–агитатора, пропагандиста, государственного деятеля. Без преувеличения в числе талантливейших ораторов следует назвать В.И. Ленина. Многочисленные воспоминания русских и зарубежных его современников свидетельствуют о большом ораторском таланте Ленина. П.С. Заславский (участник 1-й русской революции) писал: "Слушать Ленина было всегда большим наслаждением. Он говорил чрезвычайно просто, понятно, удивительно страстно. Его речи обладали изумительной силой убеждения, и, конечно, даже тщательно застенографированные, они только в небольшой степени могут передавать силу ленинского слова. …Замечательными были не только речи Ленина, но и его реплики, ответы на вопросы. Отвечал Ленин удивительно, двумя–тремя фразами объясняя самое важное, самое запутанное". Ф.А. Березовский (советский писатель, революционер) отмечает силу ораторского таланта В. Ленина: "Много приходилось мне слышать докладов и многих общепризнанных ораторов. Но тут… все мои понятия о докладах и все представления об ораторских приемах перевернулись. Поражала необычайная простота оборотов речи Ленина, глубина и меткость определений, которые гвоздями входили в сознание слушателя. Эти мысли долго сверлили мозг, – спустя месяцы и годы. Поражало, что В.И. Ленин как будто не докладывал, а просто интимно беседовал с одними, журил других и бичевал третьих… Обращала внимание и еще одна особенность речи В.И. Ленина, которой я не замечал ни у одного из известных мне ораторов ни до, ни после тов. Ленина: его речь была отточенной до мельчайших подробностей, несмотря на всю остроту и непосредственность тех чувств, которые вкладывал В.И. Ленин в доклад и подчеркивал интонацией своего голоса. Этот голос вызывал напряженное деловое внимание аудитории". Вильямс Альберт Рис (1883–1962), прогрессивный американский деятель и публицист, впервые приехавший в Россию в 1917г. (вместе с Джоном Ридом), вспоминал о впечатлении от речи Ленина: "Несмотря на исключительную перегруженность почти круглосуточной напряженной работой, Ленин часто выступал с речами, в которых в живой и выразительной форме делал анализ сложившейся обстановки, ставил диагноз, предписывал лечение и убеждал слушателей применить его. Наблюдатели поражаются энтузиазму, который вызывают речи Ленина у малообразованных людей, хотя говорит он быстро и гладко и приводит множество фактов. Ленин – мастер диалектики и полемики, чему способствует его удивительное самообладание во время дебатов. И дебаты – его конек. Ольгин говорил: " Ленин не отвечает оппоненту, а подвергает его вивисекции. Он подобен лезвию бритвы. Его ум работает с поразительной остротой. Он подмечает малейшие оплошности оппонента, отвергает неприемлемые посылки и показывает, насколько абсурдные заключения могут быть выведены из них. [Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине: В 5-ти томах. М., 1989] 6. Оратор–проповедник. На Руси издревле именно в монастырских центрах развивалось ораторское искусство, создавались учебники риторики. Стиль оратора–проповедника складывался под большим влиянием греко-римской традиции. Теоретические, моральные и социальные основы проповеди даны в главе Х Евангелия от Матфея.
8. больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте. 9. Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, 10. ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания. 11. В какой бы город или селение не вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдите; 12. а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; 13. и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится. 14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; 15. истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. 16. Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии и просты, как голуби. 17. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас, 18. и поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками. 19. Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как и что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, 20. ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас. 21. Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; 22. и будете ненавидимы всеми за имя Мое; претерпевший же до конца спасется. 23. Когда же будут гнать вас в одном городе, бегите в другой. Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как придет Сын Человеческий. 24. Ученик не выше учителя, и слуга не выше господина своего: 25. довольно для ученика, чтобы он был как учитель его, и для слуги, чтобы он был как господин его. Если хозяина дома назвали вельзевулом, не тем ли более домашних его? 26. Итак не бойтесь их, ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. 27. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. 28. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне. 29. Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31. не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц. 32. Итак всякого, кто исповедует Меня перед людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; 33. а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным. 34. Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35. ибо я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36. И враги человека – домашние его. 37. Кто любит отца или мать, более нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; 38. и кто не берет креста своего и следует за Мною, то не достоин Меня. 39. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее. 40. Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает пославшего Меня; 41. кто принимает пророка, во имя пророка, получит награду пророка; и кто принимает праведника, во имя праведника, получит награду праведника. 42. И кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей". Глава Х считается основой нового вида речи – гомилетики, искусства проповеди. В соответствии с этим учением проповедник сам избирает себе аудиторию, учитывая, чтобы аудитория была благосклонна к проповеднику, т.е. имела интерес к новому слову, желала "приближения Царства Небесного". Сам же проповедник должен быть бескорыстным, исполнен сострадания к ближнему, помогать нуждающимся, не думая о материальной награде за труд и сам не имея имущества. Проповедник должен быть уверен, что тот, кто обидит его, будет подвергнут страшным карам в день суда, поэтому он (проповедник) должен чувствовать себя защищенным. Проповедь приводит к изменениям в обществе, затрагивая этические и юридические нормы жизни (не случайно многие проповедники погибли от государства). [Ю. Рождественский. Указ. раб., с. 57–60] 2. Оратор и его аудитория Несмотря на то что выделяются разные типы ораторов, для всех характерны некоторые общие признаки. Чтобы речь была успешной (эффективной), оратор должен учитывать особенности аудитории, перед которой он выступает. При этом имеются в виду возрастные, образовательные, половые и т.п. признаки аудитории. Еще М.В. Ломоносов в "Риторике" предлагал оратору учитывать и возраст, и образование, и воспитание слушателей, а в более поздних русских риториках указывается, что главная задача оратора заключается в том, чтобы "сделать слушателя восприимчивым", поэтому необходимо продумывать психологические приемы воздействия на аудиторию. Ведь речь (коммуникативный этап) – это то, ради чего ведется вся подготовительная работа оратора. Какие же типы аудиторий выделяет риторика? Уже Аристотель в "Риторике" писал о том, что оратор в содержании и этической направленности своей речи зависит от объема аудитории (один человек, несколько человек, много-мало людей, неограниченное множество) и от типа собрания. От объема аудитории зависит время и условия произнесения речи, типы аргументации. Аристотель дает также классификацию типов аудитории по способности "заразиться пафосом речи оратора" Эта способность аудитории обусловлена возрастом (молодые–старые), достатком (богатые–бедные), эмоциональным состоянием (счастливые–несчастливые). Ю. Рождественский пишет: "Молодая аудитория легко воспламеняется речью и легко склоняется под воздействием чувств к решениям и поступкам, старая, наоборот, настроена своим опытом и житейскими неудачами быть осторожной, она поэтому с трудом поддается эмоциональному воздействию, ей трудно решиться на действия и поступки. Богатые склонны искать выгоды, такая аудитория состоит из людей хитроумных, быстро анализирующих смысл речи и соотносящих смысл речи с возможной выгодой для себя. Это эгоистичная аудитория. Бедные представляют аудиторию с противоположными качествами. Эта аудитория тоже ищет выгоды, но не отличается способностями к быстрому анализу предлагаемых оратором мыслей и предложений. Счастливая аудитория склонна к добродушию. Она снисходительна к оратору. В то время как несчастные, напротив, склонны быть желчными и критическими. Признаки, разделяющие аудиторию на подобные три направления, в которых развиваются противоположные качества аудитории: Это значит, что реальная аудитория может сочетать в себе разные качества, т.е. быть молодой и бедной, богатой и старой, старой и счастливой, старой и несчастной, старой и бедной. В зависимости от этих комбинаций пафос почетного и постыдного в речи возымеет то или иное действие". [Указ. раб., с. 182–183] В современной риторике существует термин "чувство аудитории", что означает коммуникативную стратегию "близости", иначе это называется термином коммуникативность. Коммуникативность – важнейшее качество эффективной (убеждающей, воздействующей) речи. Коммуникативность речи (или "чувство аудитории" у оратора) проявляется в том, что у слушателей возникает ощущение живого общения с говорящим, когда слушатели наблюдают, как с ними разговаривают, как речь создается, а не зачитывается, будучи заранее написанной. Этот эффект общения со слушателями достигается несколькими способами. Опытный оратор имитирует разговорную речь (настоящая разговорная речь в публичном выступлении невозможна). Для этого: а) используются короткие фразы. Сложные синтаксические конструкции являются принадлежностью книжной, письменной речи; б) следует избегать газетных формулировок, штампов, книжных слов и выражений. Почему же книжные слова портят устную речь? Потому что связаны с некоторой торжественностью, точнее, с официальностью обстановки, т.е. отдаляют лектора от аудитории, исключая столь необходимый с ней контакт. Книжная речь – без адреса – менее конкретна. Отвлеченные понятия затрагивают только ум, а лектор должен затронуть еще и сердце слушателя. Вот почему вполне понятно недовольство, когда о простых вещах говорят "заумным" языком. Например: "Организм закаливают под воздействием таких мощных естественных факторов природы, как солнечные лучи, вода и воздух различной температуры"; в) нельзя говорить в пространство. Беседа с реальными людьми в аудитории делает речь более выразительной, а следовательно, интересной и легко воспринимаемой. Необходимо наладить зрительный контакт с аудиторией. Уменье правильно направить взгляд – важное уменье оратора. Не следует смотреть в сторону, в пол, себе под ноги, на потолок, в пространство, на одного из присутствующих в первых рядах. Говорящий в подобных ситуациях не может следить за реакцией слушающих на свою речь, нет связи со слушателями, внимание слушателей рассеивается, оратор не вызывает интереса. Рекомендуется смотреть на слушателей, переводя взгляд с одного на другого (но чтоб глаза "не бегали"), чтобы ощутить контакт со слушателями. Начинающему оратору трудно соблюдать все требования. Дейл Карнеги предлагает запомнить 4 правила, необходимые для того, чтобы выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Первое правило: Начинайте речь с сильным и упорным стремлением достичь цели. Помните о всех выгодах, которые принесут вам усилия, приложенные для обучения. Создайте в себе подъем. Подумайте о том, что это может дать вам в финансовом и социальном отношениях и в смысле роста вашего влияния, занятия руководящих постов. Помните, от силы вашего стремления к цели будет зависеть быстрота достижения ваших успехов. Второе правило: Нужно твердо знать то, о чем вы собираетесь говорить. Готовьтесь к выступлению, иначе будете чувствовать себя неуверенно. Третье правило: Проявляйте уверенность. "Чтобы чувствовать себя смелым, действуйте так, будто вы действительно смелы, напрягите для этой цели всю свою волю, и приступ страха, по всей вероятности, сменится приливом мужества". Если вы хорошо знаете, о чем вы собираетесь говорить, решительно встаньте и сделайте глубокий вдох. Дышите глубоко в течение 30 секунд. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости. Поэтому, как бы ни билось ваше сердце, смело выходите вперед, стойте спокойно и держите себя так, будто вам это приятно. Выпрямитесь во весь свой рост, смотрите прямо в глаза слушателям и начинайте говорить уверенно. Если вы не можете воздержаться от нервных движений рук, держите их за спиною и двигайте пальцами так, чтобы никто этого не видел, либо шевелите пальцами ног. Для начала можно держаться за мебель или сжимать в руке монетку. Четвертое правило: Практикуйтесь. Это самое важное для достижения цели. Страх является следствием неуверенности, неуверенность вызвана незнанием того, на что способны, а это незнание – результат недостатка опыта. Поэтому создайте себе багаж успешного опыта, и ваши страхи исчезнут.
Оратору приходится постоянно поддерживать внимание аудитории. Ведь известно, что внимание как бы пульсирует: около 5 минут оно (внимание) сосредоточено, потом на несколько минут оно отвлечено, поэтому речь должна как бы делиться на части, между которыми (через 5 минут) необходима активизация внимания. Известны некоторые приемы активизации внимания аудитории. а) Создание проблемных ситуаций, гипотез, которые следует решить вместе со слушателями (внешние приемы: давайте проверим, рассмотрим и т.д.). б) Использование местного материала в качестве аргументов при раскрытии какой-либо проблемы. в) Обращение к личному опыту слушателей. г) Использование доказательств "от противного". д) Прием личного присутствия, когда оратор делится со слушателями сведениями, которые могут получить только от него. е) Использование наглядных пособий. Правда, наглядные пособия должны быть уместными и применяться там, где и когда даже великий русский язык не в состоянии выразить ту или иную мысль (К. Ушинский). ж) Важное значение для раскрытия темы часто имеет употребление цифровых данных. Однако в использовании статистических материалов допускаются методические просчеты. Так, в сообщении может приводиться много цифр, что затрудняет усвоение материала; иногда цифровые данные даются без их сопоставления, что непонятно слушателям. Несопоставимость цифр обусловливается иногда и тем, что авторы пользуются единицами измерений, значение которых не всегда известно читателям и слушателям, примером может служить сообщение о том, что инвестиции монополий ФРГ в экономику ЮАР достигли в 1976 г. 120 миллионов марок, что Франция вступила в новый, 1977 г. с торговым дефицитом в 120 миллиардов франков, что с 1964 по 1976 г.г. доход от вывоза драгоценных камней из Бирмы составил 190 миллионов къят что, наконец, правительство Ливии ассигновало более 40 миллионов ливийских динаров на развитие профессионального обучения в стране в текущей пятилетке (1976 – 1980 г.г.) Правильно используемая цифровая информация – это наиболее краткая форма сообщения. Статистические данные помогают убедить слушателей в какой-то мысли. Они делают сообщения наглядными, бывают выразительнее слов. з) Для раскрытия содержания ораторы часто используют цитаты из авторитетных научных, публицистических работ или художественных произведений. Однако обращение к цитатам должно быть оправданным, их следует комментировать. и) Учитывается информированность аудитории. Чем менее образованны слушатели, чем многочисленнее, тем меньше следует давать новой информации, тем меньше вопросов рассматривать. к) Особую роль в публичном выступлении играет соблюдение некоторых правил этикета, например, насколько точно выбрана дистанция между оратором и аудиторией. Большая дистанция между оратором и слушателями затрудняет контакт и часто свидетельствует о неуверенности говорящего или о его высокомерии. Уменьшение дистанции говорит о налаживании контакта, но может пониматься слушателями и как попытка навязать свое мнение. л) Большое значение, как уже говорилось, имеет хорошая речь оратора, потому риторика тесно связана с такой лингвистической дисциплиной, как культура речи (см. далее). м) Немаловажную роль играют мимика, жесты. Например, Вы поднимаете плечи, опускаете голову, говорите повышенным тоном, и у слушателей (-я) создается одно из следующих впечатлений: Вам все надоело. Вы находитесь в стрессовой ситуации. Вы не доброжелательны. Вы не уважаете слушателей. Вы не контролируете события. Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Положение рта, бровей и глаз прекрасно передает эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, радость, враждебность, злобу, скепсис и т.п. Известно, что улыбка – одно из самых главных выражений человеческого контакта. Примеры неосознанного языка тела: - расширение зрачков при возрастающем интересе; - вздернутые плечи при напряжении; - опущенные уголки рта, когда человек расстроен и сердит; - рука, прикрывающая рот и нос, если человек в чем-то неуверен; - склоненная набок голова при наличии интереса. Многие знаки языка тела могут использоваться как осознанно, так и неосознанно. Например, человек может сознательно склонить голову набок, чтобы просигнализировать интерес (или флирт); в то же время человек, слушающий интересное сообщение, склоняет голову неосознанно. Именно неосознанный язык тела наиболее интересен и важен для понимания душевного состояния людей, их отношений и намерений. Чтобы правильно понимать язык тела, не следует выхватывать какую-либо отдельную деталь и делать из нее далеко идущие выводы. Если, например, человек потирает нос и прикрывает рукой рот, когда он говорит, это может быть истолковано как неуверенность. Но в чем он неуверен? В том, что он говорит? Или в том, как это будет воспринято слушателями? Вполне возможно, что он собирается чихнуть и неуверен, удастся ли ему сдержаться. Если у человека руки скрещены на груди, это может означать, что он "закрыт", отгорожен. Но это может также быть и позой отдыха. Если же человек сидит со скрещенными руками и лодыжками, плечи его вздернуты, голова и уголки рта опущены, взгляд отведен в сторону, зрачки сужены, брови насуплены, то можно с полной уверенностью сказать, что он чрезвычайно недоволен Вами или всей ситуацией. Чтобы по языку тела получить правильное представление о мыслях и чувствах собеседника, Вы должны стараться рассматривать сигналы тела как нечто целое и соотносить их со всей обстановкой. Для более и менее достоверного вывода необходимо наличие по крайней мере двух-трех отдельных элементов, указывающих в одном направлении. [Тайм-Менеджер, с. 85] Нравится Вам это или нет, но с каким бы человеком мы не встретились, у нас немедленно начинает, осознанно или неосознанно, формироваться к нему отношение. При этом особую важность имеет впечатление, создающееся у нас в первые четыре минуты контакта. Иными словами, Ваши знаки внимания, слова и язык тела, адресуемые собеседнику, слушателям в течение первых четырех минут общения, имеют решающее значение для того, как Вас воспримут. Исследователи, наблюдавшие за тысячами людей в различных ситуациях, пришли к выводу, что в среднем у человека уходит как раз четыре минуты на то, чтобы решить, продолжить или прервать контакт. Многие люди не понимают значения первых четырех минут. Они не знают, что в этот короткий промежуток времени устанавливается или теряется контакт. Начинающий оратор должен помнить: 1. Движение оратора должны быть естественными. Чрезмерная неподвижность во время выступления невозможна, а чрезмерная подвижность отвлекает от смысла речи. 2. Однообразная поза, жесты, мимика утомляет слушателей. Смена движений особенно уместна тогда, когда намечается переход от одной мысли к другой. Здесь перечислены не все приемы активизации внимания. Главное состоит в том, что оратор должен хорошо знать то, о чем он собирается говорить, поэтому работа над содержанием речи – его основная задача. Первых преподавателей красноречия в 5 в. до н.э. греки называли софистами (мудрецами). Софисты не только существовали за счет умственного труда, но и сделали умственный труд своим отличием, элементом престижа. Таким образом, внимание к содержанию речи – важнейшее правило риторики. Не случайно еще Цицерон писал, что величайшее из достоинств оратора не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно. [Цицерон. Об ораторском искусстве: Речи – М., 1962, с. 98]
1. Какие приемы рекомендует риторика для обучения ораторскому мастерству? 2. Назовите типы ораторов и их признаки. 3. Какие качества аудитории советует учитывать риторика? 4. Какие советы дает Д. Карнеги начинающим ораторам? 5. Назовите приемы активизации внимания слушателей. 6. Как следует понимать термин "проблемная ситуация" в речи? 7. Что можно сказать о роли жестов и мимики в публичном выступлении? 8. Назовите современных ораторов, которых Вы считаете хорошими. Каковы их характерные черты? 9. Известны ли Вам выдающиеся ораторы древности? 10. Назовите основные качества, необходимые для оратора любого типа.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |