КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция 5. Подготовка публичного выступления
ПЛАН 1. Структура публичного выступления. 2. Виды аргументов. 3. Подготовка публичного выступления. Основные приемы поиска материала и виды вспомогательных материалов.
Учение о порождении речи характеризует правила создания текста (речи). Эти правила составляют 5 классических элементов (идут еще от античной риторики), которые характеризуют, как возникает содержание речи, как оно (содержание) организуется и как это содержание, этот смысл получает словесное выражение. Таким образом, учение о порождении речи исследует путь от мысли к слову и включает: 1. Изобретение мысли (инвенция). 2. Диспозицию – расположение изобретенного. 3. Элокуцию – словесное оформление мысли. 4. Запоминание речи (речи в античности учили наизусть, репетировали, часто нанимали писать речи, а потом заучивали). 5. Произнесение – исполнение речи. В современной риторике выделяются эти же этапы работы над речью: 1. Изобретение мысли (тщательная подготовка материала). 2. Расположение материала (план). 3. Запоминание (освоение материала). 4. Словесное выражение. 5. Произнесение материала. Как видно, большое внимание античные риторики, как и современные, уделяют докоммуникативной фазе работы над выступлением. Докоммуникативная фаза Фаза Выбор темы, определе-ние цели, вида речи Анализ проведенного выступления Подбор материалов Логическая организация речи Техника произнесения речи Подбор фактов и аргу-ментов Работа над языком и стилем
Уже в формулировке темы должна быть интрига. Тема может непосредственно выражать главную идею речи, иногда название темы дается в виде вопроса, на который следует дать ответ ("Что такое научно-техническая революция?"). Подобные названия рассчитаны на привлечение особого интереса слушателей. Однако следует воздержаться от постановки таких вопросов, ответ на которые ясен сам собой, например, "Нужна ли разрядка международной напряженности?" Важно при формулировании темы избегать шаблона, заезженных названий типа "Есть ли жизнь на Марсе?". Когда известному своими атеистическими выступлениями И.А. Крывелеву предложили прочесть лекцию на тему: "Классовая сущность христианства", он сказал: "Я против названия. Потому что, если оно останется таким, никто не придет. Пусть тема называется "Споры о личности Христа", а говорить я буду приблизительно то же…" Любое выступление, любая публичная речь произносится с определенной целью. Цель содержит желаемый от выступления результат. Цель выступления нельзя отождествлять с темой. Результат от выступления не всегда бывает немедленно ощутимым, он может проявиться в будущем. Все в выступлении должно быть подчинено достижению цели: и композиция, и иллюстративный материал, и стиль, и средства выразительности. При подготовке к выступлению следует иметь в виду, что любое публичное выступление состоит из 3 частей, которые в свое время были выделены Аристотелем ("Риторика"): вступления, основной части и заключения. Марк Квинтиниан, античный автор "Двенадцати наставлений о риторике", выделил еще одну важную часть публичного выступления – обращение к слушателям. Его цель привлечь внимание к оратору, расположить аудиторию к оратору. На современном этапе развития российского общества вопрос об обращении к слушателям далеко не прост, поскольку обращение "товарищи" постепенно вышло или выходит из практики, а других, общепринятых обращений нет (Господа? Судари и сударыни?). Рассмотрим основные части публичной речи. 1. Вступление. Целевые установки -------------------------------------------------------------------------------- Овладеть вниманием аудитории. Установить взаимопонимание и доверие. Подготовить аудиторию к восприятию речи Вступление, небольшое по объему, обычно составляет 1/8 от всего времени выступления. Формы вступления могут быть различны. Приведем несколько примеров: 1. Оратор сообщает, какие вопросы он намерен раскрыть в речи. 2. Во вступлении подчеркивается, в чем состоит важность темы для слушателей. 3. Оживляет речь пример из художественной литературы, проведение аналогии между предметом речи и примером из литературы. 4. Используется цитата из официальных источников, документов, авторитетных авторов. 5. Задается риторический вопрос (т.е. вопрос, не требующий ответа). В риторике известен, например, классический риторический вопрос римского оратора императора Цицерона, который он провозгласил перед сенаторами: "Доколе же, Катилина, будешь злоупотреблять нашим терпением? Как долго еще ты, в своем бешенстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться своей дерзостью, не знающей узды?". 6. Во вступлении используются риторические восклицания. Например, известно такое восклицание Цицерона: "О времена! О нравы!". 7. Приводится пример из местной жизни, из жизни слушателей и устанавливается аналогия с предметом речи. 8. Опытный оратор может привести пример из собственной жизни или анекдот, если они связаны с темой выступления и уместны в данной аудитории. 9. Иногда для привлечения внимания используют "шоковую" технику, т.е. начинают речь с фигуры парадокса (парадоксального утверждения) и раскрытия темы "от противного". Приведенные формы вступлений могут использоваться и в судебной речи. Основная ошибка начинающих ораторов – вместо продуманного вступления извиняться за неопытность. Итак, нельзя извиняться за то, что Вы неопытный оратор, что вряд ли Вы сможете сказать о чем-то новом или интересном. Большую роль в любой речи играет заключение (конец речи). Суммировать сказанное, сделать выводы. -------------------------------------------------------------------------------- Закрепить впечатление от речи. Заключение не должно содержать дополнительных новых сведений, мыслей. Оно (заключение) должно дать возможность слушателям припомнить содержание речи (на слух не все хорошо запоминается), должно "закруглить" речь. Главное требование к заключению: последняя "нота" должна быть высокой и жизнеутверждающей, должна активизировать слушателей, если даже речь шла о трудных вопросах, поэтому заключение может содержать призыв к какому-то действию. В заключении можно выразить благодарность слушателям за внимание. Основная часть речи посвящается раскрытию темы и содержит изложение сведений, доказательства. Сообщить информацию. Целевые установки Обосновать свою точку зрения. основной части Убедить аудиторию. Побудить слушателей к конкретным действиям. Самые частые ошибки, допускаемые в основной части: 1) выход за пределы рассматриваемого вопроса ("вокруг да около", но не по делу); 2) усложнение отдельных положений речи, когда они включают сразу несколько вопросов; 3) перескакивание с одного вопроса на другой; 4) большой круг рассматриваемых вопросов (в речи не должно быть более пяти основных положений, иначе внимание слушателей рассеивается). Способ раскрытия темы (в риторике это обозначается термином изобретение) должен содержать в себе следующие признаки: правильность, новизну, уместность, иначе говоря, изобретение (мысли) ограничивается конкретной аудиторией (уместность речи) и правильным соотношением в речи данного (известного) и нового. Неверно думать, что нужно сообщать только новые сведения. Если на аудиторию "обрушиваются" только новые факты, идеи, слушатели могут отключиться, устав, поэтому важно, чтобы новое перемежалось со старым, трудное с легким. Все высказанные мысли должны быть логически связаны и вытекать одна из другой. Переходы от одной мысли к другой должны быть продуманы. Не случайно речь должна строиться на логических законах.
--------------------------------------------------------------------------------
1. 2. 3. 4. Закон Закон Закон Закон Тождества противоречия исключенного достаточного третьего основания
определенность непротиворечивость, обоснованность, речи последовательность доказательность речи речи Способ раскрытия темы в основной части зависит от типа речи. Выделяются следующие типы речи: информирующая, аргументирующая, эпидейктическая речь. Информирующая речь. Перед оратором возникает серьезная психологическая и методическая проблема: как обеспечить информативность сообщения. Могут быть намечены три подхода к ее решению. И первый из них – сообщение для данной аудитории действительно новой информации, новых для нее сведений. Такой материал, естественно, удовлетворяет познавательные потребности слушателей. Но, как известно, оратор часто не может сообщить собравшимся что-то абсолютно новое. Значит, нужно искать другие средства повышения информативности сообщения. Одним из таких источников информативности – и это второй подход к решению задачи – является изложение уже известного аудитории под новым углом зрения. В таком случае присутствующие невольно задают себе вопрос, могли бы они подойти к проблеме именно с таких позиций? Может быть, и смогли бы, если бы специально над этим думали, но они ранее не рассматривали данный вопрос таким образом. Значит, то, что сказал лектор, является для слушателей информативным. Отсюда следует, что всякое освещение уже известного материала под новым углом зрения, получение неожиданного вывода является одним из средств повышения информативности сообщения. Третьим его условием служит выявление оратором своего отношения к рассматриваемому вопросу. В каждом сообщении он должен быть личностью, которая имеет и высказывает свое мнение по той или иной проблеме. Профессор Г.З. Апресян подчеркивает, что, конечно, не в каждом выступлении откроешь истину. Это всегда трудно и дается не каждому. Но всегда можно и следует высказывать свое отношение к предмету. Слушатель думает так, но ему интересно, а как думает оратор. Ему важно сопоставить свое мнение с мнением лектора. Эпидейктическая речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности. К разновидностям эпидейктической речи относятся хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления. Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу. За что хвалят? 1) За добродетель. Величайшие из добродетелей: - мужество; - благоразумие; - справедливость; - рассудительность; - мудрость; - великодушие; - бескорыстие; - щедрость; - кротость и др. [Аристотель. Риторика, кн. 1] Все противоположные качества – основа для порицания (хулы). 2) Хвалят за то, что достойно славы предков, то есть все памятное. Как хвалят? 1. Учитывается "фактор адресата". Аристотель советует хвалить то, что больше всего ценится в данной аудитории. 2. В похвальной речи древние стремились случайно совершенный добродетельный поступок представить как закономерно совершенное, осуществленное по определенному намерению. 3. Законы эпидейктической речи требует усиления и преувеличения. Например, говорят о человеке, что он действовал один или первый, несмотря на то, что обстоятельства не благоприятствовали ему. Таковы законы этого жанра. 4. Оратор должен использовать прием сравнения. Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят. Примером эпидейктической речи является "Слово о погибели Русской земли" (1237 г.): "О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, славишься крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!…. И в те дни – от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрия князя владимирского, – обрушилась беда на христиан". [Красноречие Древней Руси, с. 13-14] Прямо противоположны правила хулы (порицание). Аргументирующая речь (от слова аргумент – довод, служащий для доказательства, необходимый для убеждения). Убеждать можно в правоте какого-то мнения (убеждающая речь) или в необходимости какого-либо действия (агитирующая речь). Общая цель аргументирующей речи – убедить аудиторию согласиться с говорящим в спорном вопросе, доказать правоту говорящего. Для этого четко должен быть сформулирован тезис говорящего – "ответ на спорный вопрос", "способ решения проблемы". При этом оратор должен предполагать, как его тезис будет воспринят аудиторией. От этого зависит способ доказательств в речи (типы аргументов см. далее). Уже во вступлении надо: а) заинтересовать слушателей вопросом; б) расположить слушателей к себе. Для этого существует несколько приемов. 1. Возможна похвала в адрес аудитории, но не слишком явная. 2. Нужно показать, что оратор не намерен "давить" на аудиторию, влиять на нее. Оратору следует показать свою объективность в решении вопроса, заинтересованность в общем согласии. Поэтому необходимо избегать такие слова: Вы должны, Вам придется, я заставлю Вас и т.п. Лучше употреблять слова и выражения, смягчающие категоричность речи: вероятно, по-видимому, возможно и под., риторические вопросы: Можно ли предположить, что…?, Не лучше ли признать, что….? и т.д. Разновидностью аргументирующей речи является судебная речь. Основная функция судебной речи (адвоката или прокурора) – воздействие. Судебная речь способствует установлению истины по делу, содействует убеждению судей, оказывает воспитательное воздействие на присутствующих в зале суда. Важная цель судебной речи – убеждение. Судебный оратор убеждает, доказывая правоту своей позиции, анализируя аргументы процессуального противника, раскрывая их несостоятельность. В судебной речи не только сообщаются факты, но и высказывается отношение к ним. Речи прокурора и адвоката готовят слушателей к правильному восприятию приговора. Судебная речь пропагандирует нормы права, выполняя тем самым воспитательную функцию. Судебная речь строится по общим правилам публичной речи. Однако отметим некоторые ее особенности. Она ограничена сферой употребления: это узкопрофессиональная речь, которая отличается большей конкретностью, чем любая другая публичная речь, поскольку ее тематика ограничивается материалами рассматриваемого дела. И речь адвоката, и речь прокурора – это полемическая, убеждающая речь. В качестве аргументов выступают только объективные факты. Любой судебной речи присущ оценочно-правовой характер. Ее отличие от других видов аргументирующей речи – наличие четырех адресатов: судьи, процессуальный противник оратора, присутствующие в зале и сам подсудимый. К языковым особенностям судебной речи относятся: употребление юридических формул и терминов, сочетание стандартных и эмоциональных средств выражения, например: "Уважаемые судьи (или: "Господа присяжные заседатели"), разрешите мне обратиться к присутствующим здесь гражданам...". [Н.Н. Ивакина. Культура судебной речи, с. 34–37]
В основной части как информирующей, так и аргументирующей речи используются аргументы (довод, доказательство), поэтому эти два типа речей очень близки между собой. Аргументы делятся на две группы: 1) аргументы рациональные, или "аргументы по делу"; 2) аргументы иррациональные (психологические), или "аргументы к человеку", "доводы к аудитории". К аргументам рациональным относятся: а) Факты. Ср.: Факты – упрямая вещь. Однако следует иметь в виду, что не всегда оратор располагает всеми данными. Чаще всего в распоряжении оратора (или спорящего) имеются только отдельные факты, они могут быть и типичными, и частными, а на их фоне делается общее заключение. Поэтому к аргументу – факту следует относится критически, аналитически. Это касается и статистических данных результатов социологических опросов, так как погрешности в методике сбора этих данных могут привести к искажению фактов, реальности. б) Обращение к авторитетам – один из распространенных видов аргументов. При этом оратору следует знать, что в данной аудитории упоминаемые авторитеты действительно признаваемы, уважаемы. В настоящее время в общих философских вопросах авторитетным источником является, например, Библия, а также народная мудрость, например, пословицы, поговорки. В научных вопросах авторитетами являются основатели данной отрасли знаний, крупные ученые. в) Законы, теории, аксиомы, традиционно принятые в данном обществе. К иррациональным аргументам относится обращение к чувствам, желаниям, интересам адресата. Эти аргументы чаще всего затрагивают чувства собственного достоинства собравшихся (присутствующие оцениваются как рассудительные, благородные, здравомыслящие люди, т.е. дается положительная характеристика аудитории), материальные, социальные интересы публики, благополучие, свободу, привычки слушателей. Именно благодаря этому виду аргументов в дискуссиях часто переходят от дела "на лица", когда оценивается уже не предмет спора, а оппонент. Оба вида аргументов в риторике различаются по их силе и выделяются исчерпывающие, главные и спорные аргументы. Исчерпывающие аргументы, чаще всего один, - это такие аргументы, которые полностью доказывают правоту какого-то мнения, положения. Такие аргументы встречаются редко. Главные аргументы – это различные факты, убеждающие в реальности чего-либо. Теоретики судебной речи отмечают, что самые сильные аргументы должны быть даны в конце судебной речи. Спорные аргументы могут служить "за" и "против" доказываемой позиции. Подбирая аргументы для доказательства выдвигаемого положения (тезиса), оратору необходимо помнить о требованиях к аргументам. Аргументы должны быть истинными, непротиворечивыми, доказанными независимо от тезиса, достаточными. Если аргументы не являются истинными, это или специальный прием обмана слушателей (часто прием пропаганды), или их использование приводит к логической ошибке, которая называется "ложное основание", или "ложное заблуждение". Недостаточность аргументов приводит к тому, что положение, которое следует доказать, не вытекает из приведенных аргументов. Истинность аргумента должна быть доказана независимо от тезиса. Нарушение этого правила приводит к логической ошибке "порочный круг", когда тезис доказывается посредством аргументов, а аргументы являются тезисом (Бригада добилась успеха, потому что работала успешно). Для оратора важно и то, насколько определенно, ясно, точно, непротиворечиво сформулирован выдвигаемый и защищаемый им тезис. Если тезис сформулирован не совсем определенно, он в споре может легко подменяться другим, его можно двусмысленно толковать, в результате очень часто наблюдается в дискуссиях "подмена тезиса", когда переходят к обсуждению другой проблемы. Если ведется дискуссия, то необходимо убедиться не только в точности, определенности собственного тезиса, но и тезиса, выдвинутого оппонентом, убедиться, что тезис оппонента понимается точно. Неопределенность, общность формулировки тезиса может приводить и ко второй ошибке, которую часто допускают неопытные ораторы, - "потере тезиса", когда оратор легко теряет главную нить рассуждений и начинает говорить "вообще". Разновидностью "подмены тезиса" является "фигура умолчания", т.е. замалчивание невыгодных фактов и событий. Это сознательная "ошибка" очень часто встречается в трактовке целых исторических периодов в развитии общества. Итак, любое доказательство состоит из трех элементов: тезиса, аргументов, логической связки (формы логической связи) между тезисом и аргументами. Аргументы необходимо не только подобрать, но и правильно использовать для доказательства выдвигаемого положения (тезиса). Различают прямое и косвенное доказательство. Прямое доказательство строится следующим образом: - даны аргументы; - из них выводятся истинные суждения; - истинное суждение доказывает выдвигаемый оратором тезис. Такое доказательство называется индуктивным доказательством. Оно особенно продуктивно тогда, когда оратор располагает в качестве аргументов неопровержимыми яркими фактами. Это доказательство продуктивно потому, что на аудиторию, особенно в споре, наиболее убедительно действует конкретное, образное. Дедуктивный метод в доказательстве чаще всего опирается на известные аудитории общие положения, истинность которых не вызывает сомнения. Такое доказательство состоит, таким образом, из известного общего положения (большой посылки), связанного с ним суждения, ведущего к его применению, и заключения. Например: Ни один нечестный человек не будет избран мэром. Х нечестен. Следовательно, Х не будет избран мэром. Косвенное доказательство заключается в том, что оратор обосновывает ложность противоположного тезиса. Во-первых, это делается или методом доказательства от противного, или методом исключения (метод алиби). Метод доказательства от противного часто используется в науке (см. геометрия). "Метод исключения" называется еще "методом алиби", так как часто используется в судебной практике. В этом случае истинность тезиса доказывается путем выявления ложности всех возможных альтернатив (ср., например, обсуждение кандидатур на должность). Исходя из сказанного можно сделать вывод о методах опровержения противоположного тезиса. Наиболее простой и надежный способ – это опровержение ложного тезиса фактами. Во-вторых, подвергаются критике аргументы противника, в результате чего рушится вся система доказательства; в-третьих, обосновывается нелогичность вывода противника из ложного тезиса. О способах доказательств, о типах аргументов см.: 1) А.К. Михальская. Основы риторики, с. 351–360. 2) Е.А. Ножин. Мастерство устного выступления. – М.: Политиздат, 1989, с. 116–132. 3) Поль Сопер. Основы искусства речи. Книга о науке убеждать – Ростов-на-Дону, 1995, с. 240–259.
материала и виды вспомогательных материалов Как видно из сказанного выше, публичное выступление требует большой подготовки. Об этом свидетельствует также высказывание известных людей о подготовке речей. Прочитайте отрывки из книга Ричарда Никсона, бывшего президента США, о его подготовке к выступлениям. Подумайте, какие приемы Р. Никсона Вы можете использовать в своей практике. "… За восемь лет пребывания на посту президента я писал все свои речи сам… Мне было известно, что Джон Фостер Даллес тоже писал все свои речи сам. Поскольку у него насчитывалось несколько сотрудников в штате государственного департамента, которые бы могли писать для него речи, я однажды спросил его, почему он упорно делает эту работу сам. Он ответил: "Мне нравится писать речи. Это заставляет меня хорошо продумывать проблему…" Вдохновение то приходит, то уходит, но для того, чтобы речь была эффективной, она в конечном счете должна быть речью выступающего, и только его. Если есть время для подготовки речи самому, без посторонней помощи, то жестких правил на этот счет не существует, поскольку то, что годится для одного оратора, может не подойти другому. Для тех, кто еще экспериментирует в поисках формулировок, я рекомендовал бы не забывать о методах, которые я нашел полезными при написании и произнесении речей за последние сорок два года. Прежде чем что-либо писать, познакомьтесь в общих чертах с той областью, о которой вы намерены говорить, а также с критическими комментариями вашей точки зрения. На этот этап подготовки должны уделяться одна – две недели. Затем несколько дней нужно выделить на то, чтобы собраться с мыслями и изложить их в общих чертах. Эффективного выступления не получится, если оно посвящено чему-нибудь и излагается как-нибудь. Оно должно быть целенаправленным, чтобы довести до слушателей главную мысль. Я всегда составляю по меньшей мере 3 плана, а нередко и больше, прежде чем сочту, что мои мысли достаточно прочно увязаны и они дойдут до слушателей. Когда окончательный план подготовлен, напишите… первый вариант выступления. При редактировании напечатанного варианта слишком не усердствуйте, потому что можете лишить текст колорита и ритмичности разговорного языка. Если вы намерены говорить без написанного текста, прочтите план несколько раз и выпишите ключевые предложения. Если не знать твердо плана, возникает риск потерять ход мыслей, а в процессе выступления – и внимание слушателей. Для достижения максимального воздействия на аудиторию сконцентрируйте свое внимание на вступительной части выступления, одном или нескольких забавных анекдотах и на заключительной части… Если вы не очень хороший актер и плохой рассказчик, не начинайте с заранее приготовленной шутки – спонтанный юмор куда как действенней… Самая важная часть публичной речи – ее заключение. Иногда я пишу его первым. Но, как правило, лучше дойти до него в процессе работы, а затем, не спеша, писать. К примеру, когда я готовился выступать 3 ноября 1969г. перед американским народом по вьетнамской проблеме, фраза "Молчаливое большинство" пришла ко мне только после того, как я написал основу речи. …Вудро Вильсон, еще один наш великий президент, который был к тому же и одаренным оратором, славился тем, что сам писал все свои речи. Поучителен и хорошо известен анекдот о его технике составления речей. Однажды, когда Вильсона спросили, сколько ему нужно времени для написания пятиминутной речи, он ответил, что приблизительно неделя. Тогда его спросили, а сколько потребуется времени для составления получасовой речи. Он сказал: "Около двух дней". "А на часовую речь?" Он ответил: "Я могу произнести ее прямо сейчас". Слово "краткий" не обязательно обозначает "легкий". Я выслушал тысячи речей. Слышал, как многих критиковали за затягивание выступлений. Но не помню, чтоб когда-нибудь ругали за краткость. …Произнесение речей без памяток требует большой концентрации внимания… Речь никого не увлечет, если выступающий сам проявляет преходящий интерес к ней. …Прежде всего, будьте суровым критиком самому себе. За последние сорок три года я произнес тысячи речей. Независимо от того, насколько некоторые из них были стоящие, я никогда не был полностью удовлетворен ни одной речью. Лишь пытаясь улучшить выступление по сравнению с предыдущими, можно сделать его достойным подходящему случаю. И последнее предостережение: все эти предложения относительно подготовки речей и выступлений бесполезны, если у выступающего нет основной идеи. Если вам нечего сказать, лучше совсем не говорить". Вот как вспоминает о своей первой речи Рональд Рейган (бывший президент США): "Эта речь, первая в моей жизни, была столь же волнующей для меня, как и все последующие (это была речь в колледже, где учился Рейган, с предложением объявить забастовку, чтобы президент колледжа не закрывал ряд факультетов. – Л.Ф.). Впервые в жизни я понял, какая сила сокрыта в ораторском искусстве. Почувствовал, как воздействует на аудиторию слово. Это был незабываемый опыт. Стоило мне коснуться чего-то важного, как зал разражался гулом одобрения, реагировал на каждую фразу, каждое слово. В конце концов и оратор, и слушатели слились в единое целое. Когда же предложил поставить на голосование вопрос о забастовке, все вскочили на ноги, загремели аплодисменты и предложение было встречено всеобщей поддержкой". Умение хорошо говорить было отличительной чертой Р. Рейгана. Инаугурационная речь Р. Рейгана (принятие торжественной присяги при официальном вступлении на пост президента) была воспринята всеми американцами: "Каждый из слушающих эту речь нового президента услышал в ней именно то, что хотел услышать. Оптимизм и уверенность, с которой она была произнесена, произвели большое впечатление на американцев. В отличие от президента Д. Картера, таким замогильным голосом вещавшего о кончине "американской мечты", господин Рейган дал надежду на светлое будущее", – писал редактор журнала "Харперс" Л. Лэфем. Т.В. Вильсон, 28-й президент США, также увлекался риторикой. Однажды, будучи в библиотеке, он нашел в английском журнале статью, озаглавленную "Оратор". Вильсон прочел эту статью и сразу же почувствовал, что он поведет за собой людей своими речами. Он завоюет мир своей моральной убежденностью и тщательным отбором слов и жестов… На последнем курсе он получал громадное удовольствие от чтения произведений тех писателей, которые использовали меткий и образный язык. Для него это было полно смысла. Он выуживал слова и фразы с пылом, достойным восхищения. Они неожиданно всплывали в его речи за клубным столом, иногда в виде шутки, иногда в пылу горячего спора. Его глаза светились, и всем становилось ясно, что он был победителем в споре… Ораторское искусство стало для него святым призванием. Ораторские способности высоко ценятся в Англии. Маргарет Тэтчер, обучаясь в Оксфордском университете, берет уроки по ораторскому искусству и исправлению своего провинциального произношения. Расчет делался на политику. Прочитайте отрывок из книги "Маргарет Тэтчер: человек и политик". Какие речевые приемы вы можете использовать?
Успех ее речей зависел прежде всего от очень хорошего знания предмета. Ее выступления лишний раз доказывают правоту Цицерона (которого она изучила в Оксфорде), говорившего, что ораторские искусство немыслимо без владения в совершенстве предметом речи. В своих выступлениях она обычно приводила большое количество цифр, цитат, высказываний, и все на память, редко заглядывая в бумаги. Она излагала свои мысли простым языком, следуя аристотелевскому принципу, что главным достоинством речи является ясность. Поэтому, чтобы сделать ее более доходчивой, она часто сравнивала дела государства с делами семьи, бюджет государства с личным бюджетом и т.д. Обычно в речах она выделяла один–два главных пункта и на них концентрировала внимание слушателей. Она мастер коротких и эффективных выступлений. Там, где другому оратору понадобился бы час–другой, ее выступление было вдвое короче и вдвое убедительнее. Когда ей это было нужно, она умела проявить к собеседнику максимум внимания, такта и предупредительности. Если она хотела расположить к себе собеседника или просто он был не неприятен, она находила любезные слова. Улыбка тогда не раз появлялась на ее лице во время разговора, несмотря на его серьезный характер". Большую роль красноречию в жизни делового человека отводил Дейл Карнеги, директор Института ораторского искусства и человеческих отношений (США), написавший учебник под названием "Ораторское искусство и влияние его на людей в бизнесе". Книги Д. Карнеги содержат важную мысль: умение говорить – это наикратчайший путь к известности. Оно выводит человека на авансцену общественной жизни, придает ему чувство уверенности в своих силах и поднимает над толпой. [Приведен материал из книг: Р. Никсон. На арене. Воспоминания о победах, поражениях и возрождении. М., 1992, с. 238–247; Р. Рейган. Жизнь по-американски. М., 1992, с. 49–50; Э. Иванян. Р. Рейган. Хроника жизни и времени. М., 1991, с. 250–251; В. Попов, М. Тэтчер: человек и политик. М., 1991, с. 19–20; З. Фрейд, У. Буллей, Томас Вудро Вильсон, 28 президент США. М., 1992, с. 41–42] При подготовке к выступлению следует воспользоваться рядом рекомендаций, которые выработала риторика. Так, например, Поль Сопер пишет [Основы искусства речи: Книга о науке убеждать – Ростов-на-Дону, 1995, с. 20–21; 70–73]: "Выбирайте тему, которая связана с вашим личным опытом и по которой вы сможете в случае необходимости получить дальнейшую информацию в библиотеке или в другом месте. Тема должна быть, при условии ее надлежащей проработки, интересной и для вас и для ваших слушателей. Она не должна быть ни очень широкой, ни очень сложной. Большинство тем имеет слишком общий характер: почти нет ни одной чересчур специфической или узкой. Желаете вы только что-нибудь объяснить, описать или просто рассказать? Или вы хотите заставить слушателей изменить свое мнение или убедить их что-либо сделать? Чтобы получить ясное представление, чего вы добиваетесь, изложите в письменном виде ваше намерение в форме целого предложения. Если тема "Восхождение на горные вершины", вы можете формулировать свое намерение в таком виде: "Я сейчас расскажу, как происходит подъем на горный пик". В основном вы имеете в виду информировать, дать описание, а не склонить слушателей к тем или иным взглядам или действиям. Но если вашей целью было показать, что слушатели не должны предпринимать трудный подъем без предварительной тренировки, то ваша цель уже приобретает агитационный характер, так как вы стремитесь оказать влияние на их поведение. Начальные речи в большинстве случаев информационного, а не агитационного типа. Если содержание речи взято не только из личных ваших переживаний (что возможно в редких случаях), черпайте материал не из единственного источника, а из многих. Прочтите не одну, а несколько журнальных статей, соберите информацию не из одной книги. Вскройте точки зрения различных авторов, сопоставьте их. Обратитесь к "Справочнику периодической печати" в справочном отделе библиотеки и посмотрите, какие журнальные статьи перечислены под заголовком, имеющим прямое или косвенное отношение к вашей теме. Для библиографических справок обратитесь к картотеке. Побеседуйте по вопросу с окружающими, запишите в голову мысли и факты, о которых прочитали. Вы должны приготовить несколько вводных замечаний, имеющих целью вызвать интерес к сообщению, формулировать и пояснить ваше намерение. Например: Есть ли у вас достаточно разумные основания для приобретения вещей, которые вы покупаете? Или вы, подобно миллионам других потребителей, не отдающие себе отчета жертвы, пожалуй, самого коварного и влиятельного фактора современной жизни – рекламы? Что такое реклама? Пропаганда. Я хочу показать, как реклама применяет остроумные методы пропаганды, чтобы вводить в соблазн вас и других возможных покупателей. Последняя фраза представляет собой изложение специального тематического задания. Она намечает и ограничивает его пределы. Вы можете приступить к главной части речи только после того, как это задание четко закреплено в вашем сознании. При построении главной части сделайте все возможное, чтобы план и вспомогательные данные были ясны и интересны. Организуйте главные идеи по мере ваших возможностей в виде простого, конкретного, стройного плана. Выбрасывайте все не имеющее отношения к вашей цели. Дайте определения непривычных терминов; используйте как можно больше конкретных примеров; приводите в случае надобности высказывания сведущих лиц; задавайте вопросы. Будьте учтивы и не злоупотребляйте оказанным вам вниманием. Цитируйте правильно и не нарушайте доверия при использовании полученной информации. Работа почти над каждой темой требует обращения к книгам. При чтении следуйте нижеприводимым советам.
С другой стороны, каждый текущий вопрос имеет свою историю, которую тоже необходимо знать. В наш век газет люди забывают, что вещи, сказанные десять, пятьдесят или две тысячи лет назад, еще могут иметь большое значение. "Политика" Аристотеля, "Республика" Платона, "Опыты" Бэкона, "Взгляд назад" Беллами и "Воля к вере" Уильяма Джемса, не говоря уже о других капитальных произведениях, – обильные и щедрые источники больших мыслей.
Не давайте первому автору, на которого вы случайно натолкнулись, сразу же предопределить строй ваших мыслей; не останавливайте свой выбор только на тех источниках, идеи которых соответствуют вашим. Пожалуй, труднее всего подыскивать и исследовать данные, которые противоречат вашим мнениям. Но ведь нет другого способа узнать, правы вы или нет. Иронически характеризуя человеческую природу, Уилл Роджерс сказал: "Все, что я знаю, я вычитываю из газет". К приведенным словам прямое отношение имеет случай с одним студентом, которого попросили объяснить некоторые тезисы его речи. "Да ведь это то самое, что сказано в газетной статье", – ответил он. Так как почти все статьи в газетах и журналах и почти каждая книга страдают непроизвольной тенденцией отобразить интересы автора, то положиться на один источник для исчерпывающей и объективной информации – дело ненадежное. Не смущайтесь, если после всестороннего изучения вопроса придется изменить мнение. Новое убеждение, солидно обоснованное, станет поистине скорее вашим личным достоянием, чем старый предрассудок, который не был продуктом мысли. Читайте осмысленно. Стремитесь к тому, чтобы изучаемый в данный момент материал принес наибольшую пользу. Не поддавайтесь соблазну уклониться в сторону от главной цели из-за какого-нибудь интересного, но не относящегося к делу чтения. Приучайтесь вчитываться в статьи и книги в поисках нужной информации. Пользуйтесь советом Бэкона: "Одни книга можно лишь попробовать, другие проглотить, и, наконец, немногие нужно разжевать и переварить" (очерк "О научных занятиях"). Если вы прочтете 1000 слов и затем напишете 50 слов, подытоживающих прочитанное, то будете знать, вероятно, больше, чем если прочтете 10000 слов и не запишете ни одного. Неважно, что у вас хорошая память: впоследствии вы не сможете вспомнить ни специальных данных, ни подлинных слов автора, ни собственных мыслей, пришедших в голову во время чтения. Не ленитесь, не надейтесь, что потом сможете записать их. Приступив к чтению книги или статьи в журнале, держите под рукой бумагу и карандаш. Самый процесс составления заметок обострит ваше внимание". А.К. Михальская в учебнике по риторике [Основы риторики: Мысль и слово. – М., 1996, с. 300–303] дает следующие рекомендации. "1. Начинать готовиться к выступлению, особенно если оно важное, лучше не накануне, а за несколько дней. Это позволит "вжиться" в тему, так что вам не придется специально запоминать, что, собственно, вы можете сказать по поводу данного предмета. 2. Речь нужно репетировать. Даже лучшие лекторы (И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, многие профессора Московского университета) репетировали лекции перед зеркалом по несколько раз. Поскольку темп жизни современного человека иной, придется ограничиться хотя бы двумя–тремя репетициями. 3. Репетировать речь нельзя по "кускам", а нужно только как целое. Если вы начали говорить, не останавливайтесь, пока не кончите, даже если вам нужно что-то изменить или если вы что-то забыли. Менять последовательность изложения, дополнять или сокращать содержание вы будете при следующей репетиции. Такая тактика позволяет воспроизвести ситуацию реального выступления. Если запутались – не начинайте сначала, а ищите выход по ходу речи. Хорошее впечатление от речи не пропадет, даже если вы что-то забудете. Упустив нечто важное, всегда можно ввести пропущенное в удобное место, сказав: Чуть было не забыл, …, Вы еще спросите, … – добавить то, что нужно. Иногда проявление оратором такой человеческой и вполне объяснимой слабости, как забывчивость, даже используется в качестве специального ораторского приема, позволяющего, как это ни странно, вызвать симпатии аудитории к говорящему. 4. Кроме того, готовясь к речи, вы можете составить "шпаргалку" – несколько небольших листков бумаги, которые удобно держать в руке. Они должны содержать необходимый фактический справочный материал: цифры, цитаты, примеры, доказательства. Не обязательно все запомнить – смотрите в "шпаргалку"! 5. Перед тем как репетировать речь, составьте план. Для короткого выступления это может быть просто перечень основных мыслей в нужном порядке, для более обстоятельного – развернутый общий план, отражающий завершенную форму будущей речи: вы должны заранее обдумать основные элементы структуры речи. Готовясь к большому выступлению, перед репетицией подготовьте и "шпаргалку". 6. Когда репетируете, представьте себе, если возможно, ситуацию будущей речи – аудиторию, помещение. 7. Репетируя, не старайтесь запоминать фразы, отдельные обороты. Здесь есть опасность: всякая заученность мешает эффекту живого общения с аудиторией; это неблагоприятно и для запоминания: ваша цель – запомнить идеи речи, а не форму, в которой они выражаются. Помните, что вы будете беседовать со слушателями, а не читать наизусть. 8. Естественно, что при каждой репетиции речь будет получаться по-разному. Это и хорошо. Репетируя, обращайтесь к написанному плану только в том случае, если забудете сам ход мысли. 9. И последний совет: на листке плана оставьте широкие поля – на них вы можете записать опорные (ключевые) слова: по опорному слову вы легко восстановите в памяти весь соответствующий раздел. На основной части листка напишите фактическую часть ("шпаргалку") к данному разделу. После этого можете пойти на прогулку, захватив с собой подготовленные карточки. Произнесите речь на ходу. Особо следует сказать об импровизированной речи. А.К. Михальская называет последовательность действий, которые нужно выполнить, если у вас есть около 5 минут на подготовку (такое время необходимо предоставить себе в начале занятий импровизацией, когда опыта еще мало, а скованность велика): 1) сформулируйте четко тему и главную, центральную мысль, которую вы хотите передать; 2) сформулируйте позицию основной части (по крайне мере, важнейшие; их должно быть немного – 2-3); 3) сформулируйте несколько вводных и заключительных замечаний; 4) подумайте, если осталось еще время, о доказательствах, фактах, примерах, вернувшись к основной части. Может быть, вам придет в голову цитата, афоризм, пословица, анекдот, случай из жизни, пример из истории или литературы; 5) подумайте о переходах; если есть время, сформулируйте их. Импровизированная речь (как упражнение) должна быть короткой (около 5 минут), возможно более отчетливой структуры, ясной для слушателей, как можно более яркой и образной, даже парадоксальной. Именно она предоставляет возможность научиться применять шутку, "шоковую технику" парадокса, привыкнуть не бояться высказывать свое мнение. Обдумывая импровизированную речь, не волнуйтесь и не пытайтесь сразу, при подготовке, все облечь в слова, следуйте плану работы. Темы для импровизации можно придумывать самим: лучше выбрать такие, которые связаны с абстрактными понятиями, ключевыми моментами человеческой жизни, чтобы упражнения пригодились вам в дальнейшем (в ситуациях поздравления, тоста, приветствия и т.п.): красота, любовь, радость, верность; можно использовать пары–оппозиции (молодость и старость, долг и чувство, горе и радость и т.п.)". Основные источники поиска необходимой литературы: библиотечные каталоги, указатели по периодической печати, журналы по специальности, газеты, энциклопедии, библиографические указатели, статистические справочники, литературные справочники, библиографические обзоры, брошюры, бюллетени, сеть Internet. Несмотря на то, что многие студенты отказались от конспектирования изучаемой литературы, заменив его (конспектирование) ксерокопиями, думается, что при подготовке публичных выступлений конспектирование неизбежно. Существует несколько способов конспектирования. Наиболее удачным нам представляется так называемое проблемное конспектирование. В этом случае из изучаемой литературы на карточку выписывается только то, что относится к одной какой-то проблеме. Необходимо для себя выделить, где выписаны цитаты (они берутся в кавычки), где передаются только мысли автора в изложении читающего. Поскольку должны приводиться точные аргументы, факты, данные, нужно иметь на карточке точные сведения об изучаемой работе: автор, название книги или статьи, выходные данные книги или журнала, где помещена статья, страницы, на которых расположен конспектируемый материал.
1. Назовите пять классических элементов, отражающих порождение речи. 2. Назовите этапы докоммуникативной работы над речью. 3. Каковы основные требования к теме публичного выступления? 4. Как следует понимать цель публичного выступления? 5. Каковы основные части публичного выступления? 6. Каковы целевые установки вступления к речи? 7. Назовите возможные формы вступления. 8. От чего зависит способ раскрытия темы в основной части речи? 9. Назовите типы речей. 10. Какова цель основной части речи и от чего она зависит? 11. Каковы целевые установки заключения речи? 12. Назовите возможные формы заключения. 13. Каковы основные виды аргументов? 14. Каковы требования к аргументам? 15. Что такое тезис в доказательстве? 16. Каковы составные элементы доказательства? 17. Назовите основные типы доказательств. 18. Каковы источники нахождения материала к публичному выступлению? ЛЕКЦИЯ 6. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА ПЛАН
2. Стиль, формы, типы и жанры речи.
Что же такое функциональный стиль языка? Определение стиля зависит от понимания языка. В лингвистике определенно выделяются такие признаки языка, как его социальная сущность, коммуникативная функция, отражательная и познавательная способность, системный характер. Однако это не все признаки языка, и в лингвистике имеются разные трактовки языка, а потому и различные определения стиля. Оставив в стороне теоретические изыскания лингвистов, приведем здесь наиболее известное определение стиля, данное академиком В.В. Виноградовым: "Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приемов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой практике данного народа". [В.В. Виноградов. Итоги обсуждения вопросов стилистики // Вопросы языкознания, 1955, № 1, с. 73] В данном определении стиля отражено несколько его признаков. Прежде всего, подчеркивается функциональная роль отдельных средств языка (звуков, слов, предложений, словосочетаний), обусловленная наиболее целесообразным использованием языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуации, сферы общения. Выделяются такие социально значимые сферы общения, как научная, публицистическая, официально-деловая, художественная и бытовая. В соответствии с этим выделяют и функциональные стили русского языка.
-------------------------------------------------------------------------------- -------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------
стили --------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------
Каждый из стилей характеризуется, кроме того, содержательными (смысловыми) признаками, которые обусловлены нелингвистическими (социальными, общественными) причинами. Эти содержательные признаки стиля обусловливают следующую общую черту любого стиля: своеобразное употребление средств общенародного языка (фонетических, лексических, морфологических, словообразовательных, синтаксических). Таким образом, стиль характеризуется единством содержания и формы (языковых средств). В каждом из стилей далее мы выделим специфические черты плана содержания и языковых средств выражения этого содержания. В результате того, что в каждом из сфер общения сложились общие принципы отбора и использования средств общенародного языка в соответствии с задачей и условиями общения, создается своеобразная организация языковых средств в речи, образующая и выражающая функциональный стиль. Таким образом, можно дать, вслед за В.В. Виноградовым и М.Н. Кожиной, следующее определение функционального стиля: "Функциональный стиль – это своеобразный характер речи той или иной социальной ее разновидности, соответствующей определенной сфере общественной деятельности и соотносительной с ней форме сознания, создаваемый особенностями функционирования в этой сфере языковых средств и специфической речевой организацией". [М.Н. Кожина. Стилистика русского языка. М.: Просвещение, 1993, с. 48–52] Однако, как будет показано далее при характеристике отдельных стилей, вовсе нет такой ситуации в языке, что каждая его единица стилистически окрашена. Все стили оказываются функционально-стилистически взаимосвязанными, другое дело, что создается общий, преимущественный тон речи, несмотря на то что в речи могут употребляться "иностилевые" элементы, т.е. языковые единицы, характерные для другого стиля. Следует также иметь в виду, что выделенные стили не исчерпывают все стилистическое разнообразие языка. В языке внутри каждого из стилей можно выделить более мелкие функционально-стилистические разновидности (подстили). Например, в научном стиле выделяется научно-популярный подстиль и стиль произведений собственно научного характера, в официально-деловом стиле выделяются подстили разных типов документов. При этом в каждом конкретном тексте имеются общие черты, относящие его к какому-то функциональному стилю, и в то же время выделяются частные признаки подстиля. 2. Стиль, формы и жанры речи Как сказано выше, в зависимости от целей и задач, которые ставятся в процессе общения, происходит отбор различных языковых средств. В результате создается своеобразные разновидности единого литературного языка, которые называются функциональными стилями. Этот термин подчеркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той функции (роли), которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Функциональные стили связаны с формой речи. Как сказано выше (см. 1 Лекцию), выделяются устная и письменная форма речи. Кроме того, функциональные стили связаны с типами речи. В риторике выделяется два типа речи. Монологическая речь Типы речи Диалогическая речь Функциональные стили непосредственно связаны с разными формами и типами речи, а также с разнообразными жанрами речи. Так, такие жанры, как научный доклад, вузовская лекция, научное сообщение естественно связаны с научным стилем речи, тогда как политическая, митинговая, агитаторская речь отражают публицистический стиль. Жанровое разнообразие характерно как для устной, так и письменной речи. Так, например, Г.З. Апресян [Ораторское искусство. М.: Изд. МГУ, 1969, с. 160] выделяет жанры речи (у него – виды красноречия) в зависимости от рода красноречия: Род красноречия Социально-политическое красноречие - Отчетный доклад на собрании (конференциях, съезде) - Политическая речь - Обзор (обозрение) - Митинговая речь - Агитаторская речь Академическое красноречие - Лекция единовременная - Научный доклад - Научное сообщение Судебное красноречие - Адвокатская (защитительная речь) - Речь обвиняемого, или самозащитная речь Социально-бытовое красноречие - Застольная речь - Надгробная, поминальная речь Богословско-церковное красноречие - Речь на соборе
Для разговорной речи характерен разговорный стиль, но эти термины не совпадают: понятие "разговорная речь" шире, чем понятие "разговорный стиль", так как в разговорной речи реализуется не только разговорный стиль литературного языка, но и другие функциональные стили (ср., например, устная научная речь), и нелитературные элементы. Таким образом, функциональные стили часто выступают не в "чистом виде", смешиваются элементы разных стилей, что обусловлено формой, типом, жанром речи. По-разному рассматривается вопрос о стилевой характеристике судебной речи. Юристы, говоря о культуре речи, соотносят речь судебного оратора с разными функциональными стилями. Так, З.В. Макарова считает, что современная судебная речь носит ярко выраженный разговорный характер. [З.В. Макарова. Ораторское искусство в суде. – Л., 1985] Другие исследователи выделяют в судебной речи черты научного стиля, такие, как: точность словоупотребления, строгая последовательность изложения, широкое употребление терминов, синтаксически сложные предложения. В судебной речи ярко проявляются черты официально-делового стиля, поскольку в языке судебных документов присутствуют определенные закрепленные формулы, выражающие юридические отношения, однозначно передающие понятия, факты, например: отсрочка наказания, вредные последствия, квалифицировать действия и т.п. Вместе с тем для судебной речи характерна публицистическая окраска, поскольку судебный оратор стремится воздействовать на слушателей, убедить их в собственной правоте. Филологи рассматривают судебную речь как сложное функционально-стилевое образование, в котором используются средства разных функциональных стилей. [Н.Н. Ивакина. Указ. раб., с. 39–40]. Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение функционального стиля литературного языка. 2. Перечислите признаки функционального стиля. 3. Какие функциональные стили выделяются в русском литературном языке? 4. Назовите формы речи. 5. Назовите типы речи. 6. Какие жанры устной и письменной речи Вы можете назвать? 7. Как связаны функциональные стили и формы речи? 8. Как связаны функциональные стили и жанры речи? 9. Как связаны функциональные стили и типы речи? 10. Как связаны между собой функциональные стили литературного языка?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2753; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |