КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Философско-правовая мысль Средневековья
Философско-правовые идеи в Средние века, как и само право, носили идеациональный (божественный) характер. Все правовые реалии этого периода интерпретируются сквозь призму двух основных понятий: Бог и человек. Jus divinum, jus sacrum – «божественное право есть священное право» – тезис, сопровождавший философско-правовую мысль на протяжении всего Средневековья. Философия права стремится не только обосновать правовые основы бытия Бога, но и доказать, что именно божественная благодать позволяет судить и соизмерять поступки людей. Однако в оценке роли благодати Бога мнения средневековых мыслителей разделились. Так, христианский монах Пелагий (настоящее имя Морган; IV – V вв.) считал, что человек может совершенствоваться без божественной силы (благодати), а Августин Блаженный (354–430), напротив, убеждал, что человек греховен, зол и направляет его к добру только воля Бога. Причём человечество обрело греховность, нарушив запрет Бога и пожелав жить не по божественным установлениям, а по своим законам. Первородный грех предопределил образование двух миров – «градов»: «града Божьего» (его на земле представляет церковь) и «града земного» (его олицетворяет светское государство). Соответственно и люди: одни (праведники) живут в «граде Божьем» по законам Бога, другие (грешники) – жители «града земного» – руководствуются иными законами, вторичными по отношению к божественным. Законы «града земного», учил Августин, должны подчиняться законам «града Божьего» и формулироваться как заповеди Бога, а церковь может и обязана осуществлять контроль над всей деятельностью светского государства. Проблема взаимоотношения светского государства и церкви является центральной и для Фомы Аквинского (1225–1274), который однозначно встаёт на сторону церкви и провозглашает: «Вся власть от Бога». Под правом он, как и Аристотель, понимал уравнение действий и одновременно действие божественной справедливости в обществе. Причём право, по Фоме Аквинскому, подразделяется на три уровня: - божественное право, установления, данные Богом человеку как «твари Божьей», и нормы церкви как представительницы Божьей власти на земле; - право народов, понимаемое как естественное право в его аристотелевской трактовке; - человеческое право как писаное, позитивное право светского государства. Каждому уровню соответствуют свои законы. Божественное право претворяется в Вечном законе, т.е. нормах Бога; право народов – в законах естественных (стремление к самосохранению, продолжению рода, уважение достоинства), соответствующих природе человека; человеческое право – в светских законах, силой и страхом принуждающих людей не делать зла. Система законов Фомы Аквинского предусматривает строгое соблюдение принципов иерархии (подчинённости) и непротиворечия низших законов высшим. Если человеческие законы противоречат естественным, то они не должны исполняться и подлежат замене. Понятно, что Вечный закон ни пересмотру, ни даже обсуждению не подлежит.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |