Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философско-правовые концепции эпохи Возрождения




 

Отношение к человеку как к природно-общественному, а не божественному созданию определило развитие философско-правовой мысли эпохи Возрождения (конец XIV – начало XVII вв.). В русле этой концептуальной установки поступки рассматриваются сквозь призму человеческих мотивов, свободной воли и естественного права. Предопределённость действий человека божественной волей всё больше отходит на второй план.

В эпоху Возрождения к философско-правовым проблемам обращались в той или иной мере практически все великие гуманисты – Л. Балла, Н. Макиавелли, М. Монтень, Ж. Воден, Э. Роттердамский и др.

Так, французский философ Мишель Монтень (1533–1592) утверждал, что законы создаются людьми и призваны обеспечивать человеку счастье, лучшую жизнь. Все законы он разделил на две группы – нравственные («законы чести») и юридические («законы правосудия»). И те и другие имеют свои человеческие измерения, далеко не всегда совпадающие. Скажем, месть правомерна с точки зрения «законов чести», но недопустима с точки зрения «законов правосудия».

В философско-политических трудах итальянца Никколо Макиавелли (1469–1527) впервые прослежена зависимость стабильности государства от действенности законов. Он подчёркивал, что Спарта 800 лет не переживала губительных смут именно благодаря скрупулёзному соблюдению своих законов.

В то же время, отмечал Макиавелли, законы не всегда способствуют установлению должного правопорядка. Во-первых, некоторые из них вынужденно устанавливаются в периоды политических кризисов, и, стало быть, не могут быть долговечными. Во-вторых, прочность и жизненность законов во многом зависит от умения законодателя связать новые и старые порядки, найти их оптимальное сочетание. Наконец, законы порой недейственны и, следовательно, недолговечны по причине их неточной формулировки, открывающей возможности неоднозначного толкования.

Видное место в философско-правовой мысли эпохи Возрождения занимает Гуго де Гроот Гроций (1583–1645), который одним из первых попытался систематизировать правовые нормы, обосновать сферу действия права в конкретной ситуации.

В генетическом плане Гроций рассматривал право как явление, вытекающее из естественной природы человека, а в функциональном – как средство, делающее жизнь людей и государства благоустроенной и упорядоченной.

Гуго Гроций одним из первых разработал концепцию общественного договора, он считал, что государство возникает из «общежительной койствия». Именно государство и правовая система являются хранителями мира. Где нет правовой системы, «где нет возможности прибегнуть к суду, там возникает война».

В основание права он положил справедливость, понимаемую как веление разума человека поступать в соответствии с совестью, общественным мнением и благоволением Бога. Даже войну следует вести по «справедливым правилам», ибо и насилие, по его мнению, в определённых условиях может быть справедливым. Это означает, в частности, не убивать воюющих по принуждению, всегда щадить детей, женщин, стариков, священнослужителей, учёных, земледельцев, торговцев, пленных, заложников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 2358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.