Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды налогов, их структура




Понятие налога, сбора (пошлины). Функции налогов. Принципы налогообложения. Налоговое законодательство Республики Беларусь

Внешний государственный долг Республики Беларусь

Внутренний государственный долг Республики Беларусь

Понятие и содержание государственных заимствований

 

Осуществление государственных заимствований регламентируется главой 9 Бюджетного кодекса, законом о бюджете, а также актами Президента, Правительства и Министерства финансов.

Государственные заимствования - привлечение государственных займов.

Государственные займы, в свою очередь, - это займы (кредиты), по которым возникают долговые обязательства Республики Беларусь как заемщика, эмитента ценной бумаги или гаранта.

Право осуществлять государственные заимствования принадлежит Республике Беларусь, Правительству Республики Беларусь и резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь.

От имени Республики Беларусь государственные заимствования осуществляет Правительство Республики Беларусь.

Государственные заимствования осуществляются в пределах лимитов внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга, установленных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

При этом лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга - максимально допустимые суммы внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга по состоянию на конец финансового года.

Объем государственных заимствований не должен превышать объема капитальных расходов бюджета в соответствующем финансовом году.

При подготовке предложений по выбору кредитора, срока, валюты и других условий государственного заимствования Министерство финансов должно исходить из экономии бюджетных средств и эффективности их использования.

Осуществление заимствований местными бюджетами допускается только в формах бюджетных кредитов из вышестоящих бюджетов и займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг. Предоставление банками кредитов местным исполнительным и распорядительным органам не допускается.

В соответствии со ст. 53 Бюджетного кодекса, долговые обязательства Республики Беларусь могут существовать в формах:

1. Кредитных соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями и иными резидентами и нерезидентами Республики Беларусь, а также соглашений (договоров), заключенных от имени Республики Беларусь, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Республики Беларусь прошлых лет;

2. Государственных займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг от имени Республики Беларусь;

3. Договоров о предоставлении гарантий Правительства Республики Беларусь;

4. Займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

5. Договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов);

6. Договоров о получении бюджетных кредитов.

Государственный долг Республики Беларусь включает в себя подлежащую возврату и невозвращенную сумму внутренних государственных займов и внешних государственных займов, фактически полученных Республикой Беларусь от резидентов и нерезидентов Республики Беларусь.

Государство осуществляет управление, обслуживание и погашение государственного долга.

Управление государственным долгом Республики Беларусь представляет собой деятельность государства по оптимизации его структуры и стоимости обслуживания.

Управление долгом органов местного управления и самоуправления осуществляется местными исполнительными и распорядительными органами, а управление государственным долгом Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

1. Минимизация стоимости долга для заемщика;

2. Недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания их курса.

3. Эффективное использование мобилизованных средств и контроль за целевым использованием средств предоставленных займов.

4. Обеспечение своевременного погашения займов.

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь - уплата процентов или иного вознаграждения заимодавцу (кредитору), штрафов и прочих платежей по государственным займам, за исключением погашения государственного долга Республики Беларусь.

Под погашением государственного долга Республики Беларусь понимается уплата, выкуп или иное изъятие из обращения долговых обязательств Республики Беларусь в части основного долга.

Республика Беларусь несет безусловные обязательства по обслуживанию и погашению государственного долга Республики Беларусь. Государственный долг Республики Беларусь, кроме долга органов местного управления и самоуправления, полностью обеспечивается средствами республиканского бюджета и иным имуществом, находящимся в республиканской собственности.

Платежи по обслуживанию и погашению внешнего государственного долга и внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления, предусматриваются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

1. По субъектам заемных отношений:

- размещаемые центральными органами управления;

- размещаемые местными органами управления.

2. В зависимости от места размещения:

- внутренние – займы, размещаемые внутри страны среди резидентов;

- внешние – займы, размещаемые за пределами страны.

3. В зависимости от обращения на рынке:

- рыночные – это займы, которые свободно продаются и покупаются на рынке капиталов. Данные займы являются основными при финансировании дефицита бюджета.

- нерыночные – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются для привлечения определенных инвесторов.

4. В зависимости от срока привлечения:

- краткосрочные – займы со сроком погашения до 1 года;

-долгосрочные – займы со сроком погашения свыше 1 года.

5. В зависимости от обеспеченности долговых обязательств:

- закладные (обеспечиваются каким-либо конкретным имуществом) – обычно выпускаются местными органами управления;

- беззакладные – в качестве обеспечения служит все имущество государства.

6. По характеру выплачиваемого дохода:

- выигрышные – выплата дохода осуществляется на основе лотереи;

- процентные (купонные) – доход выплачиваются в виде установленного процента на основе купонов;

- с нулевым купоном (дисконтные) – как правило, краткосрочные обязательства, которые размещаются по цене ниже номинальной, а выкупаются по цене номинала.

Как финансовая категория государственные займы выполняют две функции:

1. Фискальную – государство за счет заемных средств осуществляет формирование части доходов бюджетов и обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

2. Регулирующую – вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке капиталов, на производство и занятость.

С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов по нему. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга. В экономической и правовой литературе к таким способам относятся:

- конверсия займа – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством кредиторам;

- консолидация займа – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

- унификация займа – объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа;

- реструктуризация долга - основанное на соглашении с кредитором прекращение долговых обязательств, с заменой этих обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения;

- отсрочка погашения займа – изменение сроков погашения и прекращение выплаты доходов;

- аннулирование долга – полный отказ государства от своих обязательств.

 

 

 

Внутренний государственный долг Республики Беларусь - общая сумма основного долга Республики Беларусь по внутренним государственным займам, в том числе займам органов местного управления и самоуправления, на определенный момент времени.

Внутренние государственные займы - государственные займы, привлекаемые от резидентов Республики Беларусь.

Привлечение внутренних государственных займов осуществляется Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов.

Обслуживание и погашение внутреннего государственного долга, кроме долга органов местного управления и самоуправления и кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь, осуществляются Министерством финансов за счет средств республиканского бюджета.

Учет внутреннего государственного долга осуществляется Министерством финансов посредством ведения реестра внутреннего государственного долга, в том числе реестра долга органов местного управления и самоуправления.

Обслуживание и погашение кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств. В случае неисполнения заемщиком обязательств платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Обслуживание и погашение долга органов местного управления и самоуправления, кроме кредитов, выданных банками Республики Беларусь под гарантии местных исполнительных и распорядительных органов резидентам Республики Беларусь, осуществляются местными исполнительными и распорядительными органами за счет средств соответствующих местных бюджетов.

Местные исполнительные и распорядительные органы ведут учет долга органов местного управления и самоуправления и представляют в Министерство финансов необходимые сведения для ведения реестра долга органов местного управления и самоуправления в порядке, установленном Министерством финансов.

Местные исполнительные и распорядительные органы не несут ответственности по долгам других местных исполнительных и распорядительных органов.

Органы местного управления и самоуправления несут безусловные обязательства по обслуживанию и погашению долга органов местного управления и самоуправления. Долг органов местного управления и самоуправления полностью обеспечивается средствами соответствующего местного бюджета и иным имуществом, находящимся в собственности административно-территориальной единицы.

Долг органов местного управления и самоуправления может существовать в формах:

1. Договоров о получении бюджетных кредитов;

2. Займов, осуществленных путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

3. Договоров о предоставлении гарантий местных исполнительных и распорядительных органов (для областных, районных и городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов).

Основным источником внутренних заимствований Правительства Республики Беларусь является выпуск государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами являются ценные бумаги, выпускаемые Министерством финансов от имени Республики Беларусь.

В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь представлена следующим образом:

1. Государственные краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года (ГКО);

2. Долгосрочные государственные облигации со сроком обращения один год и более (ДГО).

Выпуск государственных краткосрочных облигаций (ГКО) осуществляются с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для финансирования дефицита республиканского бюджета.

Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов и размещаются среди инвесторов на добровольной основе.

Объем эмиссии облигаций определяется Министерством финансов Республики Беларусь при составлении проекта республиканского бюджета на очередной финансовый (бюджетный) год, уточняется при его исполнении в установленном законодательством порядке.

Размещение государственных ценных бумаг среди организаций осуществляется путем:

1. Продажи на торгах ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

2. Проведения аукциона в Национальном банке Республики Беларусь;

3. Прямой продажи через банковскую систему Республики Беларусь.

Государственные ценные бумаги среди организаций размещаются в бездокументарной форме, т.е. путем отражения операций на банковских счетах ДЕПО.

Среди населения государственные ценные бумаги размещаются в документарной форме путем продажи через банковскую систему (как правило, через ОАО «АСБ «Беларусбанк»).

Размещение и обслуживание государственных ценных бумаг осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь с привлечением Национального банка Республики Беларусь.

 

 

 

Внешний государственный долг Республики Беларусь - общая сумма основного долга Республики Беларусь по внешним государственным займам на определенный момент времени.

Внешние государственные займы - государственные займы, привлекаемые от нерезидентов Республики Беларусь.

Привлечение внешних государственных займов от имени Республики Беларусь осуществляется Правительством Республики Беларусь по решению Президента Республики Беларусь.

Привлечение внешних государственных займов для предоставления займов (кредитов) заемщикам на условиях переуступки осуществляется по решению Правительства Республики Беларусь, согласованному с Президентом Республики Беларусь. Внешние государственные займы, предоставленные резидентам Республики Беларусь на условиях переуступки, приравниваются к внешним государственным займам, полученным под гарантии Правительства Республики Беларусь.

Банк, уполномоченный решением Правительства Республики Беларусь обслуживать внешние государственные займы, является банком-агентом по обслуживанию внешних государственных займов.

Цель привлечения внешнего государственного займа указывается в решении о его привлечении в соответствии с основными целями заимствований, предусмотренными Президентом Республики Беларусь и законодательными актами.

Обслуживание и погашение внешних государственных займов, осуществляются Министерством финансов за счет средств республиканского бюджета.

Обслуживание и погашение внешних государственных займов, предоставленных резидентам Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь или на условиях их переуступки, осуществляются резидентами Республики Беларусь за счет собственных средств. В случае неисполнения заемщиком обязательств, платежи осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством.

Резиденты Республики Беларусь, получившие внешние государственные займы под гарантии Правительства Республики Беларусь или на условиях их переуступки, несут ответственность за исполнение обязательств по ним в соответствии с законодательством и договорами.

В частности, ст. 11.17 КоАП устанавливает ответственность за нарушение порядка предоставления, привлечения и использования заемных средств:

1. Нарушение установленного порядка привлечения и использования средств, полученных по внешнему государственному займу, –

влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

2. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по расчетам за средства, полученные по внешнему государственному займу, –

влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин.

В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса, в Республике Беларусь осуществляется учет внешнего государственного долга и действует единая система регистрации внешних государственных займов.

Учет внешнего государственного долга и регистрация внешних государственных займов осуществляются Министерством финансов.

Внешние государственные займы, как правило, привлекаются и используются для:

1. Финансирования дефицита республиканского бюджета;

2. Пополнения валютных резервов Республики Беларусь;

3. Реализации инвестиционных проектов и государственных программ в соответствии с приоритетными направлениями развития экономики республики;

4. Решения острых социальных и экологических проблем, ликвидации последствий стихийных бедствий;

5. Импорта сырья, энергоресурсов и других необходимых продуктов и товаров в случае критического положения в обеспечении ими республики;

6. Поддержки экономических реформ.

Вступая в отношения по поводу иностранных займов, Республики Беларусь, как член международных финансовых организаций, берет на себя обязательства следовать уставам и другим нормативным документам, регламентирующими отношения по поводу внешних заимствований (например, издание Международного банка реконструкции и развития «Общие условия, применяемые к соглашениям о займах и гарантиях»).


Тема 8. ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Налог – это обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п. 1 ст. 6 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. N 166-З).

Исходя из приведенного определения, можно вывести следующие признаки налога:

1. Обязательность платежа. Обязанность по уплате налогов устанавливается ст. 56 Конституции Республики Беларусь, которая гласит, что граждане Республики Беларусь обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей. В соответствии со ст. 36 Общей части налогового кодекса, налоговое обязательство возлагается на плательщика (иное обязанное лицо) с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, сбора (пошлины).

2. Индивидуальная безвозмездность платежа. Этот признак означает, что факт уплаты налога не дает плательщику никаких встречных льгот, преимуществ, преференций.

3. Плательщиками налогов являются организации и физические лица.

4. Налог уплачивается только в денежной форме.

5. Получателем налогов является республиканский и (или) местные бюджеты.

Кроме налогов, в налоговую систему Республики Беларусь входят и такие платежи, как сборы (пошлины).

В соответствии с п. 2 ст. 6 Общей части Налогового кодекса, сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.

Налоги выполняют две основные функции:

1. Фискальная функция - данная функция проявляется в том, что, главным образом, посредством налогов формируется доходная часть бюджета.

2. Регулирующая функция – проявляется в том, что манипулируя налоговыми механизмами государство способно влиять на развитие определенных сфер национальной экономики. Например, для развития определенной сферы, государство снижает налогообложение для участвующих в ней субъектов. Для сдерживания развития какой-либо сферы государство увеличивает налоги или вводит особый режим налогообложения.

При установлении и введении налогов государство должно опираться на определенные принципы.

Впервые принципы налогообложения сформулировал Адам Смит в своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776г.). Данные принципы до сих пор учитываются при построении налоговой системы всех цивилизованных стран. Такими принципами являются:

1. Всеобщность – означает, что каждый обязан уплачивать законно установленные налоги, по которым данное лицо признается плательщиком;

2. Социальной свободы – плательщик вправе выбирать вид деятельности в рамках, установленных законом, кроме того, плательщик имеет право свободно распоряжаться своими доходами после уплаты с них установленных налогов;

3. Социальной справедливости – государство оставляет за собой право облагать более высокими налогами повышенные размеры доходов и имущества, и освобождать от налогообложения установленные минимумы, необходимые для проживания;

4. Однократность налогообложения – с одного субъекта в отношении одного объекта за один налоговый период определенный налог взимается не более одного раза;

5. Определенность налогообложения – налог считается установленным, когда определены все его обязательные элементы (о них речь пойдет ниже в вопросе «Структура налога»). Если в нормативном акте вводящим в действие налог не определен хотя бы один существенный элемент, то обязанность по уплате налога считается не установленной.

Современная система принципов налогообложения значительна больше.

В Общей части Налогового кодекса (статья 2) установлены следующие принципы налогообложения:

1. Каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком.

2. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией Республики Беларусь, Налоговым кодексом, принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь.

3. Налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства.

4. Не допускается установление налогов, сборов (пошлин) и льгот по их уплате, наносящих ущерб национальной безопасности Республики Беларусь, ее территориальной целостности, политической и экономической стабильности, в том числе нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами.

5. Допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом и таможенным законодательством.

В соответствии со ст. 3 Общей части Налогового кодекса налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

1. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть) от 19 декабря 2002 г. N 166-З (с изменениями и дополнениями), Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29 декабря 2009 г. № 71-З, и принятые в соответствии с ними законы, регулирующие вопросы налогообложения;

2. Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

3. Постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

4. Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

 

8.2. Налоговая система Республики Беларусь: понятие, характеристика, принципы ее функционирования

 

Налоговая система Республики Беларусь включает в себя следующие элементы:

1. Совокупность налогов, сборов (пошлин), взимаемых на территории страны (систему налогов);

2. Налоговое законодательство Республики Беларусь;

3. Система налоговых органов страны.

Налоговая система характеризуется двумя группами показателей:

I. К экономическим показателям относятся:

1. Налоговое бремя – процентное соотношение всей суммы собираемых в стране налогов к валовому внутреннему продукту. В теории считается, что налоговое бремя не должно превышать 50 %, иначе налоги становятся слишком велики, и плательщики начинают искать пути уклонения от уплаты налогов. Однако, существуют достаточно благополучные страны, в которых налоговое бремя превышает указанный размер.

2. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли. Данный показатель отражает, сколько налогов государство получает от торговли внутри страны и сколько от торговли за пределы страны. Соотношение налоговых доходов от внутренне и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет примерно 1:1. Такое соотношение позволяет сбалансировать объемы внутренней и внешней торговли, а, следовательно, и интересы экспортеров и импортеров.

3. Соотношение прямого и косвенного налогообложения. Данный показатель учитывает, какую долю доходов бюджета составляют прямые налоги, и какую долю составляют косвенные налоги. Преобладание косвенных налогов означает недостаточно высокий уровень развития налоговой системы (поскольку косвенные налоги проще взимать), либо недостаток прибыли, доходов и имущества, которые являются объектами прямых налогов. В Республике Беларусь доля косвенных налогов в налоговых доходах республиканского бюджета составляет более 50%.

4. Структура прямых налогов. В данном случае оценивается доля подоходного налога и других платежей, взимаемых с физических лиц. Малая доля таких платежей в составе доходов бюджета означает, что либо государство сознательно облагает доходы и имущество граждан небольшими налогами, либо граждане не обладают достаточными доходами и имуществом.

II. Политико-правовая характеристика налоговой системы отражает соотношение компетенции республиканских и местных органов власти в вопросах установления и введения налогов. Существуют три варианта соотношения компетенций:

1. Вариант «разные налоги» подразумевает полное разделение прав в установлении налогов либо неполное разделение, когда центральная власть устанавливает исчерпывающий перечень местных налогов и вводит республиканские налоги, а местные налоги вводят по своему усмотрению, но из установленного перечня, местные советы депутатов;

2. Вариант «разные ставки» - республиканские органы власти устанавливают ставки по республиканским налогам, а местные органы – по местным налогам. При этом центральная власть может устанавливать минимальный или максимальный размер ставок по местным налогам;

3. Вариант «разные доходы» состоит в том, что суммы уже собранного налога делятся между бюджетами различных уровней. Данный вариант проявляется в установлении регулирующих доходов бюджета и утверждении нормативов отчислений от общереспубликанских налогов.

Обычно используются комбинации трех или двух форм соотношения компетенций.

В основу функционирования налоговой системы закладываются все принципы налогообложения, однако выделяют и специфичные принципы:

1. Принцип единства экономического пространства. Данный принцип означает, что запрещается установление налогов, сборов (пошлин), нарушающих единое экономическое пространство Республики Беларусь, ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь либо создающих в нарушение Конституции Республики Беларусь и принятых в соответствии с ней законодательных актов иные препятствия для осуществления предпринимательской и другой деятельности организаций и физических лиц, кроме запрещенной законодательными актами (п. 4 ст. 2 Общей части Налогового кодекса).

2. Принцип подвижности (эластичности). Налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. Это связано с тем, что по мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия. Но, не смотря на все возможные изменения, система налогов и ставки налогов должны оставаться в пределах экономической целесообразности.

3. Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и строго определенном порядке. Именно соблюдение принципа стабильности и его соотношение с принципом подвижности делает страну инвестиционно привлекательной.

4. Принцип множественности налогов. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по различным категориям плательщиков.

5. Принцип исчерпывающего перечня местных налогов. Соблюдение данного принципа позволяет не допускать злоупотребление местными органами власти своим правом на введение местных налогов и сборов.

 

 

 

Входящие в налоговую систему Республики Беларусь налоги могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По объекту обложения и взаимоотношению плательщика с государством:

- прямые налоги устанавливаются на доходы и имущество пла­тельщиков, при этом юридический и фактический плательщики совпадают. При прямом налогообложении денежные отношения возникают между государством и самим плательщиком (подоходный налог с физических лиц, налоги на доходы и прибыль, налог на недвижи­мость и др. ). Прямые налоги взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ.

- косвенные налоги включаются в отпускную цену товаров (ра­бот, услуг) в виде надбавки. Здесь фактическим плательщиком является потребитель товаров (работ, услуг), а юридическая обязан­ность внесения их в бюджет возлагается на продавца. Субъектом налога выступает продавец товара (услуги), который выступает посредником между государством и плательщиком (потребителем товара или услуги). Такими нало­гами являются акцизы, налог на добавленную стоимость. Косвенные налоги взимаются в процессе расходования материальных благ. В данном случае объектом налогообложения являются такие действия, порождающие налоговое обязательство как, реализация товаров (услуг, работ), их передача и другие.

2. В зависимости от плательщика:

- нало­ги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог с физических лиц и др.);

- налоги, взимаемые с организаций (налог на прибыль, налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельнос­ти и др.);

- смешанные налоги, которые уплачивают как организации, так и физические лица (земельный налог, налог на недвижи­мость и др.).

3. В зависимости от органа, который вводит налог:

- республиканские - налоги, сборы (пошлины), установленные Налоговым кодексом либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) в соответствии со ст. 8 Общей части Налогового кодекса относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на прибыль;

4) налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) налог на недвижимость;

7) земельный налог;

8) экологический налог;

9) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

10) сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

11) сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;

12) сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств;

13) оффшорный сбор;

14) гербовый сбор;

15) консульский сбор;

16) государственная пошлина;

17) патентные пошлины;

18) таможенные пошлины и таможенные сборы.

Установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в Налоговый кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам – в Таможенный кодекс Республики Беларусь или Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе» либо Президентом Республики Беларусь.

- местные налоги устанавливаются решениями местных Сове­тов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и действуют на территории соответствующих административно-территориальных единиц. К местным налогам и сборам относятся (ст. 9 Общей части Налогового кодекса):

1) налог на услуги;

2) налог за владение собаками;

3)сбор на развитие территорий;

4) курортный сбор;

5) сбор с заготовителей.

Установление, введение, изменение и прекращение действия местных налогов и сборов осуществляются в соответствии с Налоговым Кодексом принятием нормативного правового акта (решения):

- по курортному сбору – Минского городского Совета депутатов, Советов депутатов базового территориального уровня;

- по местным налогам и сборам, кроме курортного, – областных и Минского городского Советов депутатов.

4. По степени закрепленности за конкретным бюджетом:

- закрепленные - налоги, которые на длительный период полностью закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, суммы налога на добавленную стоимость и акцизов на товары, ввозимые на таможенную территорию, государственная пошлина и другие платежи в соответствии с законом о республиканском бюджете полностью поступают в республиканский бюджет; подоходный налог с физических лиц полностью зачисляется в бюджеты областей и г. Минска.

- регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорции, уста­новленной законом о республиканском бюджете. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью их сбалансированности. Распределение сумм этих налогов происходит в форме процентных отчислений общегосударственных налогов в местные бюджеты областей и города Минска. Размер процентных отчислений ежегодно устанавливается в законе о бюджете. Примером таких налогов являются налог на добавленную стоимость (за исключением взимания налога на добавленную стои­мость при перемещении товаров через границу Республики Бела­русь), экологический налог (в части установленных платежей).

5. В зависимости от характера использования налога:

- общие налоги вводятся для формирования бюджета в целом (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и др.)

- целевые налоги вводятся для покрытия конкретных расходов.

6. По степени регулярности:

- регулярные налоги взимаются с установленной периодичностью в течение всего времени владения имуществом или занятия определенным видом деятельности, приносящим доход (налог на недвижимость).

- разовый налог – его уплата связывается с совершением определенных действий.

7. В зависимости от источника уплаты:

- налоги и отчисления, включаемые в выручку от реализации продукции (работ, услуг);

- налоги и отчисления, относимые на себестои­мость продукции (работ, услуг);

- налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли (дохода).

Налог считается установленным в случае, когда определены плательщики и следующие элементы налогообложения (структура налога):

1. Объект налогообложения -обстоятельства, с наличием которых у плательщика налоговое законодательство связывает возникновение налогового обязательства, при этом, каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Объектами могут выступать осуществление реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь и за ее пределы (для налога на добавленную стоимость), получение прибыли или конкретного вида доходов (для налога на прибыль и налогов на доходы соответственно), наличие у плательщика конкретных видов имущества (для налога на имущество), ввоз товаров на таможенную территорию Республики Беларусь (для таможенных платежей) и др.

2. Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, т.е. она может выражаться в денежных единицах и других единицах измерения (штуки, килограммы, гектары и т.д.);

3. Налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога, при этом, в случаях, предусмотренных законодательством, на плательщиков может возлагаться обязанность по уплате налога в течение налогового периода;

4. Налоговая ставка (ставки) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки могут быть твердые (в базовых величинах и в денежном выражении), долевые: процентные и прогрессивные;

5. Порядок исчисления – плательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот, кроме того, в соответствии с налоговым законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый или таможенный орган либо на налогового агента;

6. Порядок и сроки уплаты – уплата налога производится. Как правило, разовым платежом, в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты устанавливаются налоговым или таможенным законодательством. Сроки могут быть определены календарной датой, истечением периода времени, указанием на событие, которое должно произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

При установлении сборов (пошлин) определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (пошлинам).

При установлении налога, сбора (пошлины) могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования плательщиком. Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, либо уплачивать их в меньшем размере. Льготы могут устанавливаться в виде:

1. Освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины);

2. Дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

3. Пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

4. Возмещение суммы уплаченного налога, сбора (пошлины);

5. В ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.

Индивидуальные льготы плательщикам предоставляются в виде и порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Установление индивидуальных льгот юридическим лицам и ИП не допускается. Местные Советы могут предоставлять льготы по платежам, полностью зачисляемым в местные бюджеты. Плательщик вправе не использовать льготы, отказаться от их использования, или приостановить их использование. Право на льготы плательщик подтверждает соответствующими документами при предоставлении налоговых деклараций, расчетов.

Помимо льгот, для отдельных категорий плательщиков Налоговый кодекс предусматривает особые режимы налогообложения. В соответствии со ст. 10 Общей части Налогового кодекса, особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин), применяемый в случаях и порядке, установленных Особенной частью Налогового кодекса или Президентом Республики Беларусь.

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

1) налога при упрощенной системе налогообложения;

2) единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;

3) единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;

4) налога на игорный бизнес;

5) налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;

6) налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;

7) сбора за осуществление ремесленной деятельности;

8) сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

При установлении особых режимов налогообложения плательщики и элементы налогообложения, а также налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 541; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.