Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок исполнения бюджетов. Отчет об исполнении бюджета




Рассмотрение и утверждение бюджета

 

Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году.

По действующему порядку, представительный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматривается в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существует и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные комиссии имеют право привлекать представителей Правительства и Минфина.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения Палате Представителей о принятии проекта бюджета или его отклонении.

Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов.

Принятию проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта закона о внесении изменений и (или) дополнений в законы по вопросам налогообложения и иные законы при необходимости внесения в них изменений, а также принятие других необходимых законов.

С докладом на сессии Палаты Представителей о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад делает председатель Комиссии по бюджетно-финансовой и налоговой политике. Затем – прения по докладам.

На голосование выносятся основные показатели доходной и расходной частей, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, предельный размер дефицита бюджета. Решение принимается простым большинством.

Принятый Палатой представителей республиканский бюджет оформляется законом.

Принятый закон в течение 5 дней передается на одобрение в Совет Республики, где рассматривается в течение 20 дней.

Закон считается одобренным Советом Республики, если за него проголосовало большинство от полного состава. В случае отклонения закона Советом Республики, палаты могут создать согласительную комиссию, формируемую на паритетной основе. Выработанный согласительной комиссией вариант, представляется на одобрение обеих палат.

Закон, принятый Палатой Представителей и одобренный Советом Республики, в десятидневный срок направляется Президенту на подпись. Если закон не возвращен по истечении 2-х недель, он считается подписанным.

При несогласии Президента, закон возвращается с его возражениями в Палату Представителей, которая должна рассмотреть бюджет не позднее 30 дней, затем в 5-ти дневный срок закон направляется в Совет Республики, где рассматривается не позднее 20-ти дней.

Закон подписывается Президентом в 5-ти дневный срок.

Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Принятый закон о бюджете подлежит опубликованию в средствах массовой информации.

Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года.

Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.

В случае неутверждения республиканского бюджета и (или) местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями:

1. Ежемесячные расходы соответствующего бюджета не должны превышать 1/12 объема расходов, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год;

2. Расходы, не предусмотренные проектами закона о республиканском бюджете, решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, не финансируются;

3. Нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты, прочие нормативы, тарифы и ставки, определяемые законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, применяются в размерах и порядке, определенных законом о республиканском бюджете, решениями местных Советов депутатов о бюджете на предыдущий финансовый год.

При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права:

1. Предоставлять бюджетные ссуды, бюджетные займы;

2. Осуществлять финансирование государственных капитальных вложений;

3. Формировать резервные фонды и осуществлять расходы из этих фондов;

4. Осуществлять заимствования.

 

 

 

Стадия исполнения бюджета относится к компетенции исполнительной власти.

В основу исполнения бюджета заложены следующие принципы:

1. В процессе исполнения бюджетов могут быть внесены изменения в их расходную и доходную часть. В частности, увеличение или уменьшение утвержденного законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год объема доходов республиканского бюджета, расходов республиканского бюджета, дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, а также уточнение других показателей, утверждаемых законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, производятся декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Уточнение показателей республиканского бюджета в пределах сумм доходов и расходов республиканского бюджета, предельного размера дефицита республиканского бюджета и источников его финансирования, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, может производиться:

- Президентом Республики Беларусь;

- Правительством Республики Беларусь либо по его поручению Министерством финансов в пределах прав, предоставленных ему законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Министерство финансов в процессе исполнения республиканского бюджета имеет право вносить изменения в:

- квартальное распределение доходов республиканского бюджета;

- доходы республиканского бюджета в пределах утвержденных годовых поступлений;

- квартальное распределение расходов республиканского бюджета;

- расходы республиканского бюджета по ведомственной и экономической классификации расходов бюджета в пределах утвержденных годовых назначений по функциональной классификации расходов бюджета.

2. Главным документом, на основании которого осуществляется исполнения бюджета, является бюджетная роспись республиканского бюджета, составляемая Министерством финансов. Бюджетная роспись составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей республиканского бюджета, утвержденных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Бюджетная роспись республиканского бюджета утверждается Министерством финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

3. В исполнении бюджетов принимают участие все республиканские и местные государственные органы, предприятия, организации, учреждения всех форм собственности, а также определенная часть населения.

4. Законодательство предусматривает санкции и меры ответственности, применяемые к участникам бюджетного процесса за правонарушения в бюджетной сфере.

Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь.

Министерство финансов при исполнении бюджетов выполняет следующие функции:

1. Определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств;

2. Осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;

3. Устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г.Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов;

4. Устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета исполнения бюджета;

5. Осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств.

Исполнение бюджетов осуществляется через систему органов государственного казначейства, которые представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства.

Управление денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иными средствами в соответствии с Бюджетным кодексом осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет.

Открытие и закрытие счетов распорядителей и получателей бюджетных средств по учету средств бюджета, осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства.

Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает:

1. Осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет;

2. Распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней;

3. Возврат, зачет сумм, излишне уплаченных (взысканных) или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета;

4. Осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами;

5. Обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств;

6. Осуществление платежей от имени распорядителей (получателей) средств республиканского бюджета;

7. Учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета.

Потери в доходах и дополнительные расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случаев принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета

В случае несоответствия решений местных Советов депутатов бюджетному законодательству Республики Беларусь, либо несоблюдения их местными Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами в процессе исполнения бюджетов, средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов или вышестоящими местными финансовыми органами в бесспорном порядке.

Средства, выделяемые из бюджета поступают распорядителям бюджетных средств, т.е. организациям, которые в соответствии с Бюджетным кодексом и иными актами бюджетного законодательства имеют полномочия на распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств, а также осуществляют другие функции.

Получатели бюджетных средств - бюджетные или иные организации, физические лица, имеющие право на получение бюджетных средств на соответствующий год и отвечающие за целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Распорядителями бюджетных средств могут быть (ст. 80 Бюджетного кодекса):

1. По бюджетным назначениям, предусмотренным законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год, - государственный орган, иная государственная организация, подчиненная Правительству Республики Беларусь;

2. По бюджетным назначениям, предусмотренным решениями местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год, - государственный орган, его структурные подразделения с правами юридического лица, иная организация, ответственная за реализацию определенных задач и функций государства в соответствии с законодательством;

3. По бюджетным назначениям, предусмотренным законодательным актом о бюджете государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год, - государственный орган, на который возложены функции по сбору и контролю за поступлением средств, формирующих доходы государственного внебюджетного фонда, а также по управлению средствами бюджета государственного внебюджетного фонда и их использованию.

Бюджетные назначения устанавливаются распорядителям бюджетных средств для выполнения возложенных на них функций, осуществления программ и мероприятий, которые проводятся за счет средств бюджета.

Средства бюджета, получаемые физическими лицами и организациями, не имеющими статуса бюджетной организации, предоставляются им только через распорядителей бюджетных средств.

В соответствии со ст. 81 Бюджетного кодекса распорядители бюджетных средств выполняют следующие функции:

1. Разрабатывают план своей деятельности в соответствии с функциями и задачами, определенными законодательством, исходя из необходимости достижения установленных результатов за счет бюджетных средств на основании их эффективного расходования;

2. Разрабатывают на основании плана деятельности расчет необходимых ассигнований к проекту бюджета на очередной финансовый год, проект бюджетной сметы. Распорядители средств республиканского бюджета и местных бюджетов направляют указанные расчет необходимых ассигнований и проект бюджетной сметы соответственно в Министерство финансов или соответствующий местный финансовый орган;

3. Обеспечивают управление бюджетными назначениями и исполнение соответствующей части бюджета;

4. Утверждают бюджетные сметы получателей бюджетных средств;

5. Осуществляют контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, своевременным возвратом излишне полученных бюджетных средств и представлением отчетности.

Распорядители средств республиканского бюджета и местных бюджетов составляют и представляют соответственно в Министерство финансов или местный финансовый орган бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, определенных Министерством финансов, а также сводную бюджетную отчетность.

Получатели бюджетных средств, в соответствии со ст. 82 Бюджетным кодексом, имеют право на:

1. Использование бюджетных средств в соответствии с утвержденной бюджетной росписью;

2. Своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях.

Получатели бюджетных средств обязаны:

1. Своевременно представлять документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

2. Эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением;

3. Своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе;

4. Своевременно и в полном объеме вносить проценты (плату) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;

5. Своевременно представлять бухгалтерскую отчетность и иные сведения об использовании бюджетных средств в составе и порядке, определенных Министерством финансов;

6. Возвращать неиспользованные бюджетные средства в соответствующий бюджет;

7. Принимать бюджетные обязательства только в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, уменьшенных на сумму незаконченных расчетов, сложившихся на 1 января текущего финансового года;

8. В случае уменьшения распорядителем бюджетных средств размера ранее доведенных бюджетных ассигнований, приводящего к невозможности исполнения принятых бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных договоров (соглашений), принять меры по корректировке указанных договоров (соглашений) по суммам, срокам и условиям выполнения.

Исполнение бюджетов завершается 31 декабря. Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты бюджетных организаций по операциям истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года.

По окончании бюджетного года составляется отчет об исполнении бюджета. Подготовка отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год осуществляется Министерством финансов.

Распорядители средств республиканского бюджета на основе бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств в установленном порядке составляют и представляют в Министерство финансов годовую бухгалтерскую отчетность в составе и порядке, определенных Министерством финансов.

Отчет об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляется Министерством финансов в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь и по структуре, которые применялись при утверждении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, и в форме проекта закона до 1 марта года, следующего за отчетным финансовым годом, вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь.

Правительство Республики Беларусь:

1. В пятидневный срок направляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в Комитет государственного контроля Республики Беларусь для подготовки в установленном законодательством порядке заключения об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;

2. Представляет проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Президенту Республики Беларусь.

При подготовке проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год составляются следующие документы и материалы:

1. Сведения о расходовании средств резервных фондов республиканского бюджета;

2. Сведения о предоставленных гарантиях Правительства Республики Беларусь;

3. Сведения о состоянии государственного долга Республики Беларусь;

4. Сведения о предоставлении и погашении бюджетных ссуд, бюджетных займов, бюджетных кредитов, выданных за счет средств республиканского бюджета;

5. Сведения о наличии кредиторской задолженности по бюджетным средствам республиканского бюджета.

Указанные документы и материалы, прилагаются к проекту закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год при внесении его в Палату представителей Президентом Республики Беларусь. Кроме того, не позднее 15 мая года, следующего за отчетным финансовым годом, Комитет государственного контроля Республики Беларусь проводит проверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год, готовит соответствующее заключение, используя материалы и результаты проведенных проверок, и вносит его на рассмотрение Президента Республики Беларусь.

Не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года Проект закона представляется в Палату представителей.

При рассмотрении проекта закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год Палата представителей заслушивает доклад Премьер-министра Республики Беларусь или его представителя об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год и заключение Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Бюджетным кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.