Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление дебиторской задолженностью

ДЗ представляет собой средства, временно отвлеченные из оборота предприятия, ее величина зависит:

- от объемов продаж

- предоставляемых отсрочек платежей

- соблюдения платежной дисциплины покупателями...

Система управления ДЗ включает:

1) отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты, включаемых в договор: отбор покупателей может производиться по таким критериям:

- соблюдение платежной дисциплины в прошлом

- финансовая ситуация в настоящее время

- прогнозные платежные возможности

- платежеспособность и финансовая устойчивость покупателя. От этого зависят условия договора.

2) контроль уровня ДЗ и безнадежных долгов: контроль ДЗ может быть произведен по ряду критериев, например, полезно ранжировать ее по срокам возникновения, при этом выделяя такие группы:

- 0-30 дн.

- 31-60 дн.

- 61-90 дн.

- 91-120 дн.

- 121 и более

В качестве относительного показателя может быть использован коэффициент погашаемости ДЗ:

Кдз = ДЗсред/В - все за один период

Показывает долю ДЗ в выручке

Контроль сомнительной и безнадежной задолженности необходим:

- для создания резерва по сомнительным долгам

- для корректного расчета финансовых показателей, особенно коэффициентов ликвидности

3) работа с дебиторами: необходима, когда ДЗ не оплачивается в срок

- телефонные разговоры

- направление писем

- персональные визиты

- судебные процедуры

- продажа долгов специализированным организациям

4) анализ уровня и оборачиваемости ДЗ может быть рассчитана доля ДЗ в активах, ОбА, коэффициенты оборачиваемости, длительность оборота.

При анализе ДЗ ее часто сравнивают с кредиторской по величине, скорости оборота, ДЗ рассматривает как средства, временно отвлеченные из оборота, а кредиторскую наоборот.

Между ДЗ и КЗ существует взаимосвязь. По балансу можно рассматривать КЗ как источник формирования ДЗ.

От того, как взыскивается ДЗ, зависит то, как предприятие расплачивается по кредиторской задолженности.

Однако при анализе нельзя рассматривать только разницу между ДЗ и КЗ, то есть погашать свою КЗ предприятия должны независимо от того, как возвращается ДЗ.

Методы сокращения ДЗ.

Все они направлены на у скорение ее оборачиваемости и быстрый возврат денег в оборот:

1. Спонтанное финансирование (метод скидок) заключается в том, что покупателю предоставляется скидка к цене при оплате в определенно короткие сроки

Такая система скидок описывается схемой

С/Д миним полный Дмакс

С/Дминим нетто Дмакс

1) Покупателю предоставляется скидка С %. При осуществлении оплачы в телении Дминим дней с момента отгрузки.

2) Покупатель оплачивает полную стоимость, не получает скидку если оплата производится с (Дминим + 1) по Дмакс день

3) Если оплата не производится в Дмакс дней, то возникают экономические санкции по условиям договора

Система скидок должна быть выгодна как покупателю, так и продавцу. Покупатель имеет прямую выгоду, уменьшается стоимость покупаемого товара.

Продавец имеет косвенную выгоду из-за ускорения оборачиваемости ДЗ. В результаты этого высвобождаются ДС, которые могут быть пущены в оборот и заработана дополнительная прибыль.

Покупатель должен решить что выгоднее:

- заплатить в короткие сроки и получить скидку, но при этом он должен найти ДС, отвлечь их из своего оборота, возможно использовать кредит.

- заплатить в обычные сроки и потерять скидку.

Ддля этого следует рассчитать цену отказа от скидки

ЦО = С/(100-С)*100*360/(Дмакс – Дмин)

ЦО показывает выгоду от скидки и измеряется в процентах годовых. Ее следует сравнить с ценой кредита.

Если ЦО больше % кредита, то пользоваться скидкой выгодно. Выгода перекроет дополнительные расходы по обслуживанию кредита.

Определим, выгодно ли покупателю пользоваться скидкой.

ЦО = 1/(100-1)*100*360/(30-15) = 24,2%

Если кредит предоставляется под 20% годовых, то это выгодно предприятию пользоваться скидкой, если под 27%, то невыгодно.

Продавец

Эффект от предоставления скидки выражается доолнительной прибылью, которую можно получить, вкоадывая средства, высвобождающиеся из ДЗ.

Но при этом предоставляя скидку, продавец теряет выручку. Следует следвать обоснование. Для этого рассчитать:

1. Среднюю величину ДЗ при оплате в максимальные сроки

ДЗмакс = Вгод/360*Дмакс

Дмакс – максимальная отсрочка

Вгод/360 – средняя однодневная выручка

2. Среднюю величину ДЗ при оплате в минимальные сроки

ДЗмин = В/360*Дмин

3. Высвобождение средств из ДЗ

дДЗ = ДЗмакс – Дзмин

4. Дополнительная прибыль от использования высвобождающихся средств

дП = дДЗ*Р/100

Р – рентабельность вложения средств, норма прибыли в процентах

5. Снижение выручки из-за скидки

дВ = Вгод*С/100

Далее следует сравнить долю прибыли с потерей выручки.

Если дП больше дВ, то предоставить скидку выгодно, если наоборот, то нет.

Пример: ежегодные продажи составляют 1 млн. Предприятие имеет возможность складывать высвобождающиеся средства с отдачей 30%. Определим, выгодно ли использовать такую политику скидок 1/15 нет 30

ДЗмакс = 1200/360*30 = 100 тыс.руб.

ДЗмин = 1200/360*15 = 50 т.р.

дДЗ = 50 т.р.

дП = 50*30/100 = 15 т..р.

дВ = 1200*1%/100 = 12 т.р.

дП больше дВ предоставить скидку выгодно

2. Факторинг: продажа банку проава взыскания ДЗ, которая перечисляет средства на счет предприятия за вычетом % и комиссионных вознаграждений.

Это плата за факторинг. Таким образом, факторинговое предприятие имеет дополнительные расходы по оплате этой услуги. Но зато деньги быстро возвращаются в оборот и могут быть заработана дополнительная прибыль.

Пример: определим, выгодно ли факторинговая операция для предприятия продавца по следующим данным: предприятие продает банку право взыскания ДЗ в сумме 800 мллн. Руб. Комиссионная плата 2% от суммы долга.

Банк предоставляет средства в кредит в размере 75% от суммы долга под 18% годовых. Предприятие имеет возможность вкладывать свободные деньги под 22% годовых.

Дополнительные расходы:

1. Комиссионные 800*0,02 = 16 млн.руб.

2. % за крдеит 800*0,75*0,18 = 108 млн.руб.

Всего 124 млн.руб.

Дополнительная прибыль от использования высвободившихся средств

дП = 600*0,22 = 132 млн.руб.

Факт: операция выгодна

3. Учет векселей

Если покупатель расплатился векселем, то его можно учесть в банке до наступления срока оплаты. При этом продавец получает сумму за вычетом дисконта. Но быстро возвращает деньги и может заработать дополнительную прибыль.

Таким образом, использование этих методов выгодно если продавец имеет возможность вкладывать средства, высвобождающиеся из ДЗ с большей отдачей, чем дисконт, плата за финансы, снижается выручка из-за скидки.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Модель Уилсона | Модель Баумола
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.