Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тесты по теме

1. Предметом конфликтологии являются:

а) Конфликты

б) Закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими

в) Любые столкновения

г) Механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта

2. Конфликт – это:

а) Борьба мнений

б) Спор, дискуссия по острой проблеме

в) Противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений

г) Соперничество, направленное на достижение победы в споре

3. Конфликтная ситуация – это:

а) Случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия

б) Накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними

в) Процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений

г) Причина конфликта

4. Конфликтогены – это:

а) Слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту

б) Причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности

в) Состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта

г) Поведенческие реакции личности в конфликте

5. Управление конфликтами – это:

а) Целенаправленное воздействие на процесс его динамики

б) Целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

в) Целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними

г) Целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих

6. Институциализация конфликта – это:

а) Определение места и времени переговоров по разрешению конфликта

б) Создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

в) Форма привлечения общественности для разрешения конфликта

г) Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте

7. Конфликт в организации — это:

а) Конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации

б) Конфликты между субъектами социального взаимодействия, возникающие внутри организации и за ее пределами

в) Конфликты между руководством организации и ее сотрудниками

г) Любые конфликты возникающие в организации

8. Какой из вариантов оценки межличностных конфликтов в коллективе кажется наиболее оправданным с точки зрения психологии?

а) Всегда вредны

б) Конфликты иногда полезны, если происходят на принципиальной основе

в) Вполне естественны, и поэтому их нельзя оценивать по критерию «вредны» или «не вредны»

г) Всегда желательны

 

 


Литература

Основная

1. Аллахвердов В.М., Богданова С.И., Богданов В.А.Психология. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Гриф МО РФ., М., Проспект. - 2011. – 752 с.

2. Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. Учебник для вузов СПб., Питер. - 2011 - 624 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., - 2011.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., АСТ, Астрель. – 2010.

5. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. Учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. Гриф УМО по классич. университетскому образованию. Трикста, Академический проект. – 2011. 521 с.

6. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология личности. 2-е изд. Изд-во Феникс. – 2011. - 560 с.

7. Солсо Р. Когнитивная психология. СПб., Питер. – 2011. – 589 с.

8. Колюцкий В.Н., Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для вузов. – 2011.

9. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб., - 2011.

10. Немов Р.С. Психология. М.: - 2011.

11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб., - 2009.

 

Дополнительная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., - 2011.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. – СПб., 2010.

3. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 2010.

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М., Academia. - 2011 – 224 c.

5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., Питер. – 2011. - 368 с.

6. Дружинин В.Н. психология. Учебник для вузов – СПб., Питер - 2010.

7. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., - 2011.

8. Изард К. Психология эмоций. – СПб., - 2010.

9. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – М., - 2011.

10. Ильин Е.П. Психология воли. – СПБ., - 2011.

11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб., - 2011.

12. Карпов А.В. Психология труда. – М., Владос-пресс, - 2011. 352 с.

13. Конфликтология. Учебник для студентов вузов. Гриф МО РФ. Юнити. – 2011. - 543 с.

14. Леонтьев А.А. Психология общения. – М., - 2011.

15. Лучинин А.С. История психологии. Конспект лекций. – М., 2008.

16. Майерс Д. Социальная психология. – СПб, 2010.

17. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2010.

18. Немов Р.С. Общая психология. – М., 2011.

19. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., Юрайт. – 2011. – 460 с.

20. Пиз А. Пиз Б. Новый язык телодвижений. – М., - 011.

21. Психология: Словарь /Под ред. А.В. Петровского. - М., - 2010.

22. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., Питер. 2011. – 224 с.

23. Тугушева Р.Х., Тугушев Р.Х., Зильберт Б.А. Общая психология. Учебник. – М., 2009.

24. Фрейд З. Психология бессознательного. – СПб, 2009.

25. Холл К., Линдсей Г. Теории личности. – М., 2005.

26. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М., 2010.

27. Щербатых Ю.В. Общая психология. – СПб., 2010.


Приложение 1

Словарь психологических терминов

Адаптация (от латинского adapto - приспособляю) - приспособление организма к внешним условиям. В настоящее время различают физиологическую, психофизиологическую, психическую, социально-психическую и социальную а. Адаптация психическая – психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.

Акмеология – наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости и, особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – АКМЕ.

Активность психическая – процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения.

Аналитическая психология – система взглядов швейцарского психолога К. Г. Юнга, в которой, как и в концепции психоанализа Фрейда, придается особое значение бессознательному. Однако наряду с его личной формой существования выделяется и коллективное бессознательное как автономное психическое явление, а в концепции бессознательного особое место отводится архетипам.

Антропогенез психики (от греческого anthropos - человек и genesis - рождение происхождение) – процесс исторического возникновения и развития психики человека (homo sapiens).

Ассоцианизм – учение в психологии, рассматривающее психическую жизнь человека как соединение отдельных (дискретных) явлений психики и придающее особое значение принципу ассоциации при объяснении психических явлений.

Ассоциативно-рефлекторная теория (от латинского assoziatto - соединение и reflexus – отраженный) – психолого-педагогическая теория обучения, опирающаяся на основные закономерности условно-рефлекторной деятельности головного мозга. В соответствии с а.р.т. усвоение знаний, навыков, умений осуществляется как процесс образования в сознании раз­личных ассоциаций. Это образование включает в себя восприятие, осмысление, запоминание и применение полученных знаний на практике. Центральным звеном этого процесса является осмысление.

Ассоциация (от латинского assoziatto – соединение) – связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, представлениями, идеями, образами и т. д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно, актуализация хотя бы одного члена а. впечет за собой появление другого. Психофизиологической основой а. считается условный рефлекс. Запоминание по ассоциации является одним из путей совершенствования памяти.

Аффект (от латинского affectus – душевное волнение, страсть) – эмоциональное состояние человека, характеризующееся бурным и относительно кратковременным протеканием и возникающее в связи с резким критическим изменением жизненно важных для субъекта обстоятельств при его неспособности найти адекватный выход из сложившейся ситуации, формами проявления а. могут быть ярость, гнев, ужас и т. д.

Безусловный рефлекс (от латинского reflexus – отражение) – врожденное, инстинктивное реагирование организма на стимул; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значимые изменения внутренней и внешней среды.

Бессознательное – сфера коллективной или индивидуальной психики, характеризующаяся таким типом отражения действительности, при котором восприятие этой действительности и отношение к ней субъекта в данный момент в сознании не актуализируется.

Бихевиоризм (от английского behawur – поведение) – одно из ведущих направлений в американской психологии, получившее широкое распространение и в других странах. Оно сводит изучение предмета психологии прежде всего к анализу поведения. При этом порой невольно из предмета исследования исключается сама психика, сознание. Основное положение бихевиоризма: психология должна изучать поведение, а не сознание, психику, которые в принципе не наблюдаемы непосредственно. Поведение же понимается ортодоксальными бихевиористами как совокупность отношений «стимул-реакция» (С-Р). Родоначальники б. – 3. Торндайк, Дж. Уотон.

Внимание – психический познавательный процесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека на определенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее, отчетливее, глубже. К числу характеристике относятся ряд свойств и качеств: концентрация, распределение, объем, переключаемость, устойчивость, колебание, избирательность. Выделяют три вида в.: в. непроизвольное, в. произвольное, в. послепроизвольное.

Воображение – психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области).

Восприятие – психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

Вторая сигнальная система (от латинского sgnum – знак и systerna – целое, соединение) – система способов регуляции психической активности живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются головным мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой форме, в отличие от первой сигнальной системы. Понятие введено И. П. Павловым.

Генезис (от греческого genesis – происхождение) – происхождение, возникновение и последующее развитие какого-либо явления, приведшие к определенному состоянию, виду этого явления. Различают фило - и онтогенез психики.

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающая происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в его детском возрасте. Ее психологическая концепция: развитие интеллекта происходит в процессе перехода от эгоцентризма (центрация) через децентрацию к объективной позиции путем экстерио- и интериоризации.

Гештальтпсихология (от немецкого gestalt - целостная форма, образ, структура) - одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание г. уделила исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и пр.) как целостных структур, первичных по отношению к своим компонентам (см.: инсайт). Главные представители этого направления – немецкие психологи М. Вертхеймер, В. Келлер, К. Коффка.

Головной мозг – передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека, помещающийся в полости черепа. Г.м. – материальный субстрат высшей нервной деятельности и главный регулятор всех жизненных функций организма.

Гуманистическая психология – направление в зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и у нас в стране, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Дифференциальная психология (от латинского differentia - различие) – отрасль психологии, изучающая психические различия как между индивидами, так и между группами людей, причины и последствия этих различий.

Индивид (от латинского individuum – неделимое) – одна из макрохарактеристик человека, указывающая на него как на единичное природное существо, представителя вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, врожденного и приобретенного, носитель индивидуальных черт.

Индивидуальная психология – одно из направлений глубинной психологии, разработанное А. Адлером и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности. Наибольшее распространение, особенно в области педагогики и психотерапии, и. п. получила в 20-е годы XX века.

Индивидуально-психологические особенности – устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в ее качествах.

Индивидуальность – интегральная социально-психологическая макрохарактеристика человека, совокупность индивидуально-психических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым.

Интеллект (от латинского intellectus – познание, понимание, рассудок) – относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку разнокачественной информации и ее осознанную оценку. В силу своей сложности и. неоднозначно понимается представителями различных философских и психологических школ, направлений.

Интроверсия (от латинского intra – внутри и versare – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К. Юнгом.

Коллектив (от латинского coltecfiftons – собирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством коллектива, в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа. К числу признаков к. относятся также сознательный характер объединения людей, относительная его устойчивость, выраженность организационной структуры, наличие органов координации деятельности.

Коллективное мнение – разновидность общественного мнения, представляющая собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива (или значительной его части) к различным событиям и явлениям в жизни общества, данного коллектива.

Критическая психология – направление в психологии, возникшее на рубеже 60-70-х гг. ХХ в. (К. Хольцкамп, У. Хольцкамп-Остеркамп, П. Кайлер и др.), исходящее из теории деятельности А.Н. Леонтьева и исследующее социогенез психики личностей, социальных общностей (класса, социальной группы и др.).

Личность – макрохарактеристика человека (который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде), выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и др.).

Межличностные отношения – массовидные социально-психические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

Меланхолик (от греческого metes – черный, chole – желчь) – субъект, обладающий одним из четырех основных типов темперамента, характеризующийся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов, проявляющихся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированием на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т. д.

Метод (от греческого methodos – путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Методология (от греческого methodos – путь исследования, logos – учение) – учение о наиболее общих принципах, структуре, логической организации, методах и средствах познания и преобразования окружающего мира.

Мотив (от латинского movere – приводить в движение, толкать) – субъективная причина (осознанная или неосознанная) того или иного поведения, действия человека - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. В качестве м. могут выступать инстинкты, влечения, направленные на определенный объект эмоции, установки, идеалы, элементы мировоззрения и др. От м. следует отличать мотивировку.

Мотивация – совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Мотивация достижения – выработанный в психике механизм достижения, действующий по формуле: мотив «жажда успеха» – активность – цель – «достижение успеха».

Мышление – процесс опосредованного отражения в человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениями субъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением дей­ствительности. Выделяют м. теоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое; наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое и т. д.

Навык – действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Формирование н. протекает в соответствии с рядом законов (см. закон изменения скорости в развитии н., закон плато в развитии н., закон отсутствия предела в развитии н., закон угасания, закон переноса н. и др.).

Направленность личности – психическое свойство личности – система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, преобладающая система смыслообразующих мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. В н. л. обычно выделяют мировоз­зренческую (общественно-политическую), профессиональную, бытовую направленность.

Общая психология – отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Общение – одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности.

Общественное мнение – совокупное оценочное суждение, выражающее отношение коллектива, социальной общности (или их значительной части) к различным событиям и явлениям окружающей действительности, затрагивающим общие интересы.

Операция (в психологии) (от лат, operatk) – действие) – единица деятельности, способ выполнения действия в конкретной – реальной или условной - ситуации. Понятие о. как единицы деятельности введено А.Н. Леонтьевым.

Органы чувств – периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животное) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция).

Ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств.

Память – психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал.

Первая сигнальная система – система условно-рефлекторных связей, формирующихся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на рецепторы органов чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И. П. Павловым.

Перцепция (ощущаю) – в современной психологии то же, что и восприятие. Г. Лейбниц употреблял термин «перцепция» для обозначения смутного и бессознательного восприятия в противоположность ясному, осознанному – апперцепции.

Поведение – система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (физических и психических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «п.» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве цен­тральной категории принято рассматривать не п. а деятельность.

Позиция (в психологии) (от латинского positio) – 1) устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении; 2) положение человека в статусно-ролевой внутригрупповой структуре.

Познавательные психические процессы – психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущение, восприятие, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь.

Познание – процесс психического отражения и восприятия объективного мира в сознании, результатом которого является новое знание о его многопорядковой сущности.

Предмет психологии – закономерности, тенденции, особенности развития и функционирования психики человека.

Представление – психический познавательный процесс воссоздания образов предметов, событий на основе их припоминания иди же продуктивного воображения.

Привычка – сложившийся в динамический стереотип, способ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности.

Психика (от греческого psychikos – душевный) – системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся В специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя интроспектирующееся моделирование им этой реальности и регуляцию на основе созданной модели своего поведения и деятельности. Изучение закономерностей развития и функционирования п. составляет предмет психологии как науки.

Психическое состояние – определенный, временный уровень целостного функционирования психики, непосредственно влияющий на характер и эффективность деятельности личности, группы людей, который, будучи устойчивым проявлением психики индивида, закрепляется и повторяется в ее структуре.

Психология – наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики.

Психология коллектива – система психических явлений, возникающих в процессе развития и функционирования коллектива, которые характеризуются коллективными ценностями, взглядами, интересами, убеждениями; коллективным мнением; коллективным настроением; традициями и др.

Рефлекс (от латинского reftoxus – повернутый назад, отраженный) – реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при раздражении рецепторов агентами внутренней или внешней среды.

Рефлексия (от позднелат. reflexk) – обращение назад, отражение) – внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией.

Рецепторы (от латинского receptor – принимающий) – специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Р. делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тала в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы).

Речь – одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли.

Самоактуализация (от латинского aktuafc – действительный, настоящий) – непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. С. во многом определяет дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям, независимость в отстаивании своей точки зрения, принципов, а также обусловливает стремление к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию.

Самовнушение (аутосуггестия) – процесс внушения, направленный субъектом на самого себя с целью саморегуляции, самовоспитания и самоорганизации человека, заключающийся в сознательном использовании им возможности влияния второй сигнальной системы на психические и даже физиологические процессы в организме.

Самонаблюдение – психодиагностический метод исследования непосредственного познания сознанием самого себя, основанный на фиксации человеком динамики его собственного сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности.

Самопознание – сложный процесс определения человеком своих способностей и возможностей, уровня развития требуемых качеств и реализации творческого потенциала в деятельности и поведении.

Саморегуляция (от латинского regulare – приводить в порядок, налаживать) – свойство живых систем видоизменять, восстанавливать свою структуру, функции в соответствии с требованиями ситуаций.

Самосознание – высшее выражение сознания человека, проявляющееся в осознании и переживании системы его представлений о самом себе, присущих ему социальных отношениях, потребностях, мотивах деятельности, поведении, которое активно развивается в рамках «Я-концепции».

Сангвиник (от латинского sanguis – кровь) – субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью.

Сознание – высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий, категорий.

Способности – психическое свойство личности, проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностей человека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видами деятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладевать ими.

Структурная психология – одно из направлений зарубежной психологии (В. Вундт, Э. Титченер и др.), уделявшее основное внимание структурной организации психического, отношениям между его структурными элементами. С. п. подверглась критике со стороны гештальт-психологии и функциональной психологии,

Субъект (от латинского subjectum – подлежащее, лежащий внизу, в основании) – конкретный носитель предметно-практической деятельности и познания, активный творец своей жизни.

Темперамент (от латинского temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – психическое свойство личности, предопределяемое силой, уравновешенностью, подвижностью нервных процессов и влияющее в свою очередь на динамику протекания всех психических явлений, свойственных личности. Различают четыре основных вида темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический, меланхолический. Кроме данного классического деления людей по типам темперамента существуют и другие классификации (по У. Шелдону и др.).

Теория личности А. Маслоу – система взглядов на личность американского психолога А. Маслоу – одного из основателей гуманистической психологии. Согласно данной теории фундаментальными потребностями человека являются: физиологические (пища, вода, сон и др.); потребность в безопасности, стабильности, порядке; потребность в любви, чувстве принадлежности к какой-то общности людей (семья, дружба и др.); потребность в уважении (самоутверждении, признании); потребность в самоактуализации.

Условный рефлекс – индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловно-рефлекторным актом. Система взаимосвязанных у. р. образует динамический стереотип. Термин у. р. предложен И. П. Павловым.

Феноменологическая психология – направление зарубежной, главным образом, американской психологии (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас), объявившей себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившая главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеж­дения. Ф. п. рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации-

Флегматик (от греческого phlegma – слизь) – субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в психическом плане в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и стремлений.

Фрейдизм – общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда (психоанализа) и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ (от греческого psyche - душа и analysis - разложение, расчленение) – учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем ф. возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для ф. характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека.

Характер (от греческого charakter – печать, чеканка) – совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на вое стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении.

Холерик (от греческого chole – желчь) – субъект – носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, который проявляется в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении.

Цель – один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Чувство – особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

Экставерсия (от латинского extra – сверх, вне и versio – поворачивать, обращать) – преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события.

Эмоции (от латинского emoveo – потрясаю, волную) – особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенические) или тормозящих (астенические) деятельность.

«Я-концепция» – относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействия с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.

Язык – стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи.


Приложение 2

Словарь конфликтологических терминов

Агрессия – индивидуальное или групповое поведение, направленное на нанесение физического или психологического ущерба другому человеку или социальной группе.

Амбивалентность (чувств) – наличие «нежных» и враждебных чувств, одновременно испытываемых человеком по отношению к одному и тому же лицу.

Антагонизм – непримиримое противоречие.

Антипатия – устойчивое отрицательное эмоциональное отношение индивида к другому человеку (социальной группе); проявляется в неприязни, недоброжелательности.

Арбитр – третья сторона в конфликте.

Блеф – тактический прием конфликтного противоборства; представляет собой демонстрацию реально не существующих сил и средств с целью запугивания оппонента.

Вытеснение – перевод психического содержания из сознания в бессознательное и/или удерживание его в бессознательном состоянии. Поддерживается определенными бессознательными силами. Один из важнейших защитных механизмов, благодаря которому неприемлемые для Я желания становятся бессознательными.

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

Внутриличностный конфликт – представляет собой противостояние двух начал в душе человека, воспринимаемое и эмоционально переживаемое человеком как значимая для него психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая внутреннюю работу, направленную на его преодоление.

Враждебность – психологическая установка на конфликтное взаимодействие, готовность к конфликтному поведению.

Границы конфликта – внешние структурно-динамические пределы конфликта по числу участников (субъектные границы); по территории, на которой происходит конфликт (пространственные границы); по продолжительности конфликта (временные границы).

Групповая атрибуция – объяснение позитивного поведения своей группы внутренними причинами, а чужой группы – внешними обстоятельствами, и, соответственно, наоборот.

Групповые конфликты – представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой группой.

Групповые нормы – правила регуляции поведения членов группы, выработанные в результате совместной групповой деятельности и общения.

Групповые санкции – принятые в группе ограничения, запреты и другие меры воздействия по отношению к членам группы, нарушающим групповые нормы.

Диагностика конфликта – исследование конфликта с целью определения его основных характеристик.

Динамика конфликта – ход развития конфликта по этапам и фазам. Инцидент — 1) внешнее открытое противоборство сторон, возникшее впервые; 2) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.

Институционализация конфликта – установление четких норм и правил конфликтного взаимодействия, определение рабочих групп и комиссий по управлению конфликтом.

Интерес – то, что побудило участника конфликта занять свою позицию.

Катарсис – термин введен Аристотелем как душевная разрядка, испытываемая зрителем в процессе сопереживания. Употребляется в религиозном, эстетическом и психологическом значении как чувство «очищения» верующих после молитвы, облагораживание человека благодаря эстетическому переживанию, облегчение после психического напряжения. Катарсис — это освобождение от отрицательных чувств и мыслей под воздействием произведений искусства, музыки, соблюдения ритуалов. В конфликтологии данное понятие означает освобождение от агрессивных импульсов путем направления их на различного рода эрзац-объекты (куклы-противники, участие в спортивной борьбе и др.).

Компромисс – стратегия поведения субъектов в конфликте, ориентированная на определенные взаимные уступки.

Комплекс – совокупность аффективно заряженных мыслей, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь, как правило, бессознательно. Складывается главным образом в раннем детстве и обусловливает многие закономерности последующей психической жизни. Фрейдом выделяются Эдипов комплекс, комплекс кастрации, экскрементальный комиплеке и др.

Комплекс кастрации (кастрационный комплекс) – комплекс, возникающий у ребенка в тесной связи с детским сексуальным развитием (сексуальными исследованиями детей и детскими сексуальными теориями). Основным проявлением К. к. у мальчика является возникающий под влиянием мнимых или реальных угроз со стороны взрослых страх потерять свой половой орган в качестве наказания за детский онанизм. У девочки К. к. состоит в своеобразном, появляющемся после открытия различия полов сплаве чувств страха и зависти к мужскому половому органу, определенных сексуальных фантазий и т. п.

Конгруэнтность – адекватная реакция личности на конфликтную ситуацию.

Консенсус – общее согласие по спорному вопросу; соглашение, которое устраивает обе конфликтующие стороны на основе взаимных уступок.

Конфликт – отношение между субъектами социального взаимодействия, характеризующееся их противоборством на основе противоположно направленных мотивов или суждений.

Конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия и объективно создающие почву для реального противоборства между этими субъектами.

Конфликтогены – слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту, вызывают возмущение, ярость, злость и другие отрицательные эмоциональные состояния.

Конформизм – приспособленчество, пассивное принятие чужой точки зрения, неоправданная уступка в конфликте.

Лидер – член группы, оказывающий существенное влияние на сознание и поведение остальных членов группы в силу своего личного авторитета (неформальный лидер) или занимаемой должности (формальный лидер).

Лидерство – способ воздействия на группу, основанный на личном авторитете, признании личности лидера.

Маргиналы – неадекватные, не приспособившиеся к социальным условиям люди.

Медиатор – профессиональный посредник в переговорах по разрешению конфликта.

Медиация – переговорный процесс по разрешению конфликта с участием посредника-медиатора.

Межличностные конфликты – это ситуации противоречий, разногласий, столкновений между людьми.

Мотивы – истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту.

Невроз – психически обусловленное расстройство, симптомы которого выражают в символической форме породивший его душевный конфликт (конфликт влечений), в частности сексуальных влечений и влечении «Я».

Невроз страха – невроз, главным симптомом которого является свободный страх.

Необходимые и достаточные условия конфликта – наличие противоположно направленных мотивов, суждений или личных антипатий между субъектами социального взаимодействия, а также состояния противоборства между ними.

Образ конфликтной ситуации – субъективное отражение предмета конфликта в сознании субъектов конфликта.

Поведение конфликтное – агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне.

Позиция – то, о чем заявляют субъекты конфликта.

Посредник – третья сторона в переговорном процессе по поводу конфликта, обеспечивающая конструктивное обсуждение проблемы.

Предмет конфликта – то, из-за чего возник конфликт.

Предупреждение конфликта – деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта. Предупреждение конфликта может осуществляться в вынужденной и превентивной форме.

Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на выявление причин конфликта в его скрытом развитии.

Проекция – осознанный или бессознательный перенос субъектом собственных мыслей, побуждений и качеств на других.

Противоборство – взаимодействие субъектов социального взаимодействия, характеризующееся нанесением взаимного ущерба.

Разрешение конфликта – вид деятельности субъекта управления, связанной с завершением конфликта.

Регрессия – реакция на ответственные ситуации «возвращением» к детским типам поведения, которые на той стадии были успешными.

Регулирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленной на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Ригидность – отсутствие гибкости в поведении, трудности в перестройке восприятия и представлений в изменившейся обстановке.

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

Сверх-Я – высшая инстанция в структуре душевной жизни, выполняющая роль внутреннего цензора, совести и т. п. С–Я возникает с исчезновением Эдипова комплекса. Деятельность С–Я остается бессознательной.

Соперничество – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением одержать победу над соперником.

Сотрудничество – стратегия поведения в конфликте, характеризующаяся стремлением противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Социальная напряженность – психологическое состояние людей (индивидов или групп), причинами которого является неудовлетворенность существующим положением дел или ходом развития событий.

Статус – реальное положение личности в системе внутригрупповых отношений, степень его авторитетности. Статус может быть высоким, средним или низким.

Статус социальный – общее положение личности или социальной группы в обществе, определяемое совокупностью прав и обязанностей.

Структура конфликта – совокупность устойчивых элементов конфликта, образующих целостную систему.

Сублимация – отклонение энергии сексуальных влечений от прямой цели получения удовольствия и продолжения рода и направление ее к несексуальным (социальным) целям.

Толерантность – терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям и т. д.

Трансакция – единица взаимодействия партнеров по общению, предполагающая выбор определенной позиции (Родитель, Взрослый, Ребенок).

Управление конфликтом – целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на динамику конфликта в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта к определенной ситуации, определенному поведению, действию.

Установка конфликтная – предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом конфликте определенным образом.

Уступка – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта как несущественного для себя и значимого для соперника.

Уход – стратегия поведения в конфликте, характеризуется стремлением уйти от конфликта при восприятии предмета конфликта в качестве несущественного как для себя, так и для соперника.

Эдипов комплекс – характерная установка ребенка по отношению к родителям, которая складывается в фаллической фазе сексуального развития примерно между 3 и 4 годами. Назван по имени героя древнегреческой легенды царя Эдипа, который, не зная того, убил собственного отца и женился на собственной матери. Для мальчика обычно характерен позитивный Э. к. (любовь к матери и желание инцеста с ней и одновременно ревность и ненависть по отношению к отцу с желанием устранить его как соперника). Может развиться, однако, и негативный (обратный) Э. к. – любовь к отцу и ненависть к матери. Зачастую обе формы сочетаются и возникает амбивалентная установка по отношению к родителям. У девочки аналогичный комплекс (любовь к отцу и ненависть к матери) и обратный к нему называется комплексом Электры.

Я – подструктура душевной жизни, выступающая посредником между Сверх-Я и Оно, индивидом и реальностью. Несет на себе функцию восприятия внешнего мира и приспособления к нему, стремится учесть и согласовать между собой требования реальности, Оно и Сверх-Я. Подчиняется принципу реальности.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Алгоритм управления конфликтом | Развитие российского общества в условиях качественного преобразования его институциональной конфигурации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 747; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.136 сек.