КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема Физико-химические процессы в литосфере
Задачи для самостоятельного решения 1. Используя данные таблицы 1, рассчитайте мольное соотношение атомов кислорода и кремния в земной коре. Таблица 1. Кларки важнейших химических элементов земной коры
*)'Массовые кларки по А. П. Виноградову. **)Объемные кларки по В. Гольдшмидту. Ответ: мольное соотношение атомов кислорода и кремния в земной коре равно 2,6 2. Определите содержание кислорода и кремния в % (мае.) в нефелине - K[AlSi04]. Сравните полученные результаты с данными, приведёнными в таблице. Ответ: содержание кислорода и кремния в нефелине составляет 40 и 18 % (мае.) соответственно. 3. Глинистые и песчаные почвы имеют удельную поверхность 70 и 7 м2/г абс.сухой почвы соответственно. При условии, что воздушно-сухая почва адсорбирует воду только поверхностью однородного слоя толщиной 1 нм, вычислите содержание воды в каждой почве. Примечание:1 нм=10-9м. Ответ: содержание воды равно 70 и 7 мг/г абс. сухой почвы (глинистой и песчаной соответственно) или 7 и 0,75. 5.Карбонатная почва имеет следующий гранулометрический состав: 42% песка, 28% пыли и 2,0% глины. Содержание СаСО3 в почве составляет 5% в песке, 10% в пыли и 20% в глине. Рассчитайте гранулометрический состав почвы (%): - а) в её начальном состоянии; - б) после удаления карбонатов реакцией с кислотой. Ответ: а) 40%, 34% и 16%; б) 44%, 38% и 18%. 6. Почва содержит 5,2 г органического вещества на 100 г абс. сухой почвы. Вычислите содержание органического вещества в граммах на 100 г воздушно-сухой почвы, если в воздушно-сухом состоянии она содержала 2,3 г воды наЮО г воздушно-сухой почвы. Ответ: в 100 г воздушно-сухой почвы содержится 5,1 г органического вещества. 7. Используя данные таблицы 1, рассчитайте мольное соотношение атомов алюминия и кремния в земной коре. 8. Используя данные таблицы 1, рассчитайте мольное соотношение атомов железа и кальция в земной коре. 9. Определите содержание кислорода и кремния в % (мас.) в ортоклазе -K[AlSi308]. Сравните полученные результаты с данными, приведёнными в таблице (задача 1) 10.Определите содержание кислорода и кремния в % (мас.) в кварце Si02 Сравните полученные результаты с данными, приведёнными в таблице (задача 1) 11. Определите содержание кислорода и кремния в % (мае.) в биотите K(Mg,Fe)3 (ОН, F)2 [(Al, Fe) Si3O10]. 12. Почвы имеют удельную поверхность 90 м2/г абс. сухой почвы соответственно. При условии, что воздушно-сухая почва адсорбирует воду только поверхностью однородного слоя толщиной 1 нм, вычислите содержание воды в почве. 13. Почва содержит 3,8 г органического вещества на 100 г абс. сухой почвы. Вычислите содержание органического вещества в граммах на 100 г воздушно-сухой почвы, если в воздушно-сухом состоянии она содержала 1,7 г воды на 100 г воздушно-сухой почвы. 14. Почва содержит 3,1 % органического вещества, Вычислите процентное содержание С и N в почве, если органическое вещество содержит 60% С и массовое отношение С: N равно 10:1. 15. Что такое геохимический барьер? 16. Что такое глина, ил? 17. В каком виде и почему в почвах происходит накопление органических соединений? 18. Какие функциональные группы гумусовых веществ вносят основной 19. Почему величина емкости катионного обмена для большинства почв 20. В чем заключается сущность и научное новаторство идей В. И. Вернадского о «живом веществе»? 21. Дайте определение понятий «биосфера», «почва». 22. Охарактеризуйте основные представления о цикличности миграции 23. Опишите основные механизмы взаимодействия атмосферы, гидросферы и литосферы с процессами, происходящими в почве. 24. Для решения каких актуальных общемировых проблем принципы 25. биогеохимии приоритетны? Каковы главные особенности физико-химических процессов, происходящих в почве? Каковы принципиальные различия в поведении главных и рассеянных элементов в земной коре? 26. Изложите представления В. И. Вернадского о рассеянии химических элементов и формах их существования. 27. Перечислите распространенные формы существования элементов в земной коре. 28. Дайте определение геохимических параметров «кларк» и «кларк I концентрации» применительно к земной коре. 29. Дайте определение понятия «микроэлементы», расскажите об их 30. Раскройте понятие «биохимический круговорот»; назовите отличительные черты биохимического круговорота в гидросфере и почве. 31. Какие элементы наиболее активно вовлекаются в биохимический 32. Какие условия необходимы для протекания процессов денитрификации? 33. Рассмотрите внутрипочвенные биогеохимические циклы газов, осуществляющиеся бактериальными системами. 34. В каких почвах продуцируется наибольшее количество СО2? 35. Изложите представления о двух главных группах специфических органических соединений в почвах. 36. Какие две противоположно направленные функции выполняет гумус почвы по отношению к рассеянным металлам? 37. Какова общая направленность биогеохимической трансформации минерального вещества почвы? 38. Назовите главные закономерности перераспределения тяжелых металлов при биогеохимической трансформации минерального вещества почвы. 39. Каков механизм фиксации избыточных масс тяжелых металлов и близких им поливалентных элементов в почвах? 40. Какие данные необходимы, чтобы рассчитать содержание того или иного элемента на единице площади (в г/м2 или т/км2)? 41. Почему большую часть циклических процессов массообмена, протекающих в биосфере, можно классифицировать как биогеохимические? 42. Каковы источники поступления химических элементов, вовлекаемых в глобальные миграционные циклы в биосфере 43. Чем обусловлено различие времен оборота масс углерода, связанных в живом веществе суши и океана? 44. Изменялись ли на протяжении геологической истории массы углерода, выводимые из глобальных циклов? 45. Назовите основные звенья глобального цикла азота. Перечислите основные формы существования почвенного азота. 46. Какие главные различия можно выделить в структурах глобальных циклов массообмена калия и кальция? 47. В чем заключается проблема распределения масс кальция в биосфере? 48. Для какого из питательных элементов глобальный цикл массообмена отличается наименьшей замкнутостью? 49. Каковы роль и особенности поведения тяжелых металлов в биосфере? 50. Перечислите основные процессы миграции тяжелых металлов в окружающей среде. Какова роль в этих процессах живых организмах. Как меняется интенсивность биологических процессов в почвах (масса живого вещества, приходящаяся на единицу площади суши)? Опишите сезонные закономерности этих процессов. 51. Какие факторы могут оказывать существенное влияние на интенсивность физико-химических процессов в почве? 52. Каковы главные формы аккумуляции металлов в почвах? 53. Каковы главные условия усиления миграции металлов в почвах? 54. Проанализируйте динамику воздействия антропогенных факторов 55. Проанализируйте деформацию глобальных, региональных и локальных биогеохимических циклов в результате производственной деятельности человеческого общества. 56. Какие глобальные проблемы возникают в результате включения в природный цикл углерода масс СО2 индустриального происхождения? 57. Каковы последствия техногенной эмиссии диоксида серы? Какие 58. Охарактеризуйте основные элементы структуры земной коры. 59. Перечислите основные породообразующие минералы. 60. Перечислите основные особенности условий образования горных пород. 61. Что понимается под термином «почвообразование»? 62. Охарактеризуйте основные механизмы почвообразования. 63. Перечислите механические элементы почвы. 64. Дайте определение «почва». 65. Охарактеризуйте составные части почв: почвенный раствор, почвенный воздух и твердую фазу почв. 66. Укажите основные различия между органическими остатками и гумусом. 67. Перечислите принципы разделения веществ, составляющих гумус. 68. Какие неспецифические органические вещества поступают в почву 69. Расшифруйте понятие «органоминеральное соединение». 70. Перечислите виды поглотительной способности почв. Какой показатель может охарактеризовать кислотность или щелочность почв? 71. Назовите основные источники ионов водорода в почвах. 72. Охарактеризуйте основные источники и пути трансформации соединений фосфора в почвах. 73. Какие глобальные проблемы связаны с чрезмерным использованием азотных удобрений? Приведите уравнения соответствующих химических реакций. 74. Какие факторы определяют оптимальное значение рН почвы? 75. Какие вещества можно использовать для раскисления почв? 76. Какие методы физико-химического анализа можно использоватъ при исследовании почв? Какую информацию при этом можно получить?
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |