КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процесс формирования личности
В психологической и педагогической литературе раскрывается сложный, но закономерный характер формирования личности. Закономерности — объективные, устойчивые, существенно значимые связи между педагогическими воздействиями и их результатами. Однако к классификации закономерностей формирования личности единого подхода не существует. Предпочтительнее деление закономерностей на общие и социально-педагогические[2]. К общим закономерностям относятся: • непрерывность формирования личности в течение всей жизни в интересах ее самореализации и самоутверждения; • подчиненность главной педагогической цели формированию разносторонне и гармонично развитой личности, ее интересам, совпадающим с интересами семьи и общества; • взаимосвязь образования, воспитания, обучения и развития личности при обеспечении целеустремленности и регулировании всех педагогических воздействий; • зависимость результативности педагогического формирования личности от ее собственной активности в самоформировании, от реализации индивидуального подхода к ней и др. На формирование личности существенное влияние оказывает социальная среда, т.е. духовные и материальные условия жизни. Ее влияние выражается в социально-педагогических закономерностях. Их можно разделить на: • воспитательные — формируют весь спектр личностных качеств: гражданина, профессионала, семьянина; • обучающие — вооружают системой знаний, навыков и умений в действиях и поведении; • образовательные — влияют на понимание человеком происходящих событий в мире, своего места в обществе, расширяют кругозор, повышают компетентность в своем деле; • развивающие — функционально совершенствуют интеллектуальные и физические силы, повышают уровень культуры, профессиональные и деловые способности. Социально-педагогические воздействия на личность имеют свою специфику. Они во многом стихийны, в отличие от воздействий на обучающихся в системах образовательных учреждений. Школа жизни, т.е. семьи, досуга, профессиональной деятельности, влияет на человека часто не в том ключе, в котором ведут работу специальные педагогические учреждения. Влияние на молодежь улицы, семьи, дискотек, видеопродукции и т.п. часто не совпадает с тем, чему ее учат в школе, вузе. Педагогизация среды — одна из стержневых задач формирования личности. Закономерности обусловливают принципы организации процесса формирования личности, т.е. исходные педагогические положения, определяющие содержание, организацию и методы этой работы. В их числе принципы: • разностороннего, гармоничного формирования личности в интересах ее самоопределения и самореализации в жизни; • целеустремленности и научности в формировании личности, в соответствии с уровнем достижений мировой цивилизации; • непрерывности и преемственности в формировании личности; • системности, последовательности и комплексности формирования личности в единстве ее воспитанности, образованности, обученности и развитости; • единства педагогических воздействий и самоформирования личности; • формирования личности в соответствии с основными тенденциями общественного развития: гуманизма, демократизма, гражданственности, культурности. Реализация этих принципов осуществляется в процессе преодоления противоречий формирования личности. Наиболее существенны противоречия между: желаемым и действительным, необходимым и возможным; общими педагогическими положениями и их реализацией в конкретных ситуациях; старым и новым, регрессивным и прогрессивным; словами и опытом и др. Противоречия затрудняют процесс формирования личности, но одновременно они являются источником его движущих сил. Педагогическая система формирования личности в обществе охватывает все основные ее составляющие: семью, дошкольную работу, общее образование, среднее специальное, высшее профессионатьное и послевузовское образование; сферу массовой информации; самоформирование; педагогическое просвещение; педагогическую науку. Общество прилагает большие усилия по созданию педагогической системы формирования и развития личности, и задача состоит в том, чтобы эта система функционировала полноценно и продуктивно.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |