КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социально-педагогическая реальность
Група, колектив у педагогіці (с. 42). Наряду с проблемой формирования личности педагогика изучает деятельность специальных и педагогических учреждений, а также влияние на людей внеучрежденческих условий и факторов, воздействие которых является весьма сильным. Изучением влияния окружающей среды занимается специальная отрасль педагогической науки, получившая название социальная педагогика. В педагогической литературе она рассматривается как особая педагогическая реальность, воздействующая на людей, область педагогической деятельности ее субъекта и объект-субъекта и научная дисциплина. Социальная педагогика отражает характер и содержание научно-преобразовательной деятельности людей, институтов социума, ее объект — человек в его социальной среде. Предметом же ее является взаимодействие человека и социума. Гармонизировать эти отношения в интересах формирования, воспитания человека, сохранения, поддержания и развития его социальной жизненной активности — цель социальной педагогики как практики[3]. Таким образом, в поле зрения этой отрасли педагогики находится влияние важнейших реальностей, образующих социальную среду: общественное устройство и состояние его экономического хозяйства; деятельность органов государственного управления; уровень культуры, образованности, общественного сознания различных слоев населения, их социального обеспечения и защиты; социально-демографические, национально-этнические и другие особенности; взаимоотношения различных социальных групп; народные обычаи, традиции и др.; правовая культура населения; деятельность и особенности официальных и неофициальных общностей; стиль и методы управления в учреждениях и организациях; деятельность средств массовой информации, культуры и искусства; семья и быт и др. В этой связи можно говорить о том, что социально-педагогическая среда по своей природе представляет собой совокупность факторов, влияющих на психологию человека: собственно педагогические (системы образования), педагогически значимые (экономические, жилищные, управленческие, информационные и др.). С точки зрения источника происхождения и масштаба влияния социально-педагогические факторы подразделяются на федеральные, региональные, групповые, межличностные, а также международные. Кроме того, различают факторы и по признаку близости/отдаленности к личности или группе: микросредовые (ближайшего окружения), ме-зосредовые (промежуточные, более отдаленные) и макросредовые (дальние — общественные, государственные). Сильными сторонами влияния этих факторов являются их систематичность, непрерывность, непосредственность (близость к каждому) и значимость в жизни и деятельности человека, результативность убеждения личным и общественным опытом, придание части их управляемого, целенаправленного характера. Важной особенностью социально-педагогических влияний служит их стихийность и неуправляемость, что нередко приводит к антипедагогическому результату изменений в личности и группе (вторжение «массовой культуры» в жизнь каждого человека, во многом негативно сказывающейся на воспитании и развитии целых поколений, особенно молодежи). Задача состоит в том, чтобы взять под контроль возможно большее число социально-педагогических влияний, ныне неуправляемых, стихийных, и придать им управляемый, позитивный педагогический характер. В решении этой задачи должны принимать активное участие все структуры общества, от государственных учреждений до каждого гражданина, руководителя, сотрудника, профессионала.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |