Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные черты рынка совершенной и несовершенной конкуренции




Субъекты рыночных отношений. Рыночная инфраструктура. Кругооборот товаров, услуг и доходов

Под субъектом рыночных отношений понимается социально-экономическая общность людей, имеющая общие цели, потребности и интересы и участвующая в хозяйственной деятельности.

Субъектами рыночной экономики являются:

— предприниматели,

— наемные работники,

— конечные потребители,

— владельцы капитала и т. д.

Обычно выделяют следующие субъектные уровни:

— предприятия (фирмы),

— финансовые учреждения (банки),

— домашние хозяйства,

— государство в лице федеральных и территориальных органов.

Под рыночной инфраструктурой понимается совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основными элементами инфраструктуры современного рынка являются:

— биржи;

— аукционы, ярмарки;

— кредитная система и коммерческие банки;

— эмиссионная система и эмиссионные банки;

— система регулирования занятости населения, в том числе биржи труда;

— налоговая система и налоговая инспекция;

— система страхования хозяйственного риска и страховые компании;

— рекламные агентства, информационные центры;

— торговые палаты и другие общественные объединения (ассоциации);

— таможенная система;

— аудиторские компании;

— система высшего и среднего экономического образования;

— консультативные (консалтинговые) компании;

— общественные и государственные фонды, стимулирующие деловую активность;

— специальные зоны свободного предпринимательства.

Инфраструктура рынка призвана обеспечить цивилизованный характер деятельности рыночных субъектов.

Через рынки, рыночную инфраструктуру между субъектами рыночных отношений происходит движение товаров, услуг и доходов, называемое потоком товаров, услуг и доходов. Суть его в том, что одни субъекты получают необходимые им товары, другие — денежный эквивалент этих товаров в виде дохода от продажи произведенных товаров.

Движение товаров, услуг и доходов зависит от того, насколько количественные и качественные параметры произведенных товаров и услуг соответствуют имеющимся потребностям, а также от степени развития рынков, их взаимосвязи.

 

Рынок зародился как свободный, саморегулирующийся рынок, рынок совершенной конкуренции. Основные черты рынка совершенной конкуренции:

Сегодня рынок все больше является несовершенным или рынком несовершенной конкуренции, для которого характерно:

- тесная взаимосвязь между участниками рыночных отношений, образующая своеобразную интегрированную систему;

- изучение емкости рынка перед началом производства товаров;

- неценовая конкуренция за потребителя, качество продукции, ее надежность, новизна, - регулирование цен, объемов производства.

Рынки несовершенной конкуренции различаются между собой степенью монополизации.

Монополия («моно» с греч. – «один», «полео» – «продаю») – полная противоположность рынку совершенной конкуренции.

Основные черты монополистического рынка:

- товар на рынке продает одна отрасль или фирма;

- данному товару нет альтернативы (у покупателя нет выбора);

- товар продается по монопольным ценам (как правило, высоким);

- вступление в данное производство заблокировано. Блокировка может осуществляться самим производителем,

К монополистическим предприятиям относятся, как правило, предприятия естественной монополии

Наиболее типичен для современной рыночной экономики олигополистический рынок («олиго» с греч. — «немного, несколько»). Отличительная черта данного рынка немногочисленное число фирм производителей конкретного товара (3—10 единиц

Рынок монополистической конкуренции представляет собой рыночную структуру, в которой достаточно большое количество товаропроизводителей (крупных) производят схожую, но не идентичную продукцию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 281; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.