Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Расчет фундамента на продавливание

Б

А

Б

А

Таким образом, дисгармоническое психическое развитие — это тип дизонтогенеза, основой которого является врожденная или рано приобретенная диспропорциональность развития психики ре­бенка, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Этот вид дизонтогенеза клинически определяется как психопатия или па­тологическое развитие личности. Дисгармоничность психики из­начально обусловлена нарушениями в эмоционально-волевой сфере ребенка, при первично сохранном интеллекте. Для таких боль­ных характерна неадекватная реакция на внешние средовые раз­дражители, вследствие чего происходит сбой в поведении ребен­ка и его адаптации к окружающей среде.

План

Лекция 14. Типология патологических характеров

Гипоталамус – высший вегетативный центр

Организация нейроэндокринной регуляции.

Расчет свайного фундамента по деформациям

Расчет фундамента из висячих свай и его основания по деформациям следует производить как для условного фундамента на естественном основании в соответствии со СНиП 2.02.01-83* «основания зданий и сооружений». Контур условного фундамента согласно СНиП 2.02.03-85 «свайные фундаменты» определяется сверху поверхностью планировки, снизу плоскостью АБ, проходящей через нижние концы свай; с боков вертикальными плоскостями АВ и БГ, отстоящими от наружных граней крайних рядов вертикальных свай на расстоянии.

Рис 8.3

 

АБГВ – условный фундамент, параллелепипед

- осредненное расчетное значение угла внутреннего трения грунта, определяемое по формуле:

 

– расчетное значение углов внутреннего трения для отдельных пройденных сваями слоев грунта толщиной hi.

- глубина погружения свай в грунт (мощность соответствующих слоев в пределах длины сваи)

 

 

 

 

Проверка

 

 

()

 

Рис

 

φ определяется под нижним концом сваи

 

 

 

 

Релизинг-факторы гипоталамуса: Гормоны аденогипофиза: Железы:
Кортикотропин-рилизинг фактор (КРФ) Адренокортикотропный гормон (АКТГ) Кора надпочечников (глюкокортикоиды)
Гонадотропин-РФ Гонадотропные гормоны Гонады (половые гормоны)
Тиротропин-РФ Тиротропный гормонй Щитовидная железа
Соматотропин-РФ (соматолиберин)/соматостатин Гормон роста Все клетки организма
Дофамин (ДА) (туберо-инфундибулярный тракт) Пролактин Млечные железы

 

Все животные (и растения) живут по внутренним часам, которые находятся в гипоталамусе в субхиазматическом ядре. Каждый нейрон в этом ядре дает разряд, имеющий суточную зависимость (каждый нейрон имеют суточный период), между собой эти нейроны синхронизируются (если их взять вне организма по отдельности, то каждый будет работать независимо, однако все-равно с зависимостью от суточного периода). Цикличность этих ритмов зависит от генов.
У взрослых медиатором в этом ядре является ГАМК (скорее всего в его составе электрические синапсы). Это ядро находится рядом со зрительным нервом (который идет к коленчатому телу) и устанавливает синапсы с ретинальными волокнами, с помощью чего обеспечивается узнавание светлого времени суток.

 

 

1.
Экстрапунитивный тип дисгармонического развития.

2.
Интрапунитивный тип дисгармонического развития.

3.
Апатический тип дисгармонического развития.

4.
Виды дисгармонического психического развития в детском возрасте.

5.
Особенности психологической помощи детям с дисгармоническим развитием.

 

1.
Экстрапунитивный тип дисгармонического развития


В данной подгруппе развития можно выделить отдельные типы, характеризующиеся противоположной направленностью феноменологи­ческих проявлений, дисфункцией уровней аффективной регуляции и, соответ­ственно, принципиально различной структурой реагирования детей в различ­ных ситуациях, при воздействиях окружающей среды. Характер аффективно­го реагирования детей и положен в основу определяющих, «отличительных» понятий и обозначения выделяемых типов. Наиболее адекватной в термино­логическом плане представляется собственно психологическое (экстра- и интрапунитивные эмоциональные реакции: выделение направленности реакций личности на окружение, внешнее препятствие - экстрапунитивная реакция, или на себя самого, с принятием вины и собственной ответственности - интрапунитивная реакция.

При экстрапунитивном типе дисгармоничного развития в первую очередь обращает на себя внимание достаточно выраженная специфика поведения ребенка: от нарочитой независимости до выраженной демонстративности, порой демонстративной негативистичности. В более раннем возрасте (5—7 лет) можно говорить о начале формирования негативистических и протестных форм поведения, элементов демонстративности. Все эти проявления значительно усугубляются на фоне утомления ребенка.

Дети этого типа, как правило, достаточно работоспособны, но пресыщае­мы однотипной деятельностью, что часто и вызывает агрессивные и протестные (часто демонстративные) реакции. Речевая активность в этом случае будет высокой, часто чрезмерной (но хорошо контролируемой ребенком). При этом общий уровень познавательного развития в целом достаточный. Поскольку среди этих детей чаще, чем в среднем по популяции, встречаются знаки левшества (варианты атипичного развития, атипичного профиля функциональ­ной ассиметрии), возможны специфические трудности в овладении школьны­ми навыками (чтение, письмо, сложные счетные операции). В этих достаточно часто встречающихся случаях можно говорить о сочетании парциальной несформированности ВПФ и экстрапунитивного типа аффективного реагирования.

Регуляция собственной деятельности соответствует возрастным показа­телям, а особую специфику можно наблюдать в эмоционально-личностные проявлениях. У детей наблюдаются высокие притязания на успех, как правило, завышенная самооценка. Они чрезвычайно требовательны к окружающим (по типу «маленького монстра» в семье), могут сознательно демонстри­ровать поведенческие реакции, характерные для более младшего возраста, или, наоборот, требовать признания себя как лидера, даже не имея на то фактических оснований. Часто они бывают раздражительными, легко могут переходить от дисфории к эйфории.

В том случае, если имела место девиация из темпово задержанного развития в дисгармоничное (при неблагоприятных условиях развития, поскольку форма выражения себя и самоактуализация в этом случае идет за счет формирования именно неадекватного поведения по типу «шута горохового», реже — «козла отпущения»), вероятно возникновений асоциальных форм поведения, как правило, группового характера.

Пространственные представления при данном типе дисгармоничного развития в целом развиваются в соответствии с нормативной программой, и недостаточность в их развитии неспецифична для этого типа развития.

В плане специальной психологической помощи таким детям необходима психокоррекционная/психотерапевтическая работа с целью гармонизации аф­фективной сферы (в данном случае можно говорить о предпочтении достаточ­но «жестких» психотерапевтических техник), семейная психотерапия. В слу­чаях присоединения знаков атипичного развития может быть показана двига­тельная нейропсихологическая коррекция. В тяжелых случаях дисгармоничного развития этого типа необходимо привлечение врача-психиатра.

В случае адекватно подобранной коррекции и успешной работы с ближайшим окружением ребенка (в том числе и с педа­гогами) прогноз развития достаточно благоприятен.

Наиболее типичными диагнозами других специалистов для детей и подро­стков этого типа развития являются: «формирование личности по истеричес­кому типу», «неврозоподобные реакции», «характерологические и патохарактерологические реакции» — для детского возраста, «психопатия возбудимого типа», «патологическое формирование личности», «истерический невроз» — для под­ростковых возрастов (по МКБ-9), «расстройство поведения — (F91), в частно­сти, вызывающее оппозиционное расстройство» — (F91.3) (по МКБ-10) и т.п.

Ведущим специалистом в данном случае следует считать психолога или психотерапевта. При формах, значительно нарушающих социальную адапта­цию, — психиатра.


^ 2. Интрапунитивный тип дисгармонического развития


Следующий тип - интрапунитивный тип характеризуется принципиально противополож­ными реакциями ребенка и, соответственно, чертами аффективно-личностного развития.

Это дети, как правило, робкие и неуверенные в себе. Даже внешне они выделяются сутулостью, моторной и эмоциональной «зажатостью». Речевая активность, как правило, низкая. Дети достаточно трудно вступают в контакт, ищут взглядом поддержки, одобрения со стороны близких, а в их отсутствие — со стороны других взрослых.

Показатели когнитивного развития в целом соответствуют возрасту, од­нако у одного и того же ребенка могут значительно разниться в зависимости от ситуации, в которой предъявляются задания, и стиля общения взрослого с ним. В неблагоприятных случаях могут быть крайне замедленны, вплоть до полного ступора, «КПД» их деятельности может быть крайне низким. И наоборот, дети могут показывать достаточно высокие результативность и темп деятельности в ситуации одобрения и поддержки.

Чаще, чем в среднем по популяции, встречаются случаи неустоявшейся латерализации или латентное левшество, что осложняет процесс овладения школьной программой, еще более усугубляя неуверенность и тревожность ре­бенка.

Совершенно естественно, что при данном типе дисгармоничного развития можно говорить о сверх- или суперконтроле (сверхкритичности) за своей де­ятельностью, то есть, как правило, о высоком развитии регуляторных функ­ций. При этом, помимо высокой тревожности, неуверенности в своих силах, часто встречаются навязчивости, элементы ритуализации, инертность способов эмоционального взаимодействия. Вполне очевидно, что в данном варианте развития все эмоциональные реакции направлены как бы «вовнутрь», даже в случаях психомоторного возбуждения, обусловленного диффузной тревогой, страхом.

К этому типу детей относятся все варианты психосоматического разви­тия, особенно очевидно это проявляется в том случае, когда происходит де­виация из неравномерно задержанного типа развития (дисгармонический ин­фантилизм), когда причиной темповой задержки психического развитии яв­лялись соматическая ослабленность или заболевание ребенка.

Сформированность пространственных представлений в целом соответствует возрастным показателям, более того, могут быть достаточно высоко развиты собственно квазипространственные (лингвистические) представления. В качестве иллюстрации можно предложить образ Пьеро из сказки А.Н. Толстого «Золотой ключик» как один из вариантов данного типа: поэт, меланхолик и интраверт.

Как и в предыдущем случае, основной формой работы с детьми является психокоррекционная/психотерапевтическая помощь. Помимо гармонизации системы аффективной регуляции, которая может проходить в виде ставшей уже классической системы О.С. Никольской, крайне успешной следует счи­тать кататимно-имагинативную психотерапию по К. Лернеру, а так­же другие виды психотерапевтической работы, направленные на создание си­туации успеха и принятия в широком смысле этого слова. Не менее важной является и психокоррекционная работа с родителями и ближайшим окруже­нием ребенка. В случае сочетания такого типа развития с элементами атипии формирования межфункциональных взаимодействий (профиля функцио­нальной асимметрии) в первую очередь необходима моторная коррекция, ос­нованная на нейропсихологическом подходе с последующим формированием пространственных представлений в специально создаваемой ситуации закреп­ления успеха и достижений.

Наиболее типичными диагнозами являются: для детей — «формирование личности по тормозимому типу», «неврозоподобные реакции», «невротическое развитие личности», отдельные расстройства привычек и влечений детского возраста; для подростков — «невроз навязчивых состояний», «психопатия тормозимого типа», различные варианты психосоматического развития, вклю­чая «психогенную нервную анорексию», незлокачественные «дисморфофобии» (по МКБ-9); «расстройства социального функционирования, начало которых характерно для детского и подросткового возрастов» — (F94), «смешанные расстройства поведения и эмоций» — (F92) «эмоциональные расстройства, специфичные для детского возраста» — (F93), «другие поведенческие и эмо­циональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте» — (F98) (по МКБ-10).

Ведущим специалистом, как и в предыдущем случае, следует считать пси­холога или психотерапевта. При выраженных нарушениях, в первую очередь нарушающих социальную адаптацию, ведущим специалистом должен стать психиатр.


^ 3. Апатический тип дисгармонического развития

Наиболее сложным и в то же время редким является апатический тип дисгармонического развития. Наиболее выраженные проявления этого типа развития наблюдаются в предподростковом и подростковом периоде. В этом возрасте в первую очередь обращает на себя внимание вялость, безразличие, собственно апатичность, отсутствие каких-либо жизненных интересов, опустошенность подростков. Для них характерно безразличие, как к результатам собственной деятельности, так и к их оцен­ке. Ребенок может быть, одновременно пресыщаем и в то же время длитель­но, монотонно, «безэмоционально» и механически выполнять какие-либо за­дания.

Специфичным является отсутствие каких-либо интересов, в том числе, и сверхценных (что, собственно, и отличает этот тип развития от одного из ва­риантов искаженного развития). В некоторых случаях возможны проявления негативистичных и протестных реакций, однако это «пассивный» негативизм.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрастах этот тип раз вития проявляется в более мягких и сглаженных формах, заключающихся в общем снижении психического тонуса, отсутствии специфических детских интересов и живости реагирования. Следует отличать данный вариант разви­тия от проявлений депрессивных (то есть интрапунитивных) знаков у ребен­ка, которые, как правило, маскируются обилием соматических расстройств, по­вышенной чувствительностью, нарушениями сна, пищеварения, появлением тревожности и т.п.

Внимание! При «остром» возникновении подобной апатии, особенно в начале подросткового возраста, сочетающемся с появлением «философской интоксикации» или суицидальных мыслей, необходимо экстренное обращение к психиатру для квалификации состояния и необходимого лечения.

Таким же сложным при этом типе дисгармонии является и анализ струк­туры базовых составляющих психического развития. Данный тип дисгармо­нического развития в дошкольном и младшем школьном возрастах имеет стертую, чрезвычайно «смазанную» симптоматику, а в выраженных формах он может проявляться лишь в предподростковом и подростковом возрастах, когда структура базовых составляющих в значительной степени интероризировалась и можно говорить лишь об «операционально-технологическом» уровне их фун­кционирования. И в этой ситуации трудно говорить о какой-либо диагности­ке и анализе структуры таких базовых составляющих, как произвольность психической активности и сформированность пространственных представле­ний, поскольку проблематично выявить их в процессе консультирования. До­статочно очевидной особенностью, детерминирующей специфику всего состоя­ния ребенка, является структура сформированности базовых аффективных регуляций.

Вопрос о возможной развивающей и коррекционной работе должен решать­ся совместно с психиатром, как ведущим в этом случае специалистом. В то же время при невыраженных случаях апатичного типа дисгармонического развития и отсутствии противопоказаний к применению психологической коррекции со стороны врача может проводиться тонизация аффективной сферы за счет постепенно нарастающей сенсорной стимуляции в сочетании с психо­терапевтической работой с ребенком и его семьей.

Прогноз развития зависит от «остроты» состояния, особенностей возник­новения, других факторов. Часто подобное состояние означает начало процес­суального заболевания, прогноз которого выходит за пределы компетенции психолога. Как правило, в этом случае психиатром выставляется диагноз, характеризующий наличие или начало эндогенного заболевания.


^ 4. Виды дисгармонического психического развития в детском возрасте

К дисгармонии психического развития относятся психопатии и психопатическое развитие личности у ребенка.

а) Как правило, диагноз психопатии не ставится в детском возрасте, и традици­онно эти состояния называются психопатическими синдромами, которые приводят к выраженным нарушениям поведения.

В. В. Ковалев определяет психопатические синдромы как от­носительно устойчивые сочетания аномальных свойств личности, возникшие в результате нарушения ее формирования, под влия­нием различных эндогенных и экзогенных факторов. К экзоген­ным факторам могут быть отнесены и психогении, т. е. различ­ные психические травмы, с которыми сталкивается ребенок.

Механизмы психического дизонтогенеза, лежащие в основе на­рушений формирования личности при психопатических синдро­мах, неоднозначны. Систематика психопатий представляет зна­чительные трудности. Это связано с рядом факторов, основной из которых — многообразие психопатических вариантов лично­сти, их промежуточное положение между нормой и психически­ми заболеваниями. Кроме того, важное значение имеют и соци­альные факторы, определяющие личностную структуру и не укла­дывающиеся в клиническую терминологию.

Этиология психопатий обширна, она может быть связана ли­бо с генетическими, наследственными факторами, либо с экзо­генными вредностями, действующими на ранних этапах онтоге­неза. Некоторые виды психопатий имеют как наследственное, так и экзогенное происхождение. Возможно, формирование психопа­тий под влиянием длительно действующих и деформирующих раз­витие личности ребенка средовых факторов.

В отечественной психиатрии классификация психопатий по­строена по этиологическому принципу. Г. Е. Сухарева выделяет три группы психопатий: конституциональные, органические и сме­шанные.

^ Конституциональные психопатии, как правило, имеют наслед­ственное происхождение. К ним относятся: шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические и истерические психо­патии.

Дисгармоничное развитие детей с психопатическим синдро­мом по шизоидному типу проявляется в сочетании повышенной чувствительности с отсутствием непосредственности, жизнерадо­стности, внешней сухости по отношению к своим родным и близ­ким. Главенствующим свойством их личности является аутизм. Им свойственна своеобразная асинхрония психического раз­вития уже с раннего детства. Развитие речи обгоняет развитие моторики, в связи, с чем у детей затруднены навыки самообслу­живания. В играх дети предпочитают одиночество или общение с взрослыми и более старшими детьми. У большинства детей с психопатическим развитием по шизоидному типу наблюдается пре­обладание интеллектуальных интересов. Они предпочитают точ­ные науки, отличаются сухостью. Однако их аутистические уста­новки не проявляются в полном отрыве от окружающих, как это имеет место при шизофрении. Для них свойственно замещающее общение, т. е. вместо общения с детьми — общение с взрослы­ми, вместо игры — ранняя фиксация на интеллектуальных инте­ресах.

Психопатическое развитие у детей по эпилептоидному тип у выражается в стойких характерологических особенностях в виде эмоциональной вязкости, напряженности эмоций и влечений, в склонности к немотивированным колебаниям настроения, в по­лярности эмоций.

Циклоидный тип психопатического развития отличается явной склонностью к немотивированным колебаниям настроения от пониженного субдепрессивного, до повышенного маниакального. В детском возрасте это проявляется в преобладании повышен­ного фона настроения, в склонности к озорству, в чрезмерной общительности, которые сменяются подавленностью, апатией и др.

Психопатическое развитие по психастеническому типу в дет­ском возрасте заметно в повышенной мнительности, в навязчи­вых страхах, в тревожности. В более старшем возрасте наблюда­ются навязчивые сомнения, опасения, ипохондричность.

Истерическое психопатическое развитие чаще, чем остальные формы, встречается в детском возрасте. Оно выражается в повы­шенном эгоцентризме, внушаемости и демонстративном пове­дении. В основе данного варианта психопатического развития лежит психическая незрелость. Это проявляется в неспособности ребенка и подростка к волевому усилию, в жажде признания, что состав­ляет сущность психической дисгармонии.

Психопатическое развитие по неустойчивому типу также мо­жет наблюдаться у детей с психофизическим инфантилизмом. Их отличает незрелость интересов, поверхностность, неустойчивость привязанностей, импульсивность. У таких детей отмечаются за­труднения в длительной целенаправленной деятельности, для них характерны безответственность, нестойкость моральных принци­пов, социально-отрицательные формы поведения. Этот вариант психопатического развития может быть как конституционального генеза, так и органического. Органические психопатии обу­словлены ранним поражением нервной системы во время внут­риутробного периода развития, при родах или в первые годы жизни. Нередко они сочетаются с задержкой психомоторного раз­вития ребенка.

Г. Е. Сухарева выделяет две основные группы органических психопатий: возбудимые (эксплозивные) и бестормозные. При пер­вом типе наблюдаются немотивированные колебания настроения в виде дисфорий. В ответ на малейшие замечания дети начинают бурно протестовать, уходят из дома, школы. Для органических психопатов по бестормозному типу характерны повышенный фон настроения, эйфория, некритичность. Все это является благопри­ятной почвой для формирования патологии влечений, импуль­сивных сексуальных эксцессов, бродяжничества.

При анализе психопатического развития в детском возрасте необходимо учитывать биологические и социальные факторы. Роль неблагоприятных социальных факторов проявляется в декомпен­сации психических состояний у детей с психопатическим разви­тием. И наоборот, благоприятные социальные факторы могут сгла­живать патологические черты.

Динамика формирования психопатических синдромов прохо­дит в три этапа: сначала возникают отдельные патологические реакции, которые носят неустойчивый характер. Например, ре­акция негативизма, протеста в подростковом возрасте. Затем — более длительные патологические состояния и формирование пси­хопатии как стойкой девиации поведения.

б) К типу дисгармоничного развития кроме психопатий отно­сится также патологическое формирование личности. Если в этио­логии психопатий лежат наследственные или другие биологиче­ские факторы, то при патологическом формировании личности этиологическим фактором являются неблагоприятные условия воспитания, длительная психотравмирующая ситуация в семье.

В патогенезе патологического формирования личности основ­ная роль принадлежит двум факторам: закреплению патоло­гических реакций (протест, негативизм, отказ и др.), которые представляют собой форму ответов на психотравмирующую си­туацию и становятся устойчивыми, и непосредственному воспи­танию таких черт характера, как возбудимость, неустойчивость, истеричность, в результате прямой стимуляции отрицательным примером.

в) ^ Отклонения темпа полового созревания также рассматривают­ся как особый вид дисгармоничного развития.

При задержке полового развития церебрально-органического генеза может наблюдаться недоразвитие моторики, эмоциональ­но-волевой сферы при высоком уровне вербализации. Причем эти особенности могут носить временный характер.

Ускоренное половое созревание вследствие церебрально-ор­ганической патологии мозга также приводит к аномалии психи­ческого развития. Это сказывается в односторонней взрослости интересов, связанных с ранним пробуждением сексуальности, аффективности, взрывчатости, ограниченности познавательной ак­тивности, примитивности.


Парциальный дефект аффективно-волевой сферы негативно от­ражается на особенностях мышления у этих больных. Это про­является в аффективной окраске интеллектуальных функций и способствует их искажению, формированию сверхценных идей. В зависимости от клинической формы данного вида дизонтогенеза встречаются различные нарушения эмоционально-волевой сферы. При психопатическом развитии отмечается повышенная возбу­димость, патологическая лабильность или наоборот — инертность, вязкость, вялость аффекта, недостаточность высших эмоций. Со­хранный интеллект не регулирует эмоционально-волевые процессы у ребенка или подростка. При патохарактерологическом разви­тии наблюдается парциальность эмоционально-волевого дефекта, что чаще проявляется в сенситивности, эмоциональной лабиль­ности, тревожности или повышенной возбудимости и эгоцентризме.

Все перечисленные выше особенности детей с психопатиями и патологическим развитием личности сказываются на их пове­дении, которое можно охарактеризовать словами: протест, демон­стративные или агрессивные реакции, страх и негативизм. Ре­бенку становится трудно приспособиться к обычным дисципли­нарным требованиям, нарушается процесс его социализации, что, в свою очередь, в значительной степени усугубляет его личност­ную дисгармонию.


^ 5. Основные формы и методы психологической коррекции

1. Основной задачей психокоррекции детей с дисгармоничным раз­витием является гармонизация их личностной структуры, семей­ных взаимоотношений и решение актуальных психотравмирующих проблем.

В основе нарушения поведения у детей с дисгармонией раз­вития лежит недостаточность его произвольной регуляции. Опи­раясь на деятельностный принцип в психологии, можно выде­лить основные блоки структуры поведения ребенка.

^ Мотивационный блок — включает в себя умение выделить, осознать и принять цель поведения.

Операционно-регуляторный блок — умение планировать пути достижения цели, как по содержанию, так и по времени.

^ Блок контроля — умение контролировать свое поведение и вносить необходимые коррективы.

Трудности осознания своего поведения свойственны многим детям с дисгармонией психического развития. Это проявляется в слабой рефлексии, в незнании своих характерологических осо­бенностей, а также в недооценке ребенком или подростком имеющейся психотравмирующей ситуации, способствующей дезоргани­зации его поведения. В связи с этим первая задача психокоррекции — раскрыть ребенку или подростку его личностный потенциал. Пси­холог на основе комплексного психологического и патопсихологического обследования ребенка или подростка выделяет системообразующий фактор, определяющий их поведение. В качестве системообразующего фактора могут выступать мотивы, установ­ки, субъективно-личностные отношения, эмоциональные состоя­ния и др. У подростков с нарушением поведения, вследствие дис­гармонии психического развития, такими системообразующими факторами чаще всего являются субъективно-личностное отно­шение к психотравмирующим воздействиям и эмоциональное со­стояние. Все это способствует формированию разнообразных патохарактерологических реакций: оппозиции, протеста, агрессии, бродяжничества и др.

После проведения психологической диагностики психолог в доступной для подростка форме рассказывает об особенностях его личности, позитивных и негативных ее сторонах. Желатель­но такую беседу подкреплять иллюстрациями, графиками, схе­мами, примерами из жизни подростка. Психологу необходимо про­будить у подростка интерес к самому себе, к своей личности и особенностям поведения.

Вторая задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией развития — это обучение их умению распозна­вать и объективизировать психотравмирующие ситуации.

Для каждого типа дисгармоничного развития характерны свои специфические реакции на различные психотравмирующие воз­действия, которые способствуют нарушению поведения. Напри­мер, для гипертимного подростка это ситуации, требующие сдер­живания проявлений его энергии, для истероидного подростка — недостаток внимания к нему как к личности, для сенситивного подростка психотравмирующей ситуацией может быть недобро­желательное отношение окружающих к нему, а для подростка с шизоидной акцентуацией — вынужденное общение с окружаю­щими. Перед психологом стоит задача научить подростка объек­тивно оценивать эти трудные для него ситуации, смотреть на них как бы со стороны. С этой целью целесообразно проводить груп­повые занятия с подростками на уровне реального поведения. Подросткам предлагается трудная для них ситуация в форме ро­левой игры. Психолог выполняет роль родителя или приятеля и предлагает подростку разрешить эту ситуацию и выбрать наибо­лее приемлемые варианты выхода из нее. Все члены группы вы­ступают в главной роли и разрешают ситуацию. После этого ре­зультаты игры обобщаются. На доске выписываются все предложенные варианты поведения, а затем обсуждается, какие вариан­ты наиболее приемлемы для каждого подростка. Сами ситуации психолог подбирает из реальной жизни подростка.

^ Третья задача психокоррекции поведения детей и подростков с дисгармонией в развитии — обучение их расширению диапа­зона возможных вариантов поведения в трудных для них ситуа­циях.

Для детей дошкольного и младшего школьного возраста ре­комендуется проводить занятия в форме игры с использованием кукол, масок и других игровых материалов. Детям предлагаются драматизации, в которых отражены их страхи, аффективные пе­реживания, поведенческие особенности.

Например, у девочки 7 лет наблюдался выраженный эгоцен­тризм, что проявлялось в желании быть в центре внимания, в бурных протестах, когда ей отказывали в удовлетворении ее просьб. Перед началом коррекционной работы психолог совместно с ро­дителями изучал реальные ситуации, при которых у девочки воз­никали патохарактерологические реакции, и на основе этого бы­ли разработаны сценарии игровой психокоррекции. В игре участ­вовали психолог, кот Мурзик (игрушка) и девочка. Психолог выполнял роль ведущего, кот Мурзик был главным героем и в процессе игры реагировал на ситуации таким же образом, как девочка в реальной жизни (был упрямым, закатывал истерики, ругался и даже пытался драться). Девочка выступала в роли по­други кота, его матери, бабушки, воспитательницы и др. После каждого игрового сеанса психолог вместе с девочкой обсуждал поведение Мурзика, обращал внимание на негативные и пози­тивные стороны его поступков. После занятия девочке предлага­лось домашние задание — придумать ситуации, где Мурзик ведет себя правильно, проявляет героизм и т. д. После двух месяцев игровой коррекции родители обратили внимание на улучшение поведения ребенка.

Для подростков рекомендуются специальные групповые заня­тия с использованием игр-драматизаций, в которых должны быть отражены потребности и проблемы каждого участника группы. Опыт работы показывает целесообразность проведения таких занятий не только в группе подростков, но и в совместных с родителями группах.

Для коррекции поведения важно развивать саморегуляцию. С этой целью используется система психорегулирующих трени­ровок. Основной целью этих занятий является: смягчение эмо­ционального дискомфорта, формирование приемов релаксации, развитие навыков саморегуляции и самоконтроля поведения.

Занятия проводятся небольшой (до 5 человек) группой через день поэтапно с учетом возрастных и индивидуально-психологи­ческих особенностей ребенка.

^ Первый этапуспокаивающий, в процессе которого исполь­зуется вербально-музыкальная психокоррекция для снятия пси­хического напряжения. Затем предлагаются зрительно-музыкаль­ные образы, помогающие убрать тревожность и создать позитив­ные установки на последующие занятия.

^ Второй этап — обучающий. На этом этапе дети осваивают ре-лаксирующие упражнения. Используются упражнения на вызы­вание тепла, регуляцию дыхания, ритма и частоты сердечных со­кращений.

^ Третий этапвосстанавливающий. На фоне релаксации под­ростки выполняют специальные упражнения, помогающие кор­ректировать настроение, развивать коммуникативные навыки, пер­цептивные процессы и проч.

Такая психорегулирующая трени­ровка (ПРТ) способствует повышению устойчивости детей и под­ростков в экстремальных ситуациях, улучшению концентрации внимания, уменьшению эмоционального напряжения. При систе­матических ПРТ у детей и подростков нормализуются тормоз­ные процессы, что дает им возможность управлять своим эмо­циональным состоянием, подавлять вспышки раздражения и гне­ва. Рационально использовать ПРТ с подростками, у которых эмоциональные проблемы возникают в основном в сфере меж­личностных конфликтов.

 

 

 

В

А – сплошная рама; Б – сквозная рама; В – со сквозным ригелем, одной сквозной и одной сплошной опорой.

 

Рисунок 3. Схемы сквозных металлических арок.

 

в
б
а

А – трехшарнирная арка; Б – двухшарнирная арка; В – арка с приподнятой затяжкой.

 

Рисунок 4. Основные виды оболочек.

 

 

а – цилиндрическая длинная; б – цилиндрическая короткая; в – купольная (парусная); г – коноидальная; д – параболическая; е – гиперболическая.

 

Рисунок 5. Сборные железобетонные купола.

 

 

а – с радиальной разрезкой на сборные элементы;

б – с радиально – кольцевой разрезкой на сборные элементы;

1 – верхнее опорное кольцо;

2 – нижнее опорное кольцо;

3 – сборные элементы купола.

 

Рисунок 6. Поперечный разрез здания со складчатым покрытием.

 

 

1 – круглые световые проемы;

2 – сборная панель – складка пролетом 18м.;

3 – стропильная железобетонная балка.

 

Рисунок 7. Конструктивные схемы вантовых покрытий.

 

б
а

 

а – однопролетные и многопролетные висячие покрытия;

б – однопролетные и многопролетные подвесные покрытия.

 

 

Рисунок 8. Пример висячего покрытия в виде тонкостенной стальной мембраны.

 

 

 

 

Рисунок 9. Пример пространственного перекрестно – стержневого структурного покрытия из стали.

 

 

 

а – схема разреза; б – план покрытия по верхнему и нижнему поясу; в – узел соединения стержневых элементов.

1 – стержневой элемент;

2 – узловой элемент;

3 – соединительный элемент.

 

 

 

 

 

В

А – сплошная рама; Б – сквозная рама; В – со сквозным ригелем, одной сквозной и одной сплошной опорой.

 

Рисунок 3. Схемы сквозных металлических арок.

 

в
б
а

А – трехшарнирная арка; Б – двухшарнирная арка; В – арка с приподнятой затяжкой.

 

Рисунок 4. Основные виды оболочек.

 

а – цилиндрическая длинная; б – цилиндрическая короткая; в – купольная (парусная); г – коноидальная; д – параболическая; е – гиперболическая.

 

Рисунок 5. Сборные железобетонные купола.

 

а – с радиальной разрезкой на сборные элементы;

б – с радиально – кольцевой разрезкой на сборные элементы;

1 – верхнее опорное кольцо;

2 – нижнее опорное кольцо;

3 – сборные элементы купола.

 

Рисунок 6. Поперечный разрез здания со складчатым покрытием.

 

1 – круглые световые проемы;

2 – сборная панель – складка пролетом 18м.;

3 – стропильная железобетонная балка.

 

Рисунок 7. Конструктивные схемы вантовых покрытий.

 

б
а

 

а – однопролетные и многопролетные висячие покрытия;

б – однопролетные и многопролетные подвесные покрытия.

 

 

Рисунок 8. Пример висячего покрытия в виде тонкостенной стальной мембраны.

 

 

 

Рисунок 9. Пример пространственного перекрестно – стержневого структурного покрытия из стали.

 

 

а – схема разреза; б – план покрытия по верхнему и нижнему поясу; в – узел соединения стержневых элементов.

1 – стержневой элемент;

2 – узловой элемент;

3 – соединительный элемент.

 

 

Фундамент находится под воздействием:

a) сосредоточенного давления от колонны N,

b) равномерно-распределенного отпора грунта – р.

Собственный вес фундамента и грунта на его уступах не влияет на условия продавливания и не учитывается.

Продавливание осуществляется по поверхности пирамиды продавливания. Верхнее основание пирамиды продавливания – площадь сечения колонны.

Площадь основания пирамиды продавливания:

Afp=(hc+2h0)(bc+2h0)

Где hc и bc – размеры поперечного сечения колонны.

Средний периметр пирамиды продавливания:

Um=2(bc+hc+2h0)

Прочность фундамента на продавливание проверяется по формуле (107) СНиП 2,03,01-84*:

Продавливающая сила равна:

F=N-Afp×p

Где площадь основания пирамиды продавливания равна:

Afp=(hc+2h0)2

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проверка по несущей способности | Реформа образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 381; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.