Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Специализация, кооперирование и комбинирование как формы общественной организации производства




Концентрация производства на предприятии.

 

  1. Понятие отрасли и отраслевая структура промышленности.

Промышленность является ведущей отраслью экономики страны, но за последние годы происходит спад производства многих видов продукции. Основными причинами этого являются: - разрыв внутрихозяйственных связей;

- отсутствие условий для развития экономики;

- криминализация страны и наличие теневой экономики;

- несовершенствование налогового законодательства и др.

Отраслевая дифференциация промышленности (возникновение всё новых отраслей) – это постоянный процесс, обусловленный развитием общественного разделения труда. Выделяют следующие формы общественного разделения труда:

· общее – выражается в разделении общественного производства на крупные сферы материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство и др.);

· частное – проявляется в образовании самостоятельных отраслей внутри промышленности, сельского хозяйства и других отраслей материального производства;

· единичное – выражается в разделении труда непосредственно на предприятии.

Промышленность состоит из множества отраслей и производств, взаимосвязанных между собой.

Отрасль промышленности представляет собой совокупность предприятий, характеризующихся единством экономического назначения производимой продукции, однородностью потребляемых материалов, общностью технической базы и технологических процессов, особым профессиональным составом кадров и специфическими условиями работы.

Кроме понятия отрасли в структуре народного хозяйства выделяют такие понятия, как промышленный или народнохозяйственный комплекс.

Под промышленным комплексом понимают совокупность определённых групп отраслей, для которых характерны выпуск схожей продукции или выполнение работ.

Отраслевая структура промышленности – это состав отраслей или комплексов, входящих в промышленность и их доля в общем объёме производства.

На формирование отраслевой структуры промышленности оказывают влияние следующие факторы:

- ускорение НТП (обуславливает появление новых отраслей);

- экономическая политика государства (поддержка определённых отраслей);

- наличие полезных ископаемых;

- уровень культуры и материального благосостояния народа;

- традиционно сложившаяся специализация;

- плановая отраслевая структура капитальных вложений, финансируемых из государственного бюджета.

Для анализа отраслевой структуры промышленности применяют следующие показатели:

· доля отдельной отрасли в общем объёме промышленного производства и её изменение в динамике;

· доля прогрессивных отраслей в общем объёме промышленного производства и её изменение в динамике;

· коэффициент опережения Коп= Тотр: Тпром, где

Тотр – темп развития отрасли;

Тпром – темп развития промышленности.

· соотношение между добывающими и перерабатывающими отраслями;

· соотношение между предприятиями группы А и предприятиями группы Б;

· доля ВПК в общем объёме промышленного производства.

В целом, отраслевая структура промышленности характеризует уровень индустриального и технического развития страны, степень экономической самостоятельности страны и уровень производительности общественного труда.

  1. Концентрация производства на предприятии.

 

Концентрация – это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.

Концентрация на предприятии может развиваться на основе следующих форм:

· увеличение выпуска однородной продукции (специализация);

· увеличение выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);

· на основе комбинирования производства (комбинаты);

· на основе диверсификации производства.

Выделяют следующие виды концентрации:

· Абсолютная концентрация – характеризует размеры производства отдельных предприятий, а её уровень характеризуют показатели:

- объём выпуска продукции;

- среднегодовая стоимость ОПФ;

- среднесписочная численность работающих.

· Относительная концентрация – характеризуется распределением общего объёма производства в отрасли между предприятиями различного размера. Уровень относительной концентрации характеризуют показатели:

- доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объёме её выпуска в целом по отрасли;

- доля предприятия на рынке продаж.

В долгосрочном периоде, когда речь идёт о выборе масштаба производства, принимается в расчёт эффект масштаба или закон экономии на масштабах производства. Этот закон связан с соотношением между размерами предприятия и его средними издержками. При положительном эффекте масштаба с увеличением размеров производства средние издержки снижаются. При неизменном эффекте масштаба изменение размеров предприятия не влияет на средние издержки.

Экономические показатели работы предприятия в значительной мере зависят от развития концентрации производства. Крупные предприятия имеют как существенные преимущества, так и существенные недостатки по сравнению со средними и малыми предприятиями:

«+»: - являются проводниками НТП (большие возможности для проведения научно-исследовательских работ);

- легче внедряют и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;

- имеют лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

- снижение постоянных расходов на единицу продукции;

- большие возможности для углубления разделения и кооперирования труда.

«-»: - увеличение транспортных расходов;

- большие инвестиции и больший срок строительства;

- усложнение процесса управления;

- повышение нагрузки на природную среду;

- возможность монополизации производства.

Концентрация и монополизация, как явления в экономике, тесно взаимосвязаны между собой. В странах с рыночной экономикой уже сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий –монополистов. Оценка состояния концентрации на товарных рынках определяется по методологии, принятой во многих развитых странах. Она исчисляется по значениям коэффициентов концентрации, например – коэффициент трёх – доля на рынке или в отрасли трёх крупнейших хозяйствующих субъектов и индекса Герфинделя-Гиршмана (HHI), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. HHI рассчитывается как сумма квадратов долей всех действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов:

 

HHI=2i,

Где n – число хозяйствующих субъектов, действующих на рынке (в отрасли);

Х2i – доля i-го хозяйствующего субъекта (%) в объёме реализованной продукции на рынке (в отрасли).

Величина HHI варьируется в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).

1. Нормальная концентрация коэффициент трех45%; HHI

- неконцентрированный рынок;

2. Средняя степень концентрации 45%коэффициент трёх70%

1000HHI2000

- умеренно концентрированный рынок;

3. Высокая степень концентрации коэффициент трёх 70%, HHI2000

- слабая конкурентная среда.

 

Концентрация производства осуществляется по разным направлниям или в разных формах:

1. Органический рост – представляет собой развитие предприятия, основанное на росте основной деятельности за счёт собственных внутренних источников. Это свидетельствует о прочных позициях предприятия.

2. Централизация – связана с объединением путём полного слияния с другим предприятием. Такое слияние может быть добровольным или принудительным (путём покупки одного предприятия другим). Разновидностью такой формы концентрации является создание холдинга, т. е. наличие материнской компании, которая имеет значительную долю капитала, контрольный пакет акций или полный контроль над дочерними предприятиями, формально сохраняющими статус юридического лица.

3. Диверсификация производства является одной из самых сложных форм развития концентрации. Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одного предприятия. Диверсификация выражает процесс расширения активности предприятия, которое использует собственные накопления не только для поддержания и развития основного бизнеса, но и направления их на освоение новых видов продукции, создания новых производств и оказания различных услуг.

Например, Лебединский ГОК (КМА) кроме железорудного сырья, производит щебень, колбасные и хлебобулочные изделия и др.

Диверсифицированным считается предприятие, если более 30% общего объёма продаж приходится на товары и услуги, не связанные с основной деятельностью предприятия.

Диверсификация производства способствует большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка, более полному использованию ресурсов предприятия, более полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами, проведению антимонопольной политики.

4 Комбинирование

5 Кооперирование – это объединение без слияния и контроля входящих в кооперацию предприятий друг над другом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.