Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 13. Доход, прибыль и рентабельность




 

Доход является одним из основных финансово-экономических результатов организации. Доход – это поступление денежных средств в организацию за реализованную продукцию (товары, работы, услуги), от внереализационной и операционной деятельности (операций с капиталом). Таким образом, составляющие дохода:

- выручка от реализации (ВР), которая в обобщенном виде исчисляется как произведение цены единицы продукции (Р) и количества реализованной продукции (РП) в натуральном исчислении (шт., ед.):

 

ВР = Р ×РП;

- доходы от операционной деятельности;

- доходы от внереализационной деятельности.

Операционные доходы представляют собой средства, поступающие в организацию в виде:

- платы за временное пользование активами организации (аренда);

- платы за пользование имущественными и иными правами, возникающие из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности;

- дивидендов, доходов от участия в уставных капиталах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам);

- доходов от ведения совместной деятельности;

- доходов от продажи основных средств и иных активов (кроме иностранной валюты);

- процентов за предоставление в пользование денежных средств организации и процентов за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке.

В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность организации от внереализационных текущих операций, таких как полученные штрафы, пени, неустойки от других организаций, суммы кредиторской и дебиторской задолженностей, по которым истек срок исковой давности, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году.

Суммируя составляющие дохода, организация получает валовой (общий) доход.

Конечным результатом деятельности коммерческой организации является прибыль. В самом общем виде прибыль – это превышение доходов от продажи товаров над затратами на производство и реализацию этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансово-экономических результатов производственной деятельности организаций и предпринимателей.

Прибыль – это часть дохода, которая остается после вычета из дохода налогов (уплачиваемых из него) и затрат.

Прибыль от реализации продукции (Пр) исчисляется как разность между выручкой от реализации, себестоимостью реализованной продукции (С) и косвенными налогами (Нк):

 

 

Из данной формулы следует, что любое изменение выручки или себестоимости влечет за собой адекватное изменение прибыли.

К косвенным налогам относятся, к примеру, акцизы (которые применяются для подакзизных товаров: спиртосодержащая продукция, табачные изделия и др.) и налог на добавленную стоимость (НДС). Ставка НДС, используемая промышленными организациями, в 2011 году определена в размере 20 %.

Прибыль является основным источником развития организации, расширенного воспроизводства, источником финансирования социальной сферы.

В теории и практике хозяйствования различают прибыль от реализации продукции (работ, услуг), прибыль от операционной деятельности, прибыль от внереализационной деятельности, валовую (общую) прибыль; налогооблагаемую (расчетную) прибыль; чистуюприбыль, остающуюся после уплаты налогов и отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходами от продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, которая учитывает вмененные, альтернативные издержки.

Валовая прибыль – общая, суммарная прибыль организации, полученная за определенный период от всех видов ее деятельности. Она включает прибыль от реализации продукции (работ, услуг), от операционной и внереализационной деятельности.

Налогооблагаемая прибыль – это расчетный показатель, определяемый для целей уплаты налога на прибыль по действующей в 2011 году ставке, равной 24 %. Согласно существующему законодательству налогооблагаемая прибыль (Пно) определяется следующим образом:

 

где Пв – валовая прибыль,

Плн – прибыль, подлежащая льготному налогообложению;

Ннед – налог на недвижимость.

Чистая прибыль – это та часть прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты установленных законом налогов, отчислений, обязательных платежей.

Общий механизм распределения чистой прибыли организации предполагает формирование следующих фондов: резервного фонда; фонда накопления (средства которого направляются на расширение, реконструкцию, совершенствование производства, приобретение нового оборудования, внедрение прогрессивной технологии) и фонда потребления (материального поощрения работников организации).

Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, организация должна стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры, интересы акционеров (собственников) и поощрять результаты труда своих работников.

Под резервами роста прибыли понимаются неиспользованные возможности роста прибыли организации. К ним относятся, например, увеличение объема производства, повышение цены реализации, снижение затрат на производство и др.

Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли организации, представлены в таблице 4.

 

Таблица 4 – Факторы, влияющие на прибыль организации

Факторы Содержание
ВНУТРЕННИЕ
Материально-технические   - использование более прогрессивных и экономичных предметов труда; - применение более прогрессивного и производительного технологического оборудования, инструментов и оснастки
Организационно-управленческие - освоение производства новых, более совершенных видов продукции; - проведение модернизации технологических процессов
Экономические - система планирования деятельности предприятия; - механизм экономического стимулирования эффективного использования ресурсов и снижения издержек
Социальные - повышение комфортности условий труда; - повышение квалификации работников
Экологические - выпуск экологически чистой и безопасной продукции; - способы утилизации отходов; - использование безотходных технологий
Рыночно-конъюнктурные - воздействие на формирование вкусов и спроса потребителей; - эффективность рекламы; - способы продвижения продукции на рынок
ВНЕШНИЕ
Хозяйственно-правовые - нормы ценового законодательства; - нормы налогового законодательства; - нормы защиты прав потребителя; - защита прав собственности; - нормы антимонопольного законодательства
Государственного регулирования хозяйственных процессов - условия по ограниченности уровня дохода (индексация цен, регистрация цен и т.д.); - установление минимальных гарантий по заработной плате, индексация доходов и т.д.

 

Для оценки эффективности работы организации в целом недостаточно использовать только показатель прибыли, который характеризует абсолютный финансово-экономический эффект (результат). Например, две организации получают одинаковую прибыль, но при этом задействуован неодинаковый капитал, вложенный в хозяйственную деятельность. Уровень отдачи капитала и степень использования ресурсов характеризует относительный показатель эффективности производства, именуемый рентабельностью.

Рентабельность (от нем. rentabel – доходный) в широком смысле означает эффективность, прибыльность, доходность предпринимательской деятельности. В основе исчисления коэффициентов рентабельности лежит отношение прибыли (прибыли от реализации, валовой, чистой прибыли) или к затраченным средствам, или к выручке от реализации, или к активам организации.

В хозяйственной практике исчисляют следующие виды рентабельности:

- рентабельность продукции (Rпродукции):

 

Rпродукции =;

 

- рентабельность продаж (Rпродаж):

 

Rпродаж =;

 

- рентабельность активов (капитала) (Rактивов):

 

Rактивов = ;

 

- рентабельность собственного капитала (Rсобств. капитала):

 

Rсобств. капитала = ;

- рентабельность заемного капитала (Rзаемн. капитала):

 

Rзаемн. капитала =

- рентабельность производства (Rпр):

 

 

где ОСср – среднегодовая стоимость основных средств, руб.;

ОбСср – среднегодовая величина нормируемых оборотных средств, руб.

Показатели рентабельности основных, оборотных средств, персонала организации показывают эффективность использования ресурсов организации.

Повышению уровня рентабельности способствуют увеличение массы прибыли, снижение себестоимости продукции, повышение степени использования производственных ресурсов. На уровень и динамику показателей рентабельности оказывает влияние вся совокупность производственно-хозяйственных факторов: уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников; объем, качество и структура продукции и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 230; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.