Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Хозяйственный механизм торговой организации и его элементы

Жизненный цикл предприятия: создание, реорганизация, реструктуризация, санация, банкротство, ликвидация

Хозяйственный механизм торговой организации и его элементы

Лекция 14

Тема Торговая организация ­ субъект социально ориентированной рыночной экономики

Движущей силой экономики в целом и отдельно взятых предприятий в частности является экономический интерес. Этот интерес находит свое выражение в экономической выгоде, которая принимает различные формы. Для собственника и предпринимателя выгода состоит в получении прибыли, для работника - в современной и обоснованной (исходя из условий жизни) оплате труда, для членов некоммерческих предприятий - в удовлетворении потребностей в благах, получение которых было целью при создании этой организации. Экономический механизм является формой проявления экономических интересов субъекта хозяйствования как на макро-, так и на микроуровне.

В самом общем виде экономический механизм хозяйствования можно представить как необходимую взаимосвязь различных экономических явлений. Применительно к субъекту экономики хозяйственный механизм определяется как совокупность различных форм и методов управления для сознательного, целенаправленного воздействия на экономику с целью повышения эффективности субъекта хозяйствования.

Хозяйственный механизм организаций торговли является подсистемой хозяйственного механизма всего народнохозяйственного комплекса. Как экономическая категория хозяйственный механизм организаций торговли представляет собой совокупность форм, методов и инструментов хозяйствования, посредством которых регулируется торговая деятельность и достигаются высокие конечные результаты.

Теория функционирования хозяйственного механизма получила достаточное освещение в экономической литературе.

Различают следующие виды хозяйственного механизма: теоретический, нормативный, реальный. Эти разновидности вполне применимы и для механизма экономического регулирования хозяйственной деятельности предприятий торговли.

Теоретический хозяйственный механизм представляет собой экономическую модель функционирования организаций торговли, которая основана на разработанных наукой представлениях об устройстве, закономерностях и путях развития экономики.

Нормативный хозяйственный механизм определяется комплексом фиксированных экономических отношений, которые базируются на юридических нормативных актах и направлены на развитие торговой деятельности.

Реальный хозяйственный механизм представляет собой как нормативные, так и стихийно проявляющиеся экономические формы хозяйствования торговых организаций в условиях рыночной экономики.

Функционирование хозяйственного механизма организаций торговли должно осуществляться с соблюдением ряда требований.

Применительно к условиям формирования рыночной экономики их можно сформулировать следующим образом:

– ориентация всех структурных звеньев хозяйственного механизма на достижение высокого конечного результата с минимальными затратами. Для торговой отрасли это означает наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса населения, повышение качества его торгового обслуживания при экономии текущих затрат и рациональном расходовании ресурсов торговых организаций;

– обеспечение самостоятельности и самоокупаемости каждой структурной единице и подразделению торговых организаций;

– использование новых научных подходов и разработок в практике экономического хозяйствования торговых организаций. В частности, это касается разработки и использования бизнес-планов каждым хозрасчетным подразделением организаций торговли, применения прогрессивных методов в практике планирования объемов торговой деятельности, передовых форм оплаты и стимулирования труда и др.;

– четкое соблюдение временного фактора в отношении функционирования всех структурных звеньев хозяйственного механизма, что, прежде всего, должно касаться перестройки механизма экономического регулирования торговой деятельности применительно к рыночной экономике;

– обеспечение единого взаимосвязанного функционирования хозяйственного механизма торговых организаций, реализация комплексного подхода к его совершенствованию.

Повышение действенности механизма хозяйствования, в том числе торговой организации, требует обеспечения учета мотивации всех участников хозяйственной деятельности, а также сочетания интересов собственников, руководителей организаций с интересами всех работников.

Только такой подход позволит обеспечить увеличение масштабов деятельности, эффективное использование имеющихся ресурсов, повышение качества реализуемой продукции, снижение цен на эту продукцию и достижение других целей с учетом конкуренции на рынке товаров и услуг.

Положение организации (в том числе и торговой) на рынке определяется как внешними, так и внутренними факторами.

Экономическая система общества образует формы собственности и типы организаций, порядок и условия их создания, социальную, налоговую и кредитную политику, концепцию и программу формирования организаций, нормативную базу, регулирующую деятельность организации.

Организация самостоятельно выбирает формы хозяйствования и виды деятельности, анализирует и планирует объемы своей работы, развивает стратегические и текущие цели социально-экономического развития, выбирает формы, порядок организации и оплаты труда работников, распределяет чистую прибыль, развивает предпринимательство и решает ряд других вопросов, связанных с ведением и управлением хозяйственной деятельности.

Таким образом, содержание экономического механизма зависит от экономической модели общества.

Развитие же рыночных отношений связано с формированием новых форм и методов хозяйствования торговых организаций, которые, прежде всего, основаны на самостоятельности функционирования хозяйствующих субъектов.

Как любое понятие, хозяйственный механизм торговых организаций представляет собой единство общего и специфического.

Для раскрытия сущности хозяйственного механизма очень важно сравнение его отдельных элементов применительно к различным типам экономических систем (рис. 1).

Сравнительный анализ показывает, что в командно-административной экономике механизм хозяйствования отражал централизованные формы управления.


 

Командно-централизованная экономика Рыночная экономика
Центральные органы (директивы) ­ ¯ Вышестоящие звенья (прибыль)   Торговые организации с ограниченной самостоятельностью Ограничена роль центральных и вышестоящих звеньев в решении хозяйственных вопросов. Ведущая роль принадлежит элементам рынка: спросу, предложению, цене Торговые организации выступают самостоятельными субъектами хозяйствования
¾¾   ¾¾     ¾¾   ¾¾   ¾¾   ¾¾     общественная собственность кооперативная, частная и другие формы собственности ¾¾   ¾¾   ¾¾     ¾¾   ¾¾   ¾¾    
государственные и кооперативные организации разнообразие организационно-правовых форм предприятий
цель развития организации, структура и объем ее ресурсов определяются государством самостоятельное определение целей и ресурсов развития производства
закрытая негибкая система открытая динамичная система
принципы демократического централизма принципы хозяйствования, основанные на свободе предпринимательства и конкуренции
слабо выраженные мотивы предпринимательской деятельности главной целью хозяйственной деятельности выступает прибыль
мотивацией хозяйственной деятельности выступает выполнение плановых показателей правовые условия и задачи со стороны государства и вышестоящих органов ограничены

 

Рисунок 1 Элементы механизма хозяйствования торговых организаций различных типов экономических систем

 

Структура хозяйственного механизма организаций торговли Республики Беларусь, включает следующие основные звенья:

– хозрасчетные отношения, основанные на самоокупаемости и самофинансировании организаций торговли. В условиях рыночной экономики это звено хозяйственного механизма выступает на первый план, несколько отодвигая такой структурный элемент, как планирование;

– планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности организаций торговли;

– хозрасчетное стимулирование, предполагающее ряд экономических рычагов и стимулов;

– организационная структура управления организаций торговли.

Изучение структуры механизма хозяйствования организаций торговли предполагает более детальную экономическую характеристику его звеньев с выделением специфики торговой деятельности Республики Беларусь.

Хозрасчетные отношения представляют собой метод ведения и управления торговой деятельностью, основанный на соизмерении в стоимостном выражении затрат и результатов труда, а также предусматривающий не только возмещение расходов, но и получение прибыли.

Главной целью реализации хозрасчетных отношений является повышение эффективности торговой деятельности на базе рационального и экономного использования всех видов ресурсов.

Торговые организации изначально работали на принципах хозяйственного расчета, осуществляя все финансовые расчеты с государством и покрывая свои расходы. Поэтому к моменту перехода к рыночным отношениям торговля была наиболее подготовленной к этим экономическим процессам.

Экономическая сущность хозрасчетных отношений в торговле раскрывается через их принципы, полнота соблюдения которых в свою очередь определяет формы этих отношений. К основным принципам хозяйственного расчета традиционно относятся следующие:

1. Хозяйственно-оперативная самостоятельность торговых организаций, которая заключается в их экономической обоснованности. Этот принцип предполагает наличие у торговых организаций обособленного имущества, возможности осуществления самостоятельного планирования и самостоятельного выбора партнеров (поставщиков товаров, кредитных учреждений, рекламных агентств, ремонтных предприятий); статуса юридического лица.

2. Самоокупаемость и самофинансирование торговой деятельности. Самоокупаемость является первой ступенью хозрасчета и предполагает покрытие расходов (или текущих затрат) доходами. Самофинансирование - это более высокая ступень хозрасчета, которая предполагает не только покрытие текущих затрат, но и получение достаточной прибыли для расширения объемов деятельности.

3. Материальная заинтересованность в торговой деятельности, которая заключается в получении максимального хозрасчетного дохода при минимальных затратах. Хозрасчетный доход - это экономическая категория, которая выражает конечный результат деятельности организации, остающийся в ее распоряжении и представляющий собой сумму фонда заработной платы и прибыли, остающейся у организации.

4. Материальная ответственность предполагает несение ответственности торговой организацией и ее работниками за нерациональное использование всех видов ресурсов, а также возмещение прямых убытков партнерам за счет текущего дохода и резервов (например, за нерациональное использование кредита начисляется пеня).

5. Экономическая ответственность - понятие более широкое, чем материальная ответственность, приобретающее актуальность в условиях рыночной конкуренции. Экономическая ответственность означает, что организация за принимаемые решения отвечает также режимом хозяйствования и степенью доверия, используя при этом не только денежные резервы, но и собственность, что грозит банкротством.

6. Социальная ответственность предполагает поддержание и сохранение авторитета торговой организации, ее имиджа на рынке.

7. Денежный и финансовый контроль за хозяйственной деятельностью торговых организаций.

Хозрасчет выступает в двух формах: полный и внутренний.

Для полного хозрасчета соблюдаются все семь принципов.

Для внутреннего хозрасчета изменяется содержание 1-го и 2-го принципов. Первый принцип - хозяйственно-оперативная самостоятельность торговой организации, ограниченная контролем со стороны вышестоящего звена (потребкооперация, госторговля, ведомственная торговая организация). Второй принцип - самоокупаемость.

Внутренний хозрасчет - это составная часть полного хозрасчета, которая охватывает систему экономических отношений хозяйственных единиц и структурных подразделений между собой, а также с вышестоящими организациями. Внутренний хозрасчет выступает в следующих формах:

– хозрасчет хозяйственных единиц (магазин, столовая);

– хозрасчет структурных подразделений (участок, цех);

– хозрасчет бригад (отделов);

– коллективный подряд с элементами внутреннего хозрасчета (бригадный и арендный подряд).

В условиях рынка актуальны следующие пути совершенствования хозрасчетных отношений:

– усиление заинтересованности торговой организации в своих конечных результатах;

– платность предоставляемых услуг торговой организации со стороны вышестоящей организации;

– повышение рентабельности деятельности торговой организации.

В торговле Республики Беларусь используются две основные формы хозрасчета: полный и внутренний.

Социально-экономическое планирование и прогнозирование хозяйственной деятельности организаций торговли является вторым важнейшим структурным элементом хозяйственного механизма.

Планирование - это процесс, предусматривающий выполнение намеченной системы мероприятий с указанием порядка, последовательности и сроков их выполнения.

С точки зрения применения этой категории к предприятию, планирование представляет собой процесс экономического обоснования основных показателей хозяйственно-финансовой деятельности организации на основании использования внутренней и внешней информации.

Прогнозирование в отличие от планирования строится на предположении и не позволяет в полной мере учесть условия деятельности организации. Поэтому планирование в большей степени позволяет уменьшить, а порой и избежать риска в коммерческой и финансовой деятельности.

На уровне торговых организаций разрабатываются прогнозы на 2-3 года и план торгово-финансовой деятельности на предстоящий год. По отдельным крупным торговым сделкам или инвестиционным проектам в современных условиях необходимо разрабатывать бизнес-планы, которые представляют собой конкретную программу действий организации, включающую описание проекта, анализ рынка и конкурентов, план продажи или строительства, план финансирования со сроками возврата кредита, расчет предстоящего эффекта (эффективности) от реализации проекта.

Таким образом, планирование как процесс включает четыре этапа.

1. Анализ предыдущего и текущего состояния объекта планирования (показателя).

2. Прогноз развития показателей при определенных экономических условиях.

3. Постановку целей, т. е. конкретного результата планирования.

4. Выработку программы достижения цели, которая предусматривает увязку целей с экономическими ресурсами, имеющимися для ее достижения.

Кроме того, планирование является экономическим методом руководства и управления хозяйственной деятельностью торговых организаций.

Этот элемент хозяйственного механизма в условиях рыночной конкуренции должен приобретать черты бизнес-планирования и самостоятельности.

Бизнес-планирование в условиях рыночной экономики представляет собой важнейший инструмент предпринимательской деятельности. Практическая реализация бизнес-планов направлена на выживание торговой организации на рынке товаров и услуг.

Хозрасчетное стимулирование в организациях торговли тесным образом связано с самими хозрасчетными отношениями и включает следующие экономические рычаги и стимулы: системы и формы оплаты и стимулирования труда работников торговой организации, механизм распределения прибыли и экономического обоснования торговых надбавок, налоговую нагрузку, ценовые стратегии и др. Действенность и эффективность хозрасчетного стимулирования зависит от взаимодействия таких важнейших сторон в хозяйственной деятельности торговой организации, как заинтересованность и ответственность работников.

Организационная структура управления торговой организацией, которая по сути своей является организационной формой разделения труда по принятию и реализации управленческих решений, характеризуется распределением целей и задач управления между подразделениями и работниками предприятий.

Организационная структура управления торговой отраслью потребительской кооперации Республики Беларусь имеет ряд особенностей, обусловленных в основном кооперативной формой собственности. Существенные изменения произошли в организационной структуре управления потребкооперации с принятием и практической реализацией Программы реформирования потребительской кооперации Республики Беларусь (февраль 1995 г.).

Итак, хозяйственный механизм организаций торговли имеет целостную структуру, включающую хозрасчетные отношения, планирование, хозрасчетное стимулирование и организационную структуру управления.

Хозяйственный механизм торговых организаций Республики Беларусь имеет свои особенности, которые в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом.

‒ Функционирование хозяйственного механизма торговых организаций потребительской кооперации на основе частной формы собственности. Потребительская кооперация Республики Беларусь функционирует и развивается как самостоятельная, автономная обще­ственно-хозяйственная структура в соответствии с коо­перативными принципами и ценностями. Кроме того, в соответствии с Гражданским кодексом Республики Бе­ларусь торговые организации потребительской коопе­рации относятся к некоммерческим организациям (ст. 116), так как потребительские кооперативы исто­рически создавались не для получения прибыли, а для удовлетворения материальных потребностей участни­ков кооператива путем объединения паевых взносов.

‒ Организация хозяйственной деятельности торговых организаций потребительской кооперации преимущест­венно для обслуживания населения сельской местности, а также своих членов-пайщиков. Данное обстоятельство (при убыточности половины расположенных в сельской местности магазинов) является дополнительным важным аргументом в пользу получения потребкооперацией все­сторонней поддержки со стороны государства.

‒ Изначальное функционирование торговых органи­заций на принципах самоокупаемости и самофинансиро­вания. Получая прибыль, хозрасчетные торговые едини­цы и подразделения осуществляют платежи в бюджет и внебюджетные фонды, оставшаяся часть идет на форми­рование фондов в самих торговых организациях.

‒ Наличие многоотраслевого характера деятель­ности потребительской кооперации Республики Бела­русь при сохранении основной специализации в торго­вом обслуживании населения.

‒ Наличие особенностей в управлении на различ­ных уровнях торговых организаций потребкооперации. Так, в потребительском обществе, осуществляю­щем торговую деятельность, органами управления яв­ляются общее собрание членов потребительского обще­ства (или собрание уполномоченных) и правление, в областных союзах потребительских обществ - общее собрание представителей членов союза и правление.

Следовательно, механизм экономического регулиро­вания хозяйственной деятельности организаций тор­говли потребительской кооперации является подсисте­мой всего хозяйственного механизма народнохозяй­ственного комплекса. Он функционирует на тех же принципах, что и хозяйственный механизм, и имеет сходную организационную структуру.

Согласно структуре хозяйственного механизма органи­заций торговли, пути его совершенствования в обобщен­ном виде можно сформулировать следующим образом:

‒ совершенствование хозрасчетных отношений в торговой деятельности;

‒ повышение обоснованности и оперативности пла­нирования и прогнозирования хозяйственной деятель­ности организаций торговли;

‒ обеспечение действенности и эффективности хоз­расчетного стимулирования;

‒ совершенствование организационной структуры управления организаций торговли.

Рассмотрим более детально пути совершенствования экономического механизма хозяйствования торговых организаций. Совершенствование хозрасчетных отно­шений в торговой отрасли предполагает выполнение следующих мероприятий:

‒ обеспечение устойчивого финансового положения и сокращение числа убыточных организаций торговли, в том числе за счет передачи их прибыльным организа­циям и перепрофилирования отдельных хозяйствен­ных единиц;

‒ усиление режима экономии материальных ресурсов;

‒ повышение заинтересованности организаций тор­говли в своих финансовых результатах путем введения в основу своей деятельности в качестве оценочного по­казателя полученных валовых доходов (доходов от реа­лизации);

‒ ограничение объемов и сферы централизации де­нежных средств торговых организаций, перечисляемых вышестоящему звену, введение платности предо­ставляемых организациям торговли услуг;

‒ усиление действенности финансового контроля за деятельностью субъектов хозяйствования в торговой отрасли со стороны ревизионных комиссий, комиссий кооперативного контроля.

В условиях рыночной конкуренции особый акцент делается на совершенствовании процесса планирова­ния и прогнозирования хозяйственной деятельности организаций торговли. Оно должно проводиться в сле­дующих направлениях:

‒ дальнейшая демократизация содержания и орга­низации процесса планирования, предоставление орга­низациям торговли полной самостоятельности в разра­ботке плановых показателей;

‒ коренное совершенствование содержания плани­рования, ориентация разработанных планов хозяй­ственной деятельности торговых организаций на мак­симизацию конечного результата;

‒ придание планам хозяйственной деятельности организаций торговли оперативного характера, наце­ливание их на решение стратегических задач. Данное направление в условиях рыночной конкуренции реали­зуется через разработку бизнес-планов;

‒ повышение экономической обоснованности раз­рабатываемых планов хозяйственной деятельности ор­ганизаций торговли на основе более широкого исполь­зования нормативной базы;

‒ дальнейшее совершенствование форм и методов планирования хозяйственной деятельности торговых организаций.

Перестройка системы хозрасчетного стимулирования в торговле должна вестись в следующих направлениях:

‒ проведение целенаправленной ценовой полити­ки, придание ей гибкости в зависимости от эластичнос­ти спроса на товары;

‒ повышение эффективности использования кре­дитных ресурсов, в том числе для реструктуризации имеющихся долгов;

‒ дальнейшее совершенствование порядка образо­вания и использования средств фонда заработной пла­ты, усиление его зависимости от конечного хозяйствен­ного результата;

‒ повышение действенности системы премирова­ния работников торговых организаций путем конкре­тизации показателей премирования и обоснованной выплаты различного рода доплат и надбавок;

‒ дальнейшее совершенствование механизма рас­пределения прибыли торговых организаций с целью повышения их экономической самостоятельности;

‒ развитие прогрессивных форм организации и опла­ты труда (арендный, бригадный подряд с оплатой через коэффициент трудового участия; оплата труда коммер­ческих работников по сдельным расценкам, установ­ленным в зависимости от доходов, получаемых в ходе закупки товарных ресурсов, и др.).

Направления совершенствования организационной структуры управления организациями торговли имеют свою специфику для системы потребительской коопе­рации Республики Беларусь и включают:

‒ дальнейшее укрепление первичного звена потре­бительской кооперации, занимающегося торговой дея­тельностью, - районного потребительского общества -повышение его экономической устойчивости;

‒ совершенствование отношений собственности, предоставление пайщикам и работникам торговых ор­ганизаций прав на владение и возможность распоря­жаться этой собственностью;

‒ изменение содержания и характера деятельности районных, областных и республиканского потребсою­зов с учетом предоставления хозяйственной самостоя­тельности районным потребительским обществам в ре­шении целого ряда вопросов.

Таким образом, совершенствование хозяйственного механизма организаций торговли в условиях рыночной экономики требует комплексного подхода, предусмат­ривающего совершенствование хозрасчетных отноше­ний, планирования и прогнозирования, хозрасчетного стимулирования, организационной структуры управ­ления в совокупности.

 

 

2 Жизненный цикл предприятия: создание, реорганизация, реструктуризация, санация, банкротство, ликвидация (в помощь к вопросу, т.к. практические аспекты должны быть рассмотрены при выполнении лабораторной работы)

Предприятие как субъект хозяйствования в процессе функционирования проходит различные стадии своего существования. Первая стадия – создание предприятия и его становление.

Основные этапы создания предприятия:

­ разработка стратегии и целей функционирования предприятия;

­ поиск и выбор партнеров;

­ технико-экономическое обоснование деятельности предприятия;

­ подготовка учредительных документов;

­ регистрация.

О возникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. Есть два способа регистрации – разрешительный и уведомительный. В национальном законодательстве указывается тот или иной подход, а также требования к учредительным и регистрационным документам.

Из опыта рыночной экономики известно, что из числа зарегистрированных предприятий в период становления выдерживают конкуренцию около 40%, остальные становятся несостоятельными в первый год своего существования. По этой причине государство поддерживает малые, совместные и другие предприятия в соответствии с существующими национальными приоритетами и финансовыми возможностями. Основные льготы – уменьшение ставки налогообложения.

Предприятие, закрепившееся в своей рыночной нише, в процессе развития постоянно реорганизуется – создаются новые производственные и функциональные подразделения, происходит слияние или ликвидация снизивших свою эффективность подразделений. Реорганизация как изменение организационной структуры управления может происходить в рамках действующего субъекта хозяйствования или с последующей ликвидацией старого и регистрацией нового.

Особой формой реорганизации является реструктуризация предприятия с выделением самостоятельных субъектов хозяйствования или в юридических рамках существующего. Есть несколько точек зрения по вопросу сущности реструктуризации. Наиболее распространенной в рыночной экономике является такая – реструктуризация – это выделение структурных подразделений предприятия с самостоятельным балансом и расчетным счетом, но без образования юридического лица. Цель подобной управленческой процедуры – повышение эффективности производства путем перевода подразделения на коммерческий расчет с наделением его имуществом и учетом прибылей и убытков. Основные предпосылки организации полного внутрифирменного коммерческого расчета или реструктуризации предприятия – возможность обособленного бухгалтерского учета имущества, прибылей и убытков; наличие нормирования и планирования, четкая система стимулирования персонала.

Санация – это финансовое оздоровление предприятия, необходимость которой возникает при угрозе экономической несостоятельности. Санация проводится по инициативе собственника или кредиторов. Есть несколько путей санации. Первый – замена руководителя и управленческого персонала, поставивших предприятие в затруднительное финансовое положение. Если предприятие является потенциальным банкротом, может осуществляться внешнее управление, назначенное в судебном или внесудебном порядке. Антикризисный управляющий работает по контракту с собственником или назначается собранием кредиторов, выполняет одну или две задачи: обеспечить финансовое оздоровление или подготовить предприятие к ликвидации.

Второй путь санации – продажа по суду или по соглашению кредиторов. При продаже экономически несостоятельного предприятия оно сохраняется в качестве действующего, но меняются собственники.

Третий – обмен долгов на акции. В этой ситуации также меняются собственники. Однако кредиторы осторожно относятся к обмену долгов на акции неплатежеспособного предприятия, если у них нет уверенности в том, что оно вновь станет рентабельным и финансово устойчивым.

Четвертый вариант – привлечение инвестиций и выплаты кредиторам из будущих доходов предприятия. Он также встречается весьма редко.

Пятый – уступка требований третьим лицам, то есть покупка долгов с последующей перепродажей за определенный процент со сделки.

В любом случае для осуществления санации нужен бизнес-план и прогнозирование экономической ситуации в краткосрочном и долгосрочном периоде.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится процедура банкротства. Экономическая несостоятельность (банкротство) – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом в соответствии с Законом об экономической несостоятельности (банкротстве) или правомерно объявленная должником в соответствии с требованиями указанного Закона.

Иначе говоря, банкротство – это удостоверенная судом полная неспособность субъекта хозяйствования оплатить свои финансовые обязательства. Банкротство рассматривается как экономическая и юридическая процедура ликвидации должника, продажи его имущества и расчета с кредиторами. Последовательность погашения долгов устанавливается национальным законодательством. Полнота удовлетворения финансовых обязательств зависит от суммы средств, вырученных при продаже имущества банкрота. В большинстве случаев денежных средств оказывается недостаточно для выполнения финансовых обязательств перед бюджетом по налогам, перед банками по кредитам, перед персоналом по зарплате, перед поставщиками за товары, перед акционерами по дивидендам. Поэтому в рыночной экономике необходимо предвидеть финансовые затруднения и принимать предупредительные меры.

Бывают случаи ложного и злостного банкротства. Ложное банкротство – это предоставление заведомо ложных документов об объявлении субъекта хозяйствования неплатежеспособным (банкротом). Злостное банкротство – умышленное утаивание своей несостоятельности. Ложное и злостное банкротство - это разновидность мошенничества, которое должно распознаваться с помощью внутренних и внешних аудиторов, а также правоохранительными органами государства.

Ликвидация предприятия – прекращение его деятельности и исключение из реестра государственной регистрации. Ликвидация происходит по причине банкротства, по решению собственника имуществ либо решению суда.

 

Процесс создания коммерческого предприятия в Республике Беларусь

(http://finance.tut.by/school_biz.php)

Первое, с чем придется столкнуться при открытии собственного бизнеса, – это выбор его организационно-правовой формы. Наиболее распространенными (популярными) организационно-правовыми формами ведения бизнеса являются общество с ограниченной ответственностью (ООО) и унитарное предприятие (УП). Остановимся на каждой из этих форм подробнее.

Общество с ограниченной ответственностью (ООО).

Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается хозяйственное общество с числом участников от двух до пятидесяти, уставный фонд которого разделен на доли, определенные уставом. Уставный фонд ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Минимальный размер уставного фонда законодательством не установлен, т.е. учредители сами определяют сумму своих вкладов.

Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов в уставный фонд этого общества.

Высшим органом управления ООО является общее собрание его участников. В ООО создается исполнительный орган (коллегиальный и (или) единоличный), осуществляющий текущее руководство его деятельностью и подотчетный общему собранию его участников. Единоличный орган управления обществом может быть избран также и не из числа его участников.

Любое имущество, приобретаемое ООО в процессе хозяйственной деятельности, принадлежит на праве собственности самому обществу. Учредитель не может по своему решению забрать имущество у общества.

Унитарное предприятие (УП)

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Унитарное предприятие – единственное из нижеперечисленных коммерческих организаций (см. Сравнительную таблицу), участником которого может быть и является один учредитель (физическое или юридическое лицо).

Минимальный размер уставного фонда законодательством не установлен, т.е. учредитель (собственник имущества) сам определяют сумму своего вклада. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

Указанное иллюстрируется следующим образом. Например, при приобретении УП объектов недвижимости, указанные объекты будут зарегистрированы на праве собственности именно за учредителем УП, а за УП будет зарегистрировано только право хозяйственного ведения (право использования объекта).

Текущее руководство осуществляет руководитель, который назначается собственником имущества либо уполномоченным собственником органом и ему подотчетен. Полномочия руководителя унитарного предприятия по решению собственника имущества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) либо индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Учредительным документом унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый учредителем унитарного предприятия.

Преимущества унитарного предприятия:

- УП создается единственным лицом-собственником имущества УП, соответственно, для принятия решений нет необходимости созывать общее собрание участников.

- По сравнению с другими организационно-правовыми формами в УП возможен более гибкий процесс принятия решений в отношении собственности – собственник имущества УП может забрать имущество на основании своего решения в случаях, предусмотренных законодательством либо уставом (без ликвидации УП).

- Только в УП директор наделен правом ведения бухгалтерского учета и отчетности.

- Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения, право собственности принадлежит учредителю.

 

Таблица - Сравнительная таблица основных организационно-правовых форм коммерческих организаций

Форма комм.орг. Кол-во учредителей Размер уставного фонда Права юридического лица на имущество Структура управления Ответственность учредителей*
ООО 2-50 Нет минимума Право собственности Общее собрание участников/исполнительный орган Не несет ответственности по обязательствам организации
ЗАО 2-50 100 базовых величин Право собственности Общее собрание акционеров/исполнительный орган Не несет ответственности по обязательствам организации
ОАО Не менее 2 400 базовых величин Право собственности Общее собрание акционеров/Совет директоров (если более 50 акционеров)/исполнительный орган Не несет ответственности по обязательствам организации
УП   Нет минимума Право хозяйственного ведения Исполнительный орган, назначенный собственником Не несет ответственности по обязательствам организации

 

*Если экономическая несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или другими лицами, в том числе руководителем юридического лица, имеющими право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то на таких лиц при недостаточности имущества юридического лица возлагается субсидиарная ответственность по его обязательствам.

 

Индивидуальный предприниматель (ИП). Можно также заниматься бизнесом без создания организации, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя. Предпринимателем стать проще, однако на предпринимателей налагаются некоторые ограничения, которые серьезно снижают его возможности. Во-первых, предприниматели могут привлекать к работе по всем видам договоров не более 3-х лиц, и то из числа членов семьи и близких родственников (указ Президента РБ от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности»). Во-вторых, существует ряд видов деятельности, которыми индивидуальным предпринимателям в принципе заниматься запрещено. В-третьих, предприниматель (статья 23 Гражданского кодекса) отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое не может быть обращено взыскание в соответствие с законодательством.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фирма как общее понятие коммерческой организации | Второе. Согласовываем наименование коммерческой организации
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 3117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.094 сек.