КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственная политика занятости
Обеспечение занятости всего трудоспособного населения является одной из важных задач любого государства и его правительства. Занятость – это понятие, которое имеет много значений и включает разные виды деятельности. Под занятостью понимают занятие полезным делом, учебой, работой, уходом за детьми и т.п. Как экономическая категория, занятость это совокупность отношений по поводу участия населения в трудовой деятельности, выражающая меру его включения в труд, степень удовлетворения общественных потребностей в работниках и личных потребностей, личных интересов в оплачиваемых рабочих местах, в получении дохода. Целью политики занятости является не только решение экономических и социальных задач, но также повышение уровня благосостояния населения, создание условий для непрерывного образования и развития человека. Политика занятости тесно связана с социальной и экономической политиками. Социальная политика связана с поддержкой отдельных категорий населения исходя из материальных возможностей общества, экономическая – с развитием экономики, поддержанием определенных темпов роста экономики, достижения поставленных макроэкономических показателей. В РФ основные направления политики занятости определены в "Законе о занятости населения РФ", к ним в частности относятся: а) развитие трудовых ресурсов; б) обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ, независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; в) создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; г) поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках закона; д) обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих проблемы в трудоустройстве (инвалиды, матери-одиночки и др.); е) предупреждение массовой безработицы и сокращение длительной (более одного года) безработицы; ж) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих проблемы в трудоустройстве; з) обеспечение занятости в местах проживания отдельных малочисленных народов и других национальных меньшинств РФ, с учетом их национальных и культурных традиций; и) международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан РФ за пределами территории РФ и иностранных граждан на территории РФ. Политика занятости во взаимосвязи с экономической и социальной политиками реализует экономическую и социальную функцию занятости. Экономической функцией занятости является обеспечение работников экономически целесообразными рабочими местами в целях создания материального и духовного богатства общества. Показателем для измерения создаваемого богатства служит ВВП. Социальная функция занятости показывает зависимость всестороннего развития человека от занятости в различных ее видах, но, прежде всего от занятости в экономике. Реализация политики занятости требует финансовых ресурсов и соответственно проведения оценки эффективности реализации отдельных разработанных федеральных и региональных программ занятости. В мировой практике известно несколько подходов для определения эффективности программ занятости. Например, сравнение показателей трудоустройства и последующей трудовой карьеры; сравнение расходов на соответствующие программы с потенциальными налоговыми поступлениями от трудовой деятельности лиц, вернувшихся в эту сферу после участия в тех или иных программах; сравнительная характеристика стоимости программы и ее результатов; оценка эффективности политики занятости. Оценка эффективности политики занятости (Эфпз) осуществляется по формуле:
,
где Тбезр.сн.учета – численность безработных, снятых с учета по всем основаниям в течение календарного периода; Тбезр. – численность безработных на конец календарного периода. Политику занятости, как совокупность мер, направленных не только на рост занятости, но и на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости, можно подразделить на пассивную и активную. Пассивная политика ограничивается выплатой пособий по безработице, переводом людей предпенсионного возраста на пенсию, оказанием материальной помощи. Активная политика осуществляется через различные программы, которым предшествуют изменение или развитие законодательной базы о налогообложении, стимулирующей бюджетную, кредитную и инвестиционную политики (рис. 2).
Рис. 2. Основные направления политики занятости
Методы осуществления политики занятости включают в себя регулирование занятости путем административного и экономического регулирования. Административные методы предполагают прямое вмешательство в функционирование рынка труда, экономические методы регулирования – носят рекомендательный, стимулирующий характер. Важное значение в политике занятости играет анализ скрытой безработицы и скрытой занятости с последующим их устранением из социально-трудовых отношений. На рисунке 3 отражено место скрытой безработицы и скрытой занятости в структуре трудовых ресурсов.
Рис. 3. Скрытая безработица и скрытая занятость
Скрытая безработица включает в себя частично занятое население (работники заняты на предприятии неполный рабочий день или неделю) и избыточно занятое население, формируемое на предприятиях из-за неоправданных потерь рабочего времени. Скрытая занятость – это социально-экономические отношения по поводу формирования и использования трудовых ресурсов в сфере теневой экономики. Скрытую занятость можно трактовать и как занятость, не оформленную каким-либо трудовым договором или соглашением, являющуюся источником недекларированных доходов. Первичная занятость в теневом секторе экономике – это занятость в криминальной экономике (торговля оружием, наркотиками, людьми). Вторичная занятость возникает как нелегальная деятельность в рамках легальной занятости. Скрытая безработица обладает отрицательными чертами и имеет негативные социально-экономические последствия: а) неэффективное использование трудовых ресурсов; б) недопроизводство валового национального дохода, по сравнению с потенциально возможным его уровнем; в) снижение реального уровня жизни населения; г) снижение квалификации, потеря стимулов к труду; д) торможение НТП в результате низкой цены рабочей силы; е) препятствие переливу рабочей силы в прогрессивные отрасли. Задача органов власти и управления всех уровней перевести скрытую безработицу в полную занятость посредством: а) стимулирования отечественного производства, создания новых рабочих мест; б) поддержки государства отечественных товаропроизводителей; в) государственного контроля за процедурой увольнения работников в предприятий.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1134; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |