Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Налоги и налоговый мультипликатор




Теперь рассмотрим вторую составляющую фискальной политики - налоги и их воздействие на совокупный спрос.

Налоги необходимы для существования государства и выполнения им своих функций. Налоги различаются между собой по видам и объектам обложения, плательщикам, отраслям, формам собственности и т.д. Полученные от налоговых сборов суммы поступают либо в местный бюджет, либо в централизованный бюджет государства.

В России налоги разделены на три вида:

1) федеральные;

2) республиканские;

3) местные налоги.

Федеральные налоги устанавливаются и вводятся Государственной Думой и взимаются на всей территории страны. Республиканские налоги являются общеобязательными, при этом сумма налоговых платежей равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого расположено предприятие. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только три - налог на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Кроме того, по видам налоги делятся на налоги, взимаемые с дохода и имущества - прямые налоги; и на налоги, взимаемые со стоимости товаров и услуг - косвенные. К прямым налогам относятся подоходный налог, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на фонд заработной платы и социальное страхование, поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность и др. К косвенным налогам относят налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины.

Кривая Лаффера.

Налоги - инструмент довольно тонкий, и пользоваться ими нужно осторожно и продуманно, поскольку они выполняют не только фискальную функцию - по аккумуляции денежных средств в бюджет, но также и распределительную, стимулирующую и контрольную функции. Высокие налоговые ставки ведут к снижению уровня производства, поскольку много и хорошо зарабатывать становится невыгодным; а низкие налоговые ставки сокращают доходы бюджета. При правильном применении налогового инструмента он может принести немалую пользу, а при ошибочном - непоправимый вред.

Общая сумма налоговых платежей, взимаемых с предприятий не должна превышать определенного предела, в противном случае подрывается заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. В этой связи важно упомянуть о существовании в

экономической теории так называемой кривой Лаффера. Ее суть заключается в том, что если сумма налоговых платежей превышает определенный предел (50% - см. рис. 7.2.), то это не только снижает стимулы предприятий к экономической активности, но и сокращает налоговые поступления в государственный бюджет.

Обратимся к анализу влияния налогов на совокупный спрос.

Чтобы упростить анализ, предположим вначале, что величина налоговых поступлений постоянна и не зависит от уровня дохода. Допустим, что их величина составляет 20 млрд. руб., что приводит к уменьшению располагаемого дохода на величину налоговых платежей, т.е. на 20 млрд. руб. И поскольку располагаемый доход (Yd) состоит из потребительских расходов и сбережений, то можно ожидать, что уменьшение располагаемого дохода снизит как потребление так и сбережения. Снижение потребления (при с =3/4) составит 15/20, а снижение сбережения - 5/20. Отсюда следует, что если правительство установит налог в размере 20 млрд. руб. при любом уровне ЧВП, то размер ожидаемого потребления будет сокращаться на 15 млрд. руб. при любом уровне ЧВП (Са), а размер сбережений при каждом уровне ЧВП будет сокращаться на 5 млрд. руб. (Sa).

На рисунке 6.3. представлен анализ с помощью подхода расходы-доходы. Если предельная склонность к потреблению равна 0,75, то введение налога в 20 млрд. руб. вызовет смещение вниз графика потребления на 15 млрд. руб. и сокращение объема равновесного ЧВП на 60 млрд. руб. Подход на основе анализа утечек- вливаний (рисунок 6.4.) демонстрирует двойной эффект налогов. Во-первых, при предельной склонности к сбережению, равной 0,25, введение налогов на сумму 20 млрд. руб. вызовет сокращение дохода после уплаты налогов на 15 млрд. руб. и сокращение сбережений на 5 млрд. руб. при любом уровне ЧВП. Это показано сдвигом графика сбережений от S (сбережения до уплаты налогов) к линии Sa (сбережения после уплаты налогов). Во-вторых, 20 млрд. руб. «утечек» в виде налогов должны быть компенсированы государственными расходами, при этом прежнее условие равновесия S = In принимает вид: Sа + Tn = In + G. Графически точка равновесия ЧВП устанавливается на пересечении графиков (Sa + Tn) и (In + G).

Мультипликатор сбалансированного бюджета.

Из приведенных примеров влияния государственных расходов и налогов на равновесный уровень ЧВП не трудно заметить результат их объединенного эффекта: равные увеличения правительственных расходов и налогов ведут к росту равновесного ЧВП.

Изменения государственных расходов имеют намного более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменение налогов на ту же величину. Правительственные расходы - это элемент совокупного спроса, который имеет прямое и непосредственное воздействие на совокупные расходы, а изменение суммы налогов воздействует на совокупные расходы косвенно, через изменение дохода после уплаты налогов, а затем уже - через изменение потребления. На рисунке 6.5. показано, что рост налоговых поступлений на 20 млрд. руб. ведет к смещению графика совокупных расходов вниз на величину налога, помноженную на коэффициент предельной склонности к потреблению, т.е. на 15 млрд. руб. (20 млрд. руб. х ѕ). Общий результат - это чистый сдвиг графика совокупных расходов на 5 млрд. руб., который при мультипликаторе, равном 4, ведет к росту ЧВП на 20 млрд. руб. Это увеличение ЧВП на 20 млрд. руб. равно размеру первоначального прироста государственных расходов и налогов. Т.е. мультипликатор равновесного бюджета равен единице.

Tn = +20 (Sa = -5; Ca = -15) → Δ Y = -15 · 4 = -60;

G = +20 → Δ Y = +20 · 4 = +80;

Таким образом, чистый прирост ЧВП будет +20 млрд. долл. (+80 - 60). Равное увеличение G и Tn вызывает прирост ЧВП на величину, равную приросту G и Tn.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1861; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.