КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Причины появления музея
ПЛАН ЛЕКЦИИ МУЗЕЙ И ЕГО МЕСТО В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ЛЕКЦИЯ 1.
Причины появления музея. Понятие «музей». Прагматический и философский подходы. Социальные функции музея. История музейного дела в системе музееведческих дисциплин. Объект и предмет истории музейного дела. Методы изучения истории музейного дела. Периодизация истории музейного дела.
Причины возникновения и развития музеев связаны с деятельностью людей и детерминировано их естественными потребностями. Потребность в музейной деятельности занимает определенное место в общей структуре потребностей человека. Многочисленные археологические находки свидетельствуют, что по мере развития человечества люди все больше и больше сохраняли предметы-носители социальной памяти: от амулетов, передаваемых из поколения в поколение, до более сложных культовых предметов, которые наряду с религиозным содержанием обладали и определенной эстетической ценностью. При этом следует подчеркнуть, что потребности как универсальные побуждения человеческой активности, причастны к эволюции музейного дела во всем их спектре. Потребности человека, связанные с выживанием человеческого рода, детерминировали социальные действия, направленные на накопление и передачу образцов производственной культуры, техники и технологии последующим поколениям. Потребность человека в безопасности определяла его стремление к коллекционированию и использованию достижений других народов в совершенствовании оружия. Потребность в социальных связях стимулировала обмен подарками и, по мере накопления, создание их хранилища, коллекции, способствовала появлению публичных музеев. Потребность в признании, уважении подвигла многочисленных коллекционеров открыть людям доступ в свои «святилища», передавать при жизни и завещать свое культурно-историческое богатство музеям. Потребность в самореализации побудила уникальных мастеров создавать свои шедевры специально для музеев, выдающихся ученых посвятить свою творческую деятельность научному изучению, описанию и сохранению музейных ценностей. Особенности исторического времени накладывают определяют специфику содержания и формы реализации потребностей. Особенности экономической, политической, социальной, духовной жизни разных стран, народов, социальных общностей определяли способы удовлетворения потребности человека к познанию, к систематизации своих представлений о мире, стремление к гармонии, красоте. Сакральное отношение к социальной памяти у человека сохранялось на протяжении длительной истории, оно также зафиксировано в музее. Таким образом, процесс становления музея как социального института можно представить в виде сменяющих друг друга этапов: Возникновение потребности в сохранении достижений человечества в различных сферах и отраслях. Наличие общих целей того или иного сообщества. В частности, возникновение и развитие музеев происходит тогда, когда совпадают цели общества и отдельных сообществ (коллекционеров, патриотов, стремящихся сохранить культурно-историческое наследие и т.д.) и отдельных личностей. Появление ценностей и правил поведения. С появлением музея формируется новое ценностное отношение к прошлому, объективированное в музейных предметах. Музейные специфические правила поведения являются атрибутом музейной действительности. Формирующиеся ценности и правила музейного поведения аккумулируются первоначально в общественном мнении, а затем посредством идеологии. Ценности и музейные правила поведения закрепляются в морали и праве. 1.2. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ». ПРАГМАТИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОДЫ Существует целый ряд определений музея, что в значительной мере объясняет сложность и многоликость данного феномена. Причина многообразия существующих определений музея – развитие теоретического музееведения и различные исследовательские подходы специалистов, а также разнообразие целей и задач, ради которых создается дефиниция. Выдающиеся люди по-разному отзывались о свойствах музея. Николай Федоров: «Музей – это учреждение, где знание неотделимо от нравственности, в нем обитает разум не только понимающий, но и чувствующий утраты, скорбящий о них, ибо музей – храм повиновения тех, кого должно и можно воскресить совокупными усилиями сынов, не забывших долга относительно отцов». Альфонс де Ламартин: «Музей – кладбища искусств». А.В. Бакушинский: «Эпохи исторического напряжения, эпохи дерзаний не нуждаются в музеях… Молодость всякой культуры безоглядна. Лишь склоняясь к закату, культура становится всеобъемлющей и обращает взоры назад. Тогда возникает стилизация, музейно-бережное отношение к осколкам былого». А.В. Луначарский: «Музей – грандиозная памятная книга человечества». В теоретическом музееведении наиболее популярны два подхода в определении понятия «музей»: «прагматический» и «философский».
1.2.1. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ». ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Прагматическая точка зрения на феномен «музея» наиболее полно представлена в изданиях справочного характера, где музей трактуется как научно-исследовательское и культурно-просветительское учреждение, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляют комплектование, учет, хранение, изучение и популяризацию памятников истории, культуры, а также природных объектов. В Федеральном законе «О Музейном фонде Российской Федерации» (1996) музей определен как «некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций». В международной практике используется определение, разработанное Международным советом музеев (ИКОМ) и включенное в Устав в 1974 году. С учетом поправок, внесенных в последний вариант Устава в 1995 году, эта дефиниция звучит следующим образов: «Музей – это постоянное некоммерческое учреждение, призванное служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике, занимающиеся приобретением, исследованием, популяризацией и экспонированием материальных свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения, образования, а также для удовлетворения духовных потребностей общества»[1]. Несмотря на множество определений понятия «музей», большинство теоретиков музееведения определяют его как социальный институт. Согласно дефиниции М.Е. Каулен и Е.В. Мавлеева, приведенные в Российской музейной энциклопедии, музей – это «исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культурных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов»[2]. Музей как социальный институт организует и координирует деятельность людей по сохранению прошлого, передаче знания о нем, без чего эта деятельность приобрела бы разрозненный, непоследовательный и неустойчивый характер.
1.2.2. ПОНЯТИЕ «МУЗЕЙ». ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД
Философское понимание «музея» сложилось в России на рубеже XIX – начала XX века. Размышление о сущности и значимости музея в этот период наиболее полно представлено в трудах философа – утописта, русского космиста Н. Ф. Федорова: «Музей, его сущность и значение», «Философия общего дела», «Выставка 1889 года» и т.д. Центральная идея учения Н.Ф. Федорова - идея «патрификации», которая заключается в преодолении человечеством «небратского состояния» и овладении регуляцией космических сил, - реального воскрешения всех когда-либо живших поколений - «отцов». Работы мыслителя содержат анализ происхождения музея, которое он хронологически относит ко времени пробуждения сознания человека. Возникновение музея приобретает в его учении характер всеобщей неизбежной закономерности. Гуманный смысл музея в антигуманном обществе – главнейшее назначение этого института. В соответствии с учением русского утописта, «идеальный» музей должен находиться в деревне и быть совмещен со школой, храмом, кладбищем и обсерваторией. Музей рассматривается Федоровым как подобие вселенной, проекта, объединяющего все прошедшие поколения (отцов) с последующими (сынами). Он – объединение науки (знания), нравственности (чувства) и искусства (красоты) для общего всечеловеческого дела. Тем самым фактически обозначаются основные функции музея: воспитание молодого поколения на основе поклонения памяти отцов и «космические» исследования, нацеленные на достижение всеобщего воскрешения. В учебном пособии «Музееведение» Э. Шулеповой понятие «музей» трактуется с позиции философии следующим образом: «Это исторически обусловленный многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценности, подлежащие передаче из поколения в поколение»[3]. Формирование понятия «музей» прошло длительный путь развития, но разногласия относительно обоснованности и важности составляющих его элементов продолжаются до сих пор, что свидетельствует о сложности и многофункциональности данного феномена.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 4309; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |