КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
История музейного дела в системе музееведческих дисиплин
СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ МУЗЕЯ Важной задачей общей теории музееведения является определение социальных (социокультурных) функций музея. Социальные функции музея определяются его общественным назначением, ориентацией музейной деятельности на удовлетворение общественной потребности, на выполнение «социального заказа». Теоретики музееведения выделяют следующие социальные функции музея: Документирование - реализуется через отражение процессов развития природы и общества посредством сбора и сохранения специфических документов – музейных предметов. Охранная – сбережение музейных источников. Исследовательская - изучение музейного собрания, атрибуция музейного предмета, выявление источников историко-культурной значимости. Образовательно – воспитательная - удовлетворение познавательных, культурных и других потребностей общества. Аксиологическая (ценностная) – нацелена на формирование в обществе ценностных критериев и установок. Рекреационная - организация досуга. Социализации личности – адаптация личности в социальной среде. Коммуникационная – удовлетворение духовных потребностей людей в общении с культурным наследием, с иными эпохами и культурами, а также с другими людьми. Репрезентативная – представление истории и культуры данного человеческого сообщества другим сообществам. Транслирующая - передача и приобретение человеком социального опыта. Воспроизводство социальных отношений – обеспечение устойчивости общества. Интегративная - способствует социальной сплоченности, ответственности, социальной взаимозависимости. Таким образом, музей представляет собой целостную, искусственную (сконструированную), целенаправленную, адаптивную систему, зарождение которой обусловлено общественными потребностями и соответствующими социальными действиями, направленными на сохранение социальной памяти. В ходе исторического развития музей как система обрел устойчивый состав компонентов (фонды, экспозиция, устная коммуникация с посетителями, персонал, здание), выработал структуру их взаимодействия и функции, конституировался в социальный институт, получил общественно-государственный статус научно-исторического и культурно-просветительного учреждения, адаптировался к воздействию экономических, политических, социальных, духовно-идеологических факторов, стал объектом государственной политики и управления.
Постижение любой науки начинается с её истории. История позволяет объективно взглянуть на процессы становления науки, тем самым формируя прочную основу для её дальнейшего развития. В ходе исторического анализа воссоздается картина возникновения науки, выявляется место и роль музея в иторико – культурном пространстве. По мнению отечественного музееведа А. М. Разгона (1988 г.), история музейного дела изучает причины возникновения музейной потребности, происхождение и исторический опыт всех форм общественных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирования в различных исторических условиях, музейную политику, формирование музейной сети и организации музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. Более лаконично характеризует историю музейного дела чешский музеевед И. Шпет (1985 г.). По его мнению, эта отрасль знания включает в себя историю музея как учреждения и предшествующих ему форм, историю развития музейных функций и операций, историю музейной теории и её отражение в практике, т. е. историю музееведения (музеологии). В настоящем курсе, с учётом традиций и опыта (отечественного и зарубежного), история музейного дела рассматривается как часть научной дисциплины (музеологии), которая изучает вопросы возникновения и развития музейной концепции (или идеи) и её воплощения в предмузейных собраниях и музеях, музейной сети, организации музейного дела.
1.5. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ «ИСТОРИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА» Объект истории музейного дела — совокупность элементов музейного дела, начиная с собирательства предметов музейного значения, в их временном и пространственном развитии, их возникновение и функционирование в качестве историко-культурного и историко-социального явления. Предмет истории музейного дела – закономерности возникновения общественной потребности в сохранении материальных объектов реального мира как элементов исторической памяти, документальных средств социальной памяти, эстетических ценностей, явлений окружающей природы; закономерности происхождения и исторического опыта форм общественных институтов — музеев, их функционирования в различных исторических условиях, формирования музейной сети, организации музейного дела, истории законодательства, относящихся к деятельности предмузейных собраний, музеев, охране памятников прошлого, истории музейной архитектуры. Предмет истории музейного дела соприкасается и с предметом истории тех отраслей знания и практики, из сферы которых в музейную практику включаются предметы, — истории искусства, естествознания, фундаментальных, технических, гуманитарных научных дисциплин.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |