Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация банковского аудита

О международных стандартах финансовой отчетности

В Программе реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998г. № 283, под международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) подразумеваются стандарты IAS (широко распространены также, в частности в США, стандарты US GAAР).

Принципы стандартов IAS необходимо отразить в отечественных нормативных документах, относящихся к подготовке финансовой отчетности, что и предусмотрено Программой.

Программа подразумевает, в частности, принятие соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон “О бухгалтерском учете” и в иные нормативные документы, которые регламентируют порядок подготовки и представления отчетности.

Стандарты IAS (International Accounting Standards) были приняты Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности, образованным в 1973 г. в Лондоне. В 2001 г. функции этого Комитета были переданы в части подготовки и внедрения МСФО Совету по международным стандартам финансовой отчетности со штаб-квартирой в Лондоне.

Нa сегодняшний день утвержден 41 стандарт IAS.

Актами, регламентирующими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности кредитных учреждений, являются нормативные документы Центрального банка Российской Федерации. Таким образом, большая часть методологической работы по переводу финансовой отчетности кредитных организаций на международные стандарты придется на ЦБ РФ.

Переход на МСФО для бухгалтера в идеальном варианте не должен технически отличаться от обычных изменений в бухгалтерском учете и составлении отчетности, так как, прежде чем предъявлять требования к работе, нужно утвердить обязанности и подробно разъяснить, как необходимо проводить эту работу.

 

 

Банки представляют собой влиятельный фактор бизнеса во всем мире. Большинство граждан и организаций вступают в отношения с ними в качестве вкладчиков и заемщиков. Банки играют важную роль в сохранении стабильности денежно-кредитной системы за счет тесного взаимодействия с государственными органами и выполнения возложенных на кредитные учреждения контроль­ных и регулирующих функций. Поэтому трудно переоценить значение стабильности банковской системы.

Развитие банковской системы и в том числе укрепление сотрудничества с реальным сектором экономики невозможно без постоянного совершенствования подходов и методов управления банком. Одним из важнейших элементов системы управления выступает контроль. Контроль призван обеспечить соответствие деятельности банка поставленным перед ним целям. По отношению к банку он может быть внешним и внутренним.

Выделяется несколько взаимодействующих между собой форм контроля:

1) банковский надзор, осуществляемыйЦБ РФ;

2) внешний аудит, проводимый специализированной организацией;

3) система внутреннего контроля, формируемая собственниками и руководством банка;

4) внутренний аудит, который представляет собой автономную часть системы внутреннего контроля.(Рисунок 1.)

При этом контролю подвергаются разные аспекты работы банка:

соблюдение банком интересов кредиторов и вкладчиков, а также требований законодательства;

достоверность бухгалтерской отчетности банка;

эффективность деятельности банка, ее риск и доходность;

состояние корпоративного управления, риск-менеджмент и системы внутреннего контроля в банке.

На современном этапе взаимодействие банков с реальным сектором экономики становится все более тесным. Одним из ее приоритетных направлений является предоставление предприятиям ссуд и иных банковских продуктов, подверженных кредитному риску. Банки принимают на себя значительную величину риска бизнеса клиентов.

Все это диктует необходимость совершенствования различных форм контроля за операциями банков, и в первую очередь аудита, который позволяет поднять качество управления на новую ступень. Вместе с тем функции и роль аудита, и в особенности внутреннего аудита, в системе управления коммерческим банком исследованы недостаточно.

Основной целью надзора Банка России является обеспечение стабильности банковской системы, интересов кредиторов и вкладчиков, а также соблюдение банками требований законодательства. ЦБ РФ осуществляет надзор в соответствии с нормами гл. X Федерального закона от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Важным инструментом надзора выступают пруденциальные нормы (нормативы достаточности капитала, ликвидности, кредитного риска, обязательных резервов и др.). Их задача состоит в том, чтобы установить ориентиры деятельности банка, позволяющие ему преодолеть возможные отрицательные обстоятельства защитить интересы кредиторов и вкладчиков. ЦБ РФ наделен правом применения к банкам санкций за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности вплоть до отзыва.

В целях обеспечения эффективности надзора ЦБ РФ организует систему сбора и анализа информации о банках. Банки предоставляют в ЦБ РФ финансовую отчетность, сведения о фактических значениях обязательных нормативов, данные об операциях клиентов, подлежащих валютному контролю, и др. Достоверность и полнота данных банковской отчетности периодически подтверждаются в ходе комплексных и тематических инспекционных проверок, проводимых сотрудниками ЦБ РФ.

Внешний аудит может рассматриваться как часть инфраструктуры банковской системы и выполняет функцию по поддержанию ее финансовой устойчивости. Важной особенностью внешнего аудита является то, что он регламентируется законодательством.

Правовые основы аудита в России установлены Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». В соответствии с законом аудит — это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций. Целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству.

Расширенное толкование внешнего аудита включает сопутствующие аудиту услуги, в том числе постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление финансовой (бухгалтер) отчетности; налоговое консультирование; анализ финансово-хозяйственной деятельности, экономическое и финансовое консультирование; управленческое консультирование, в том числе связанное с реструктуризацией организаций и др. (п. 6 ст. 1 Закона).

На современном этапе важность для банков квалифицированной помощи со стороны аудиторских организаций, в особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности, налогового и управленческого консультирования трудно переоценить.

В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона бухгалтерская отчетность банка подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. Детализированный аудит всех операций банка был бы не только неэффективен с экономической точки зрения, но и практически невозможен. Поэтому аудиторы осуществляют выборочную проверку деятельности банка и выражают мнение о достоверности отчетности во всех существенных аспектах, т.е. проверенная отчетность, возможно, будет содержать какие-либо ошибки, но они не окажут влияния на выводы и решения ее пользователей. В этом состоит основное методологическое отличие внешнего аудита от ревизии: последняя оставляет в стороне исследование риска, определение уровня существенности и построение репрезентативной выборки.

Перестройка порядка регулирования банковского аудита, включая лишение ЦБ РФ соответствующих функций и их передачу Минфину РФ, к сожалению, несколько ослабила роль аудита в обеспечении стабильности банковской системы России.

Особую роль играют система внутреннего контроля и внутренний аудит. Эффективная система внутреннего контроля является важным компонентом управления банком. В процессе внутреннего контроля принимают участие совет директоров, а также руководство и персонал банка.

К задачам внутреннего контроля относятся:

обеспечение эффективности деятельности банка;

обеспечение соблюдения банком требований законодатель­ства и регулирующих органов, а также внутренней политики и стратегии;

обеспечение совершения сделок от имени банка уполно­моченными лицами;

обеспечение сохранности активов и контроля за обязательствами банка;

обеспечение достоверности, точности, полноты и актуальности финансовой и управленческой информации.

По результатам обобщения российского и зарубежного опыта в целях унификации требований к организации внутреннего контроля и устранения его недостатков в российских банках было издано Положение ЦБ РФ от 16.12.2003г. № 242-П (с изм. от 30.11.2004) «Об организации внутреннего контроля крединых организаций в банковских группах». Появление указанного документа помогло решить несколько важных на тот момент проблем:

— определить задачи системы внутреннего контроля;

— установить требования к квалификации руководителя и сотрудников службы внутреннего контроля, а также их права и обязанности;

— определить способы надзора ЦБ РФ за функционированием системы внутреннего контроля в банках (анализ отчета о состоянии внутреннего контроля и проведение проверок на местах);

— определить направления внутреннего контроля (административный и финансовый; предварительный, текущий и после дующий);

— провести классификацию рисков;

— дать представление о процедурах управления рисками (риск-менеджмента).

Приведем данные по сравнительному анализу форм контроля.

Критерий сравнения Надзор ЦБ РФ Внешний аудит Внутренний аудит
Объект и фокус контроля Определяется зако­нодательством и нормативными до­кументами ЦБ РФ. Соблюдение банка­ми обязательных нормативов Устанавливается за­конодательством и стандартами профес­сиональной деятель­ности. Достоверность финансовой отчетно­сти Определяется нор­мативными доку­ментами ЦБ РФ и банка. Технология проведения опера­ций и контрольные процедуры
Цель контроля Поддержание ста­бильности банков­ской системы, со­блюдение банком интересов кредито­ров и вкладчиков, а также требований законодательства Подтверждение дос­товерности бухгал­терской отчетности банка Обеспечение высо­кого качества кор­поративного управ­ления, риск-ме­неджмента и системы внутренне­го контроля в банке
Характер деятельности Государственное ре­гулирование и кон­троль Предприниматель­ская деятельность Выполняется в рам­ках разделения труда в банке
Методы и способы контроля Определяются в со­ответствии с норма­тивными докумен­тами ЦБ РФ Выбираются ауди­торской организаци­ей самостоятельно в соответствии со стандартами аудита Определяются по согласованию с ру­ководством и собст­венниками банка
Ответственность Дисциплинарная, уголовная Гражданско-пра-вовая, администра­тивная, уголовная Дисциплинарная, уголовная

 

В некоторых российских банках получила распространение так называемая самооценка состояния системы внутреннего контроля, суть которой заключается в том, что руководство и персонал какого-либо подразделения анализируют свою работу, оценивают эффективность связанных с ней контрольных процедур и документируют результаты.

Можно определить внутренний аудит как деятельность специализированного подразделения банка по независимой проверке операций банка и консультированию, направленную на повыше­ние качества системы управления банком.

Сформулируем принципы внутреннего аудита:

— непрерывность;

— независимость;

— объективность;

— компетентность;

— комплексность.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Годовая отчетность | Комплексность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 705; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.