Период начальный от формирования типа homo sapiens – 35 000 – 40 000 лет
Периоды:
1. Каменный век: 40 000/20 000 – 3 тыс. до н.э.
· Палеолит - животные
· Мезолит – изобретение колеса, гончарного круга
· Неолит – сцены с участием человека - охота
2. Бронзовый век – Ш-П тыс до н.э.
3. Железный век – П - 1 тыс. до н.э.
Общая характеристика:
Длительность периодов,
Медленные процессы эволюции,
Первичные (элементарные, примитивные) изобразительные формы и приемы,
Каменные, кремниевые и металлические изделия (оружие и орудия труда),
Синкретичные и прикладные формы искусства (тесно связано с культом и с бытом),
Мануальное использование (мелкая пластика, монументальные росписи),
Символическое значение образов.
Протоархитектура и протоискусство:
Приспособительные и первичные конструктивные формы (пещеры, навесы, землянки, хижины из веток на стоянках, стационарные сборные и разборные жилища) – определяются типом хозяйства (охотники- земледельцы) и формами жизни (кочевые или оседлые);
Элементарные архитектурные формы - ограждение и покрытие;
первоначальный тип поселений (круговой, замкнутый);
мегалитические сооружения культового назначения - кромлехи, дольмены, менгиры,
отпечатки ладоней – метки родовой территории;
предметы искусства – орудия труда, предметы быта и культа;
керамические сосуды (лепные из жгутов),
простейшие универсальные (колюще-режуще-сверляще-пилющие) орудия труда (каменные, кремниевые, бронзовые, железные) – рубила, топоры, ножи, наконечники стрел и копий.
Протоскульптура (монументальная и мелкие формы (умещаются в руке) из кости, рога, камня) – в виде рельефа (контурного процарапывания) на камне и круглых форм:
Камни, покрытые шкурой зверя с приставленной к нему головой (медведь-тотем);
Изображения копытных животных – объект охоты;
Палеолитические «венеры» - символы Великой богини (плодородия).
Протоживопись – оттиски ладоней:
Изображения копытных животных на сводах пещер (палеолитическая живопись) стада животных – объектов охоты и хищников – соперников в охоте и потенциальных охотников на человека;
Сцены с участием человека - охота, сражение с животным или другими людьми – с эпохи мезолита;
Бытовые сцены (повседневной жизни) с домашними животными, женщинами и детьми – с неолита.
Общие основания искусства:
Кочевой образ жизни и переход к оседлым формам жизни и контроля над занимаемой территорией (первобытные стоянки – оседлые поселения)
Три великих этапа производственной деятельности человека и разделения труда (охота и собирательство; земледелие, скотоводство; торговля (обмен) и ремесло);
Переход от присваивающей к производящей форме хозяйства;
Первобытная охотничья магия;
Жертвоприношение – основной ритуал (действенные, поведенческие, моторные, формы отправления культа);
Коллективные формы жизни (собственность, производственная деятельность: охота, собирательство, - и сакральные формы (культ) - ритуал);
Первичные социальные структуры (родовые (кровно-родственные, соседские) общины;
Тотемизм – вера в духов-предков (животных), анимизм – наделение душой неживых объектов, синкретичное слияние с природой человеческого коллектива;
мифологическое мышление – безразличие к противоречию, алогизм, парадоксальное мышление, выражение идей через метафору, символ;
архетипическое сознание, мир эмоций;
Культ умирающих и воскресающих богов-растений – в ранних земледельческих цивилизациях;
Вера в природных богов, политеизм;
Синкретичные формы искусства – слияние культа, производства и искусства в коллективном действии.
Изобразительные архетипы:
Животное-тотем (хищное, копытное)
Великая Богиня-мать (прародительница)
Мировое древо.
Изобразительные приемы:
Первичные (локальное цветовое пятно и линейный контур);
Масштабное выделение и гипертрофия значимых частей тел – отсутствие или схематичное изображение незначимых (туша животного, грудь, живот и бедра в образе Великой богини в ущерб крохотным ножкам, маленьким головкам и отсутствию обозначения человеческого лица);
Первые приемы композиции – фризовые (линейные) цепочки животных, идущих друг за другом;
Тема адорации (поклонение Мировому древу животных и птиц) в земледельческих цивилизациях – первая целостная изобразительная модель мира;
Симметрия (осевая) как воплощение принципа бинарной оппозиции и двоичной структуры мира в сознании первобытного человека – отражение симметричной структуры мозга и первичной формы мышления (я – не я, право-лево, верх-низ и т.д.) – построение «симметрично развернутых композиций».
Лекция 3
Искусство Древнего Востока (Египет и страны Двуречья)
Корни цивилизации - середина Ш тыс. до н.э.
Древняя Индия и Древний Китай – У тыс. до н.э.
Тип культуры и социальной жизни
Древневосточные деспотии (государство хеттов, Шумер и Аккад, Вавилон, Ассирия, Древняя Персия, Древний Египет) с абсолютной властью правителей земель (царей, фараонов),
Завоевательная политика – покорение новых земель,
Политеистические развитые культы (вера в природные божества, а также тотемизм),
Развитые формы социальной жизни: мощные рабовладельческие государства, четкая сословная система, наличие письменности и законодательства (своды законов),
Стабильные развитые формы религиозной жизни, институт жречества,
Земледельческие цивилизации, созданные в бассейнах и долинах великих рек (Нил, Инд и Ганг, Хуанхэ, Тигр и Евфрат),
Хозяйство основано на сложных системах искусственной ирригации почвы (система рукотворных оросительных каналов, плотин),
Коллективные общественные работы свободных и рабов.
Религиозные основы искусства:
Политеизм (вера в духов животных – первобытная анимация, культ умирающих и воскресающих богов-растений, пантеон антропоморфных божеств)
Остатки древних тотемических культов (египетские зооморфные божества)
Развитый погребальный культ
Важная роль религии в жизни людей
Связь искусства с культом
Наличие строгой системы правил (канона) в изобразительной деятельности.
Периодизация искусства Древнего Египта:
Царства: Древнее
Среднее
Новое
Периоды междуцарствий: вторжение гиксосов
Эпоха Эхнатона (Амарнский период Нового царства)
Конец 1У в до н.э. - Вторжение войск Александра Македонского – установление правления эллинистической династии Птолемеев
Эпоха римского владычества – со П в до н.э.
27 (30) г. до н.э. – смерть Клеопатры - закончилось существование независимого Египетского царства
Чередование династий правителей - фараонов, обожествляемых после смерти
Архитектура (культовые сооружения):
Зиккураты – ступенчатые сооружения с лестницами и открытым жертвенником наверху
Обелиски в честь бога солнца Ра – форма воплощения божества
(города, некрополи):
Погребальные сооружения: комплексы гробниц (мастаба, пирамиды) и заупокойных храмов
Ритуальные дороги (для процессий)
Храмовые комплексы (Карнак, Луксор, Абу-Симбел), состоящие из входных пилонов, череды открытых и закрытых (гипо- и перистильных) дворов с колоннадами. Ведущих к нише со статуей бога
Городские стены и ворота (Вавилон - ворота богини Иштар, облицованные рельефной глазурованной плиткой)
Материалы архитектуры –
сырцовый кирпич и дерево, облицованные керамической плиткой в Двуречье,
камень, облицованный мраморными плитами (Египет).
Монументальная скульптура:
Статуи богов (жрецов), обожествленных фараонов (у входных храмовых пилонов), правителей в позе одорации (поклонения божеству)
«Большой Сфинкс» - хранитель пустыни
Станковая скульптура – портретные статуи и бюсты (!) из камня (известняк, порфир, гранит, базальт) и раскрашенного дерева.
Мелкая пластика Двуречья (фигурки жрецов, голова богини Иштар, портретные изображения персидских царей (бронзовая голова Саргона)),
Древнеегипетский скульптурный портрет (связан с погребальным культом (Ка и Ба)),
Ушебти – небольшие деревянные статуэтки рабов и слуг, занятых хозяйственными делами для наполнения ими гробниц умерших фараонов,
Рельеф (стелы законодателей, сцены из жизни богов и фараонов в гробницах, сцены сражений, охоты и оплакивания умерших).
Изобразительные приемы:
· Общий символический (иератический) характер изображений как предметов культа и объектов поклонения
· Происхождение портрета из погребального культа: требование точного сходства изображения с прототипом
· Обобщенность черт и в то же время точнейшая натуралистичность портретных изображений (в Египетском портрете)
· Иерархические различия показаны через масштабные противопоставления в изображениях великих богов, обожествленных фараонов и смертных (богов и человека, правителя и простых людей),
· Сочетание антропоморфных тел и зооморфных голов в изображении богов древнеегипетского пантеона (Аписа, Сохмет, Гора, Сета, Осириса и др.)
· Ярусность (последовательно по вертикали расположенные ряды с линейным чередованием фигур) в композиционном построении сцен,
· Сцены шествий, сражений, охоты, пиршеств, ритуальных процессий с дарами
· Ритуальный характер костюма и атрибутов власти (в парадных изображениях); в женских статуях – просвечивание (проступание очертаний) тела сквозь тонкие одежды
· Преувеличенные значимые детали (глаза), тщательная проработка длинных волос и прически (орнамент), вставки из драгоценных материалов (инкрустированные глаза и брови), яркая раскраска в изображениях отдельных фигур и групп
· Подчеркнутая симметричность частей тела, неподвижность (статичность), канонические позы (сидящая и стоящая фигуры)
· Символические жесты рук
· Наличие символических атрибутов – знаков высокого социального положения
· Строгая упорядоченность костюма и прически
· Строгая каноничность в плоскостном изображении фигуры (голова, торс – анфас, глаз, стопы, бедра – в профиль)
· Система канонических пропорций (освещенных культом и имеющих символический характер) при изображении фигур (божественный зодчий-жрец Аменхотеп)
· Сочетание изображения с надписями (молитвами, заклинаниями, рассказом о высоких заслугах правителя, военачальника) как проявление синкретизма художественного решения и множественности использованных информационных кодов, содержащих одну и ту же параллельно представляемую информацию (наглядный образ и иероглифически или написанный клинописью рассказ)
· Разнообразие типов скульптурного рельефа (врезанный, выпуклый, плоский)
Материалы скульптуры:
гранит, базальт, порфир (твердые породы), раскрашенное дерево, бронза, электр (сплав серебра с золотом).
Способ обработки камня:
кубический (каждая грань куба - отдельно)
Бронзовое литье в Древней Персии
Прикладные изделия быта – в большом количестве и ассортименте (мебель, одежда, музыкальные инструменты, носилки, принадлежности туалета, косметика, еда и т.д.) - для наполнения гробниц
Живопись – монументальная - из гробниц как часть погребального культа умершего и обожествленного после смерти фараона. Очень часто рельеф расписывался (синкретичные решения).
Сцены ритуальные (культовые) и светские:
Охоты и рыбной ловли,
пира,
ритуальных процессий с дарами
войны (побед фараона и покорения им земель и пленников),
ритуальных оплакиваний,
семейного отдыха в саду,
молитвы и поклонения,
семейные сцены супругов и родителей с детьми (Эхнатон и Нефертити с детьми).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление