КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Архитектура
Искусство античной Греции
«Колыбель» европейской цивилизации и базовое основание всей ее культуры С конца Ш тыс до н.э. по 1 в. до н.э. Художественное мышление пластично и образно. Пластическое начало выражено всесторонне, максимально и гармонично. «Телесность» искусства.
Ареал распространения: Балканский полуостров и прилегающие острова Эгейского и Ионического морей (Родос, Мелос, Самос, Кикладские и др.), западное побережье Малой Азии, юг Апеннинского п-ва («Великая Греция»).
Наиболее ранний очаг культуры и развитая цивилизация – о-ва Крит, Санторин и архипелаг Кикладских о-вов – середина Ш тыс. до н.э.- цивилизация с центрами в Кноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Периодизация:
6. Конец 1У-1 вв. до нэ – эллинистический период:
Развитая культовая и светская архитектура:
(культовые центры – общегреческие святилища (Зевса в Олимпии, Артемиды в Эфесе, Аполлона в Дельфах, Афины в Афинах);
Мало известно о жилой архитектуре. Мегарон – помещение в царском дворце Микен с 4 колоннами и круглым отверстием над жертвенником в центре зала – прообраз жилых интерьеров в будущем.
Тип конструкции: стоечно-балочная. Полуоткрытая архитектура. Универсальный характер в гражданском зодчестве имела стоя – городской портик. Материал: дерево, камень (с УП-У1 вв. до н.э.), мрамор пентеликонский (пентелийский) – с У в до н.э.
Храмы были ориентированы по оси восток-запад и возводились на естественных возвышенностях, на морских побережьях (мыс) или в священных рощах.
Жертвоприношения вместе со священными процессиями и шествиями для принесения даров происходили на открытых пространствах у алтарей, или жертвенников, перед храмами.
Основные типы храмов: · Храм в «антах» · Простиль · Амфипростиль · Периптер – «окрыленный» - окружен колоннадой по периметру целы (храм Афины-девы в Афинах) · Диптер – с двойным рядом колонн по периметру. Огромные, Распространены в Малой Азии (храм Артемиды в Эфесе) · Толос – круглый храм (над могилами павших воинов). Синкретичная система убранства (роспись и скульптура – статуи и рельефы): Росписи антаблемента (черный (синий) для вертикальных элементов; красный – для горизонтальных; использовалась также позолота), скульптурные черепицы (антефиксы), фигуративные водосливы, бронзовые детали. Ордерные системы – от лат ordo – порядок, строй. Система расположения и взаимосоотношения несущих и несомых элементов стоечно-балочной конструкции. Описаны и систематизированы римским архитектором Витрувием («Десять книг по архитектуре») в 1 в.н.э.
Ордер - 3-хчастная система, состоит из стилобата (со стереобатом), колонны, увенчанной капителью, и антаблемента – венчающей части здания (последний включает архитрав, фриз и карниз).
Трехугольный фронтон под двускатной кровлей венчает архитектурную композицию храма с двух сторон (с востока и запада). Внутри поле фронтона (тимпан) украшается скульптурой в виде рельефа или статуй, объединенных в единую композицию. Ордера по старшинству:
Дорический (У1 в. до н.э.) Ионический (У1 –У (?) вв. до н.э.) Коринфский (У в. до н.э.) Композитный (компромисс между ионической и коринфской капителями) Различия: в пропорциональных соотношениях частей (диаметр нижнего барабана колонны по отношению к ее высоте), наличии или отсутствии базы, энтазиса, в характере капители, рисунке каннелюр, в трактовке фриза (зофор или триглифо-метопный). Основная тема изобразительного искусства – образ человека через раскрытие жизни его тела, через освоение пространства посредством движений тела. Главный герой – мужчина (бог, герой, атлет, победитель игр и состязаний, воин, павший на поле битвы); женские фигуры воплощают образ Великой богини как символ плодородия в различных ипостасях (богини олимпийского пантеона (Гера, Деметра, Афина, Афродита, Нике и др.), воины-амазонки, легендарные царицы). Мужские образы показаны обнаженными. Их нагота имеет ритуально-символический характер как воплощение героического начала («героическая нагота»). Женские – полностью задрапированы вплоть до эпохи поздней классики, когда образы Афродиты и жрицы Диониса, вакханки (Скопас, Пракситель) открывают череду обнаженных женских фигур. Калокагатия – от греч. (колес-кагатос) «прекрасный и совершенный» - основной эстетический принцип древнегреческого искусства в изобразительной деятельности. Двуединство внешнего и внутреннего в человеке. Совершенен внешне и прекрасен душой, прекрасен и богоподобен. Тематика изобразительного искусства – мифологические сражения, поединки, битвы (махии): · Амазономахия · Гигантомахия · Кентавромахия · Война греков с троянцами, а также · боги Олимпийского пантеона, мифические герои, цари, их великие битвы (Лисипп для Александра Македонского).
СКУЛЬПТУРА (статуи и рельеф) Монументально-декоративная: композиции фронтонов, архитектурных фризов, метоп; Скульптурные надгробия (статуи и стелы), Статуи богов, героев, атлетов-победителей, жрецов с жертвенными животными (т.н. вотивные, или посвятительные статуи, дары для храмов и святилищ), а также скульптурные группы; Портреты-бюсты певцов-рапсодов, философов, стратегов, царей; Садово-парковая скульптуры (с эпохи эллинизма). Типы рельефа:
Признаки древнегреческого рельефа:
Проблемы развития круглой скульптуры:
ЖИВОПИСЬ: · Монументальная - росписи гробниц (изнутри), · Пинаки (небольшие расписные вотивные таблички, деревянные, глиняные, каменные) – с посвятительными сценами (жертвоприношений и ритуальных процессий с дарами), · композиции на досках (выставлялись в портиках и пинакотеках) – Полигнот · расписные вазы
Техники живописи – энкаустика (восковыми красками), галечная мозаика (напольные композиции – должны были сбрызгиваться водой для придания блеска), фрески (на водной основе). Роспись керамических сосудов (стили): · «камарес», морской и др. - критские · геометрический (Х-1Х-УШ вв. до н.э.), · ориентализирующий (восточный, из Ионии), или «ковровый» (УП в. до н.э.), · чернофигурный (У1-У вв. до н.э.) · краснофигурный.(к.У1 – 1У вв. до н.э.)
Система росписи сосудов: · фризовая (в виде орнаментальных рядов, расположенных по горизонтали от ножки до венчика) – в геометрическом, ориентализирующем и раннем чернофигурном стиле (ваза Франсуа, например) · т.н. 2-хфасадная – сцены мифологические или бытовые расположены во всю высоту вазы на тулове в зоне между ручками, т.е. в наиболее зрительно активной зоне - черно- и краснофигурный стили (Экзекий, Андокид, Евфроний и Евфимид, Дурис, Бриг и др.).
Лекция 5
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 620; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |