Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство Древнего Рима

 

Величайшая цивилизация Древнего мира, мировая держава.

 

Имела огромную завоеванную территорию от Британских островов до юго-восточного Средиземноморья, включая весь бассейн Средиземного моря, Северную Африку и Испанию.

 

Послужила основой правовой, культурной и административно-политической для формирования современной европейской государственности.

 

На формирование художественной культуры Древнего Рима оказало огромное влияние наследие этрусков и их государства (до 510 г. до н.э.).

 

Общая хронология развития художественной культуры:

С УШ в. (753 г.) до н.э. – по У в. (476 г.) н.э.

Тип государства:

 

  1. Республика, управляемая Сенатом - 510 г. до н.э. - 27 (30) г. до н.э.:
    • Ранняя – к.У1 – Ш вв. до н.э.
    • Поздняя – Ш – 1 вв. до н.э.,
  2. Империя – к.1. в. до н.э. (27 (30) г. до н.э.) - 476 г. н.э.

Ранняя - к.1.в.до н.э. – П в.н.э.

Поздняя – Ш - У вв. н.э.

 

В 330 г. н.э. империя разделится на Западную (со столицей в Риме) и Восточную (со столицей в Константинополе). Раздел империи по-разному определит судьбы этих новых государств: Западная империя падет под натиском варварских племен в конце У в., а Восточная продолжит свое существование в эпоху Средневековья уже под другим названием, Византия.

 

АРХИТЕКТУРА:

Новая конструктивная система (заимствована у этрусков) - арочно-сводчатая.

Техники строительства:

каменная кладка по сухому (без связующего раствора),

кирпично-бетонная кладка, плоский кирпич с каменной забутовкой.

 

Выстроенные из дешевого кирпича с частичным включением камня сооружения затем облицовывались мраморной декорацией с использованием ордера, что придавало зданию роскошный вид и импозантность (с эпохи императора Августа).

 

Греческие ордерные системы были заимствованы римлянами, однако использовались да и выглядели иначе.

 

Римский ордер (тосканский, или тускский) имел базу и дорическую капитель, однако в отличие от греческого образца ствол его колонны не имел каннелюр, зато он тщательно отполировывался, почти что до зеркального блеска.

 

Римская колонна в отличие от греческой – это не столько объемное тело, скульптурное и выразительное своей пластикой; это прежде всего зрительный ориентир, опора, отмечающая путь процессии или указывающая направление дороги идущему.

 

Значение ордера в Риме было в большой степени декоративным. Некоторые римские типы храмов (например, псевдопериптер) лишь отчасти напоминали греческий оригинал. Отличались от последнего тем, что колонны в задней части строения как бы врастали в стены храма, выступая из них лишь наполовину, в виде полуколонн.

 

Основная задача – организация публичного пространство как центра жизни большого города (античного мегаполиса):

Типология архитектурных сооружений:

    • Инженерно-коммуникационные (многоярусные) сооружения (мосты, каналы, дороги, акведуки, цистерны, клоаки (канализационные) и др.)
    • Храмы (псевдопериптеры, толосы) с глубокими портиками (для гаданий авгуров и гаруспиков), высокими лестницами напротив входа
    • Гражданские административные и хозяйственные сооружения (архив-табулариум, базилика, курия, библиотеки, рынки, складские помещения в Остии)
    • Зрелищно-развлекательные сооружения (театры, цирки (амфитеатры), термы (бани), и т.д.)
    • Триумфальная архитектура (арки, колонны, форумы)
    • Многоэтажные жилые дома в городе (с инсулами, сдаваемыми внаем)
    • Жилая архитектура: городская и загородная (вилла как хозяйственная система и жилая резиденция)
    • Гражданский форум (городская площадь) – центральный архитектурный феномен Рима
    • Обширные загородные резиденции императоров (например, вилла Адриана в Тиволи)

 

СКУЛЬПТУРА ( круглая и рельеф):

Имеет характер исторического свидетельства, юридического документа. Создается из прагматических интересов. В официальных памятниках имеет идеологическую подоснову как символ Империи.

Материалы скульптуры –

  • бронза (технику бронзового литья заимствовали у этрусков),
  • мрамор (наследие греков),
  • терракотта.

Типология памятников:

  • Терракоттовые статуи богов – от этрусских мастеров
  • Скульптурный портрет (маска, бюст, статуя) – развился из посмертной маски. Связан с культом предков и погребальным ритуалом. Часто используется в надгробиях республиканского времени
  • Официальные статуи императора (в образе Юпитера, Александра Великого, а также конные монументы в качестве императора-триумфатора, воплощения Марса)
  • Монументально-декоративная скульптура (рельефные надгробия, алтарь Мира, сцены завоевания врагов на триумфальных колоннах)
  • Декоративно-прикладная скульптура: резные камни (камеи, инталии) - глиптика
  • Портретные монеты с изображением головы (бюста) императора в профиль.

ЖИВОПИСЬ:

  • Монументально-декоративная живопись для украшения интерьеров домов – так называемые «помпеянские стили»:
    1. инкрустационный,
    2. виллы Мистерий,
    3. канделябрный,
    4. театрально-декорационный.
  • Портреты (в технике энкаустики на стенах домов, в интерьере)
  • Натюрморты (изображение doni ospitali - «даров гостеприимства»)
  • Фаюмский портрет – уникальный историко-художественный феномен П в. до н.э. – П-Ш вв. н.э.– погребальный живописный портрет, выполненный на небольших деревянных дощечках и накладывавшийся на лицо умершего под погребальные пелены. Назван по месту обнаружения в некрополе египетской провинции Фаюм. Имеет черты восточной (древнеегипетской, греческой, сирийской) и собственно римской художественных традиций. Указывается в качестве одного и прототипов позднейшего иконного изображения.

Техники:

Напольная галечная мозаика, энкаустика, фреска.

 


Тема Ш

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Архитектура | Искусство православной Византия
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.