Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусство православной Византия

ИСКУССТВО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЕВРОПЕ

 

Лекция 6

Общая хронология:

330 – 1453 гг.

Периоды (династического правления):

  1. Юстиниановский – У1 – УП вв.
  2. Иконоборчества – сер. УП – начало 1Х вв.
  3. Правления императоров Македонской династии – 1Х – Х1 вв.
  4. Правление династии Комнинов – ХП – начало ХШ вв. (до 1204)
  5. Завоевание Константинополя крестоносцами и временное ослабление империи 1204 -1261 гг.
  6. Палеологовский «ренессанс» - сер. ХШ в. (с 1263 г.) – сер. ХУ в. (до 1453 г.).

 

Новая столица – г. Константинополь, - известен под именем Византий с УП в. до н.э. как колония греческого города Мегары. Он был основан в эпоху великой греческой колонизации. Переименован Константином Великим в начале 1У века и объявлен христианской столицей Восточной Римской империи. Прежнее название города сохранилось в названии нового христианского государства

 

Восточная Римская Империя – теократическое государство, управляемой земной властью императора и патриарха, главы православной церкви, под небесным покровительством самого Христа и Богородицы.

 

Христианство (православная конфессия) – государственная религия Византии

 

Император – наместник Бога на земле, помазанник Божий; является главой церкви. Осуществляет церковную власть патриарх.

 

Государственный язык – греческий, язык отцов христианской церкви; система судопроизводства и законодательная система, а также административная – римские, унаследованы от античности, реформированы Юстинианом в У1 в. Сами византийцы называли себя ромеями, противопоставляя себя язычникам, а затем христианам-католикам в Западной части империи.

 

Культура Византии впитала в себя традиции не только Древнего Рима, христианских традиций стран Восточного Средиземноморья (например, Сирии), но и греческой античности. В ней в отличие от западного Средневековья преемственность между античностью и новой средневековой культурой была прямой и непосредственной, она не прерывалась войнами и варварскими нашествиями. Традиции искусства и изобразительной культуры сохранялись и развивались, хотя уже и на иной, новой образно-символической (а не наглядно-образной) основе.

 

Важна традиция ктиторства, или донаторства, вкладывания средств в строительство, художественное оформление и освящение церковных сооружений, в написание икон, в переписывание церковных книг (Священного Предания), в создание церковных облачений, предметов культа, сокровищниц (ковчегов) для хранения священных реликвий.

 

Императорская чета, а также верховные сановники государства выступают в качестве ктиторов.

 

Литургия – священное храмовое действо - является воплощением синтеза искусств (архитектуры, живописи, прикладного искусства (священные сосуды и церковная утварь, книги), пения, риторики, света и аромата курений) в византийском государстве.

 

Искусство разделяется на:

  • официальное государственное церковное, определяемое церковью и императорской властью;
  • народное неофициальное площадное языческое в своей основе. Это все те же зрелища и забавы для народа и двора, хотя уже и бескровные (акробаты, жонглеры, канатаходцы, танцовщицы, дрессировщики диких животных, конные ристалища) – гладиаторские поединки были официально запрещены в качестве зрелищ еще в 1У в.

 

Официальное искусство Византии имеет символическую основу в христианском богослужении, соборной (всеобщей) молитве в храме, во время которой в нем символически пребывает (незримо присутствует) сам Господь.

 

Основы символического языка искусства были заложены еще в раннехристианском искусстве первых веков н.э. Искусство иносказания, донесения истины через озарение, прозрение, духовное откровение. Система выражений через метафору и наглядный образ, который является священным знаком, символом, наглядным и умопостигаемым, указующим на сакральный первообраз. Была разработана в византийской теории образа игуменом и насельниками Студийского монастыря в Константинополе в 1Х в.

 

Основа средневековой христианской культуры – Священное предание (канонические тексты), книга как источник откровения, в Византии – это написанное и произнесенное в проповеди (поучении) слово.

 

В церковной проповеди великих деятелей византийской церкви (Иоанна Златоуста, Григория Великого и др.) соединяется искусство античной риторической культуры (слово живое, произнесенное) и церковного письменного предания. В нем осуществляется преемственность культур античной и христианской православной.

 

В то же время символизм храмового пространства и храма как воплощения Небесного Иерусалима и Царства Божия на земле, символизм иконы как умозрительного образа, святого и моленного образа, несущего на себе отблеск божественного первообраза, благодаря тщательно разработанной системе письма и толкования получил максимальное воплощение в наглядной зрительной форме.

 

Боязнь возвращения к языческому идолопоклонству, а также строгость восточного (условно-абстрактного) нефигуративного языка искусства в период иконоборства способствовали расцвету символического языка византийского изобразительного искусства и архитектуры.

 

АРХИТЕКТУРА:

Эволюция храмового зодчества:

от раннехристианской базилики римского типа - к купольной базилике (храм Св. Софии в Константинополе У1 в.) – к крестово-купольному храму как к идеальному воплощению модели византийского мировидения и специфики православного культа

 

Тип конструкции:

  • каркасно-сводчатая;
  • купол на барабане и на парусах (тромпах) опирается на 4 столба; сила бокового распора переносится на узловые участки стен, усиленных лопатками (контрфорсами)снаружи; стены освобождены от тяжести и прорезаны окнами;
  • техника кирпично-каменной кладки на цемяночно-известковом растворе.

 

Базилика римского типа – в раннехристианской архитектуре с начала 1У в. (после 313 г.)

Крестово-купольный тип храма (храм на 4-х колонках, вписанного креста и др.) – с 1Х века окончательно сложился как канонический в православной архитектуре.

 

Символика и сакрализация храмового пространства (с помощью света, круглых или полукруглых форм, символизирующих небо, украшения мозаичными изображениями верхних сводчатых частей храма):

 

Постепенно ослабляется по вертикали (сверху вниз) и по горизонтали (с востока на запад):

Пространство храма неравноценно в символическом плане. Наиболее сакральные части его особым образом выделены (с помощью света, ширины или высоты, размещения изображений). Наиболее сакральна восточная часть храма и верхние его зоны, особенно купол (символизирует небо) и подкупольное пространство, а также конха апсиды (символизирует место рождения и погребения Христа, хлев и пещеру).

 

Купол посвящен Христу (изображаются сюжеты «Вознесение Христа», «Христос-Пантократор», «Вознесение креста» и «Сошествие св. Духа на апостолов»), а конха апсиды – Богоматери (изображается Богоматерь-Одигитрия или Оранта, архангелы, святые).

 

Благодаря часто прорезанным окнам и мозаикам эти части наиболее освещены (купол) и выделены изобразительными средствами.

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:

 

Нет статуарной скульптуры в Византии во избежание идолопоклонства.

Рельеф по пластинкам слоновой кости и стеатитовым пластинкам (небольшие нательные складни) с изображением сцен Двунадесятых праздников и отдельных святых заступников.

ЖИВОПИСЬ:

  • Монументальная (своды, купола, паруса, конха апсиды);
  • Икона – моленный образ – изображение Христа, Богоматери, небесных сил, пророков, апостолов и святых;
  • Книжная миниатюра (в лист, в виде заставок, буквиц, инициалов).

 

Техники:

  • мозаики смальтовой на золотом фоне,
  • фрески на водной основе (с Х1У в.)
  • темперной живописи по левкасу

Тематика:

  • Евхаристия (Причащение Святых даров) как основное христианское таинство
  • сцены из Ветхого и Нового заветов,
  • изображения Деисуса (моления или заступничества перед Христом Богоматери и Иоанна Крестителя за грешное человечество),
  • цикл Двунадесятых праздников,
  • изображения Небесных Сил, пророков, святых, праведников, земных владык (императора или других православных правителей перед Христом или Богоматерью),
  • жития святых, их мученическая смерть за веру, посмертная слава и жизнь вечная.

Икона (от греч. эйкон - образ) – моленный образ для предстояния православных верующих. Храмовые, домашние, в виде складней, миниатюрных нательных образков.

 

Символика изображения:

  • Вытянутые удлиненные бесплотные тела, скрытые под одеждой
  • Узкие лица и ладони
  • Символические атрибуты в руках (Евангелие, епископский посох и др.)
  • Фронтальные изображения по центру доски в ковчеге
  • Свет исходит от изображенных в виде золотой разделки одежд, сияния нимба и золотого фона – символа Царства Божия и Небесного Иерусалима
  • Использование приемов обратной перспективы (ориентация изображения на верующего, находящегося перед иконой)
  • Статичность образов символизирует их вечность и непреходящую духовную ценность
  • Символика поз и жестов (моленных)
  • Строгое повторение и воспроизведение первообразцов – правил иконографического канона (изображения святых персонажей)
  • Строго определенные канонические (т.е. освященные церковной традицией и принятые на церковных Соборах) иконографические изводы (сюжеты)
  • Символика цвета (коричневый, красный, черный, белый и др.) и света (в использовании золота) (наличие асиста, нимбов над головами, золотого фона)
  • Строгая последовательность стадий живописной работы
  • Многослойное письмо (техника византийских плавей), сплавленная живопись
  • Анонимность изображения (художник – лишь сосуд Божий)
  • Монашеский чин иконописца, его духовная подготовка к работе как к послушанию (после поста и молитвы)

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО:

  • Паникадила из бронзы и церковная утварь (блюда, дискосы, священные сосуды для причастия)
  • Складни из пластинок слоновой кости
  • Шкатулки и епископские кресла, украшенные изображениями святы на пластинках слоновой кости
  • Золотое шитье церковных облачений
  • Узорное ткачество с фигуративными (сюжетными) изображениями (Евангельских сцен) внутри узорных медальонов
  • Техника перегородчатой эмали (складни, оклады книг, Пала д`Оро и т.д.)
  • Книжная миниатюра (в кодексах) – на пергаменте, с использованием особой краски - миниума, добываемой из тел морских моллюсков, а также золота и др. красок

Лекция 7

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Искусство Древнего Рима | Искусство Возрождения
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.