КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Искусство православной Византия
ИСКУССТВО ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В ЕВРОПЕ
Лекция 6 Общая хронология: 330 – 1453 гг. Периоды (династического правления):
Новая столица – г. Константинополь, - известен под именем Византий с УП в. до н.э. как колония греческого города Мегары. Он был основан в эпоху великой греческой колонизации. Переименован Константином Великим в начале 1У века и объявлен христианской столицей Восточной Римской империи. Прежнее название города сохранилось в названии нового христианского государства
Восточная Римская Империя – теократическое государство, управляемой земной властью императора и патриарха, главы православной церкви, под небесным покровительством самого Христа и Богородицы.
Христианство (православная конфессия) – государственная религия Византии
Император – наместник Бога на земле, помазанник Божий; является главой церкви. Осуществляет церковную власть патриарх.
Государственный язык – греческий, язык отцов христианской церкви; система судопроизводства и законодательная система, а также административная – римские, унаследованы от античности, реформированы Юстинианом в У1 в. Сами византийцы называли себя ромеями, противопоставляя себя язычникам, а затем христианам-католикам в Западной части империи.
Культура Византии впитала в себя традиции не только Древнего Рима, христианских традиций стран Восточного Средиземноморья (например, Сирии), но и греческой античности. В ней в отличие от западного Средневековья преемственность между античностью и новой средневековой культурой была прямой и непосредственной, она не прерывалась войнами и варварскими нашествиями. Традиции искусства и изобразительной культуры сохранялись и развивались, хотя уже и на иной, новой образно-символической (а не наглядно-образной) основе.
Важна традиция ктиторства, или донаторства, вкладывания средств в строительство, художественное оформление и освящение церковных сооружений, в написание икон, в переписывание церковных книг (Священного Предания), в создание церковных облачений, предметов культа, сокровищниц (ковчегов) для хранения священных реликвий.
Императорская чета, а также верховные сановники государства выступают в качестве ктиторов.
Литургия – священное храмовое действо - является воплощением синтеза искусств (архитектуры, живописи, прикладного искусства (священные сосуды и церковная утварь, книги), пения, риторики, света и аромата курений) в византийском государстве.
Искусство разделяется на:
Официальное искусство Византии имеет символическую основу в христианском богослужении, соборной (всеобщей) молитве в храме, во время которой в нем символически пребывает (незримо присутствует) сам Господь.
Основы символического языка искусства были заложены еще в раннехристианском искусстве первых веков н.э. Искусство иносказания, донесения истины через озарение, прозрение, духовное откровение. Система выражений через метафору и наглядный образ, который является священным знаком, символом, наглядным и умопостигаемым, указующим на сакральный первообраз. Была разработана в византийской теории образа игуменом и насельниками Студийского монастыря в Константинополе в 1Х в.
Основа средневековой христианской культуры – Священное предание (канонические тексты), книга как источник откровения, в Византии – это написанное и произнесенное в проповеди (поучении) слово.
В церковной проповеди великих деятелей византийской церкви (Иоанна Златоуста, Григория Великого и др.) соединяется искусство античной риторической культуры (слово живое, произнесенное) и церковного письменного предания. В нем осуществляется преемственность культур античной и христианской православной.
В то же время символизм храмового пространства и храма как воплощения Небесного Иерусалима и Царства Божия на земле, символизм иконы как умозрительного образа, святого и моленного образа, несущего на себе отблеск божественного первообраза, благодаря тщательно разработанной системе письма и толкования получил максимальное воплощение в наглядной зрительной форме.
Боязнь возвращения к языческому идолопоклонству, а также строгость восточного (условно-абстрактного) нефигуративного языка искусства в период иконоборства способствовали расцвету символического языка византийского изобразительного искусства и архитектуры.
АРХИТЕКТУРА: Эволюция храмового зодчества: от раннехристианской базилики римского типа - к купольной базилике (храм Св. Софии в Константинополе У1 в.) – к крестово-купольному храму как к идеальному воплощению модели византийского мировидения и специфики православного культа
Тип конструкции:
Базилика римского типа – в раннехристианской архитектуре с начала 1У в. (после 313 г.) Крестово-купольный тип храма (храм на 4-х колонках, вписанного креста и др.) – с 1Х века окончательно сложился как канонический в православной архитектуре.
Символика и сакрализация храмового пространства (с помощью света, круглых или полукруглых форм, символизирующих небо, украшения мозаичными изображениями верхних сводчатых частей храма):
Постепенно ослабляется по вертикали (сверху вниз) и по горизонтали (с востока на запад): Пространство храма неравноценно в символическом плане. Наиболее сакральные части его особым образом выделены (с помощью света, ширины или высоты, размещения изображений). Наиболее сакральна восточная часть храма и верхние его зоны, особенно купол (символизирует небо) и подкупольное пространство, а также конха апсиды (символизирует место рождения и погребения Христа, хлев и пещеру).
Купол посвящен Христу (изображаются сюжеты «Вознесение Христа», «Христос-Пантократор», «Вознесение креста» и «Сошествие св. Духа на апостолов»), а конха апсиды – Богоматери (изображается Богоматерь-Одигитрия или Оранта, архангелы, святые).
Благодаря часто прорезанным окнам и мозаикам эти части наиболее освещены (купол) и выделены изобразительными средствами.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО:
Нет статуарной скульптуры в Византии во избежание идолопоклонства. Рельеф по пластинкам слоновой кости и стеатитовым пластинкам (небольшие нательные складни) с изображением сцен Двунадесятых праздников и отдельных святых заступников. ЖИВОПИСЬ:
Техники:
Тематика:
Икона (от греч. эйкон - образ) – моленный образ для предстояния православных верующих. Храмовые, домашние, в виде складней, миниатюрных нательных образков.
Символика изображения:
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО:
Лекция 7
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 341; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |