Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика и приёмы

Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и пр. Репродуктивный метод – не значит догматический; сам характер сообщаемых учащимся знаний требует не механического запоминания, а сознательного усвоения.

Значения репродуктивного метода заключается не только в сообщении школьникам новой информации, но и в обобщении суммы знаний, полученных ими, в раскрытии перед ними перспектив развития искусства и науки.

Приёмы репродуктивного метода:

1. Рассказ учителя о жизни и творчестве писателя;

2. Обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использование технических средств;

3. Задание по учебнику, по учебным пособиям;

4. Ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником,

5. Подготовка иллюстрированного материала.

Виды деятельности учащихся (здесь требуется не механическое запоминание и изложение прочитанного, а творческое его воспроизведение): запись плана или конспекта лекции учителя, составление плана, конспекта или тезисов прочитанных статей учебника, критических статей, составление синхронистических таблиц; подготовка устных ответов по материалу лекций учителя, учебника, учебных пособий; подготовка докладов, сочинений обобщающего характера с использованием имеющегося материала по данной теме или проблеме.

Репродуктивный метод обеспечивает сознательность и прочность приобретённых знаний, в том случае, если ученик умеет на сравнительно небольшом материале самостоятельно творчески работать.

 

Приемы обучения русской литературе – составные части, элементы метода, позволяющие реализовать его основную дидактическую установку и определить конкретные действия учителя и учащихся в процессе эмоционального и понятийного постижения художественного текста.

Использование того или иного приема зависит от ряда факторов: от жанрово-родовой природы изучаемого произведения, от индивидуальных возрастных особенностей школьников, от жизненного и читательского опыта учеников, от их общего литературного развития.

В 5 – 7 классах приемы обучения русской литературе обеспечивают усвоение поэтического текста учащимися на эмоционально-образном уровне, стимулируют работу воссоздающего и творческого воображения читателей-подростков, активизируют их речевую деятельность: устное словесное рисование, инсценирование, иллюстрирование, режиссирование, игры со звучащим словом («Допиши начало», «Подскажи рифму», буриме и др.), выразительное чтение, рассказывание, чтение по ролям.

В старших классах изучение литературы осуществляется через литературоведческие приемы анализа (выявление авторской позиции, исследование композиции произведения, особенностей поэтического языка, системы художественных тропов), которые сочетаются с приемами, направленными на развитие литературно-художественных умений школьников (выразительное чтение, мизансценирование, исследование черновиков поэтических произведений, знакомство с мемуарами писателя, изучение различных интерпретаций текста и др.).

Особое место среди приемов обучения отводится сопоставлению художественных произведений с другими видами искусства (живописью, музыкой, театром, кино и пр.). Сопоставление может также использоваться словесниками для создания проблемных ситуаций на уроке: например, сравнить разные редакции произведения, сопоставить композиционные приемы в творчестве одного или нескольких писателей (прием антитезы в творчестве А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя и т.д.).

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Исследовательский метод преподавания литературы и его основные приёмы | Экскурс в историю вопроса. Взаимодействие педагогики и методики по проблемам преподавания литературы в школе
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.