Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жанр производственного романа и повесть

Ведущие жанры. Поиски романа.

На первое место выдвигается производственный роман (ещё в 1920х годах — «Цемент» Фёдора Гладкова). Отвечает созидательный дух времени, передаёт его динамику.

В. Катаев «Время, вперёд!». «Я писал о людях, опережающих время».

Мариэтта Сергеевна Шагинян «Гидроцентраль»: идея плановости социалистического хозяйство. Строительство МизинГЭСа.

Производственный роман вносит эпический взгляд на события. Часто — перенасыщенность технологическими подробностями, часто нет единой сюжетной линии (разорванная мозаичная цепь: различные места действия, важные эпизоды жизни). Часто страдает художественность.

В. Катаев «Время, вперёд!»: публицистическая манера, технологические подробности, исторические отступления, разномасштабные сцены, эпизоды, множество персонажей. Материал кажется разнородным, но всё это объединено единой авторской мыслью — мыслью о новом времени, о времени строительных рекордов. То есть в основу положен реальный факт. Магнитогорские бетонщики, которые очень быстро кладут бетон, чтобы быстро запустить в действие доменные печи. Положительный и отрицательный герои — два инженера.

Была популярна трактористка Паша Ангелина[2] (1912-1959). Бригады трактористок. Швеи.

Близок жанру производственного романа роман воспитания. Воспитание нового, активного гражданина, строителя нового общества. «Республика ШКИД» Григория Белых и Алексея Пантелеева, «Педагогическая поэма» Антона Макаренко, «Танкер "Дербент"» Юрия Крымова.

А. Макаренко отстаивал идею воспитания коллектива коллективом. Заведовал школами в Крыму и Полтаве. В течение 15 лет заведовал колонией для юных правонарушителей. Из него пытаются лепить монумент советской эпохе, а самого его задвигают. С 1937 года живёт в Москве и пытается делить своим педагогическим опытом. Акцент на то, что при царском режиме колонистов считали преступниками и считали вне общества, он же пытается сделать так, чтобы их перестали считать преступниками. Упрекали его в том, что он развёл в колонии буржуазную практику. Он думал вперёд: открывал мастерские в колониях, чтобы у воспитанников была профессия. Его обвиняли в эксплуатации несовершеннолетних. Потом стал доход от мастерских перечислять на сберкнижки колонистов.

Были осторожны в жанровом определении: хроника Катаева, публицистический репортаж Эренбурга.

«Как закалялась сталь» Н.А. Островского: судьба революционной революции. Писал парализованным, умер в раннем возрасте. Павка Корчагин проходит похожий путь. Островский писал о судьбе своего поколения.

В это время меняется судьба Леонида Леонова. После романов «Соть», «Дорога на океан» его стали воспринимать не как чуждого, а как правильного.

Были востребованы и исторические жанры. Шли дискуссии о том, что такое исторический роман. Историческая линия становится главенствующей: А. Толстой, В. Ян, Вяч. Шишков, С. Бородин «Дмитрий Донской». Исторические аналогии должны были проецировать внимание на смутных временах, на соотношении личности и истории (личность и её значение, сильная государственная власть).

«Живая» линия. Горький — есть и соцзаказ (переделанная «Васса Железнова»), но есть и «Жизнь Клима Самгина». Творчество М. Пришвина, А. Паустовского, В. Арсеньев, Л. Леонов (он был не так прост, каким его хотели видеть), А. Грин. Это лирико-философское направление. А. Платонов. Ценность отдельной человеческой личности. Взаимоотношение человека и природы, смысл бытия (например, в прозе Пришвина). Прославляется не власть человека над природой — человек представляется как органическая часть этой природы. Взаимоотношение человека и космоса. Всё это можно найти и у Пришвина.

Эта линия звучала диссонансом в разрез технократическим вещам. М. Пришвин ведёт и своеобразный дневник «Календарь природы» (1925-1935), потом — «Дневник писателя». В них особенно уже предложен исповедательный, созерцательно-медитивный характер. Тончайшие наблюдения о слиянности человека с природой и космосом. Отсюда философский взгляд, тончайшие феноменологические наблюдения. «Женьшень»: корень жизни, основа сущего, олицетворение мощного природного начала. Размышления писателя по поводу места человека в жизни, его духовного пути Два параллельных мира: мир природы и мир человека, которые связаны единым началом, идут по общей дороге жизни. А. Платонов критиковал Пришвина: нужно идти не от людей, а к людям (статьи «Неодетая весна» и пр.). Идеи В.И. Вернадского о связи человеческой жизни с космосом. Пришвин воссоздаёт картину мира как картину целого, которая существует по законам всеобщего родства, всеобщей связи.

В 1930е годы судьба М. Пришвина, А. Платонова, А. Паустовского складывается печально.

У М. Пришвина нарастает в дневниковых записях мотив всеобщего зла. Размышления о литературе и государственности: литература вытравливается, подменяется литературным производством, она начинает служить государственности. В литературе — две линии: «пушкинская» (поэт остаётся верным до конца своему предназначению) и линия, где поэт припадает к стопам диктатора. Пишет о конвульсиях убитой деревни, о кончине бытия мужиков (основной силы России). Наступает другая полоса: борьба власти с личностью во всех её проявлениях. Выход — возвращение к высшим духовным, христианским ценностям (во время обезглавленных церквей). Записи были опубликованы в 1959 году («Повесть нашего времени»).

У А. Паустовского сохраняется лирический взгляд, но он обращается к теме науки. Форма тоже лирико-поэтической прозы.

К этой группе тематически во многом примыкают произведения, посвящённые проблемам творчества, науки, созидательных возможностей человека в новых условиях.

Занимает важное место в это время — научная фантастика: А. Беляев «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия»; А.Н. Толстой «Аэлита»; М. Ильин «Рассказ о великом плане»; В. Обручев «Земля Санникова». Попытка переплести современное и будущное. Показывают возможности человеческого разума, но это и предостережение, чтобы человек не стал рабом.

Детская литература тоже набирает обороты. Первые пионерские журналы появились ещё в 1920х годах («Костёр» и др.). Дискуссии по поводу того, какой должна быть детская литература. рапповцы: в детях надо развивать любознательность и классовое чутьё, не нужно сказок.

К.И. Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) был оттеснён от детской литературы (ушёл в критику).

«Мистер Твистер» С. Маршака: осуждение расизма.

А. Гайдар. «Тимур и его команда» — уже начало 1940х. 1930е: «Судьба барабанщика», «Голубая чашка», «Чук и Гек».

В это время развивается политический детектив.

Ещё одно направление. Виталий Бианки — биолог, учитель биологии. Сказки Павла Бажова. «Дикая собака динго, или Повесть о дикой любви» Рувима Фраермана. Лев Кассиль. Эти произведения пока противостоят однобокости.

В. Маяковский — цикл «Детям». «Сказка о Пете, толстом ребёнке, и о Симе, который тонкий», «Возьмём винтовки» и т.п.

 

* * *

 

Поэзия и драматургия переповторяют общую ситуацию.

Поэзия представлена не так ярко, как в 1920е годы (творческая полифония уже была упрощена). Крестьянская линия была редуцирована (С. Клычков, П. Орешин). Ярослав Смеляков, Леонид Мартынов, Осип Мандельштам — тоже печальная судьба.

На съезде прозвучал призыв обращать внимание на литературу малых народов à переводы (были удачные).

Развивается жанр поэмы (например, «Страна Муравия» А. Твардовского), но открытий не было.

Проникает в поэзию публицистическая линия (П. Антокольский, В. Луговской, Н. Тихонов «Стихи о Грузии», «Юрга»). Поездки в республики малых народов. В. Луговской «Пустыня и весна».

Илья Сельвинский (раньше конструктивист) — поэма-репортаж «Электрозаводская газета» (в ней много жанров типа телеграммы, эпиграммы и т.п.)

А. Ахматова, О. Мандельштам. Б. Пастернак был выделен Николаем Бухариным — он стал популярен. Константин Симонов к концу десятилетия тоже делает первые шаги. Анна Ахматова отлучена от официальной литературы. Поэма «Реквием». Дмитрий Кедрин обращается к интересным жанрам: эпическое стихотворение, обновлённая историческая песня, историческая поэма. Поэма «Зодчие»: отношение государственной власти и народа.

Драматургия испытывает те же влияния: с одной стороны, утверждается официозная драматургия (Вс. Вишневский, В. Билль-Белоцерковский, В. Киршон), с другой стороны, были А. Афиногенов, М. Булгаков (трагичная судьба). Сатира исключается. Начинается активно формироваться теория бесконфликтности: из произведений исключается антагонистический конфликт. Лирическая комедия, водевиль. Героико-революционная драма сдаёт свои позиции (последняя — «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского: обращение к судьбе Ларисы Рейснер, которая была направлена комиссаром на военный крейсер. Образ комиссара, сражающегося с анархистами и другими влияниями. Трагедия во имя жизни). Начинают звучать имена Виктора Гусева (ранее писал более лирические вещи. Написал много киносценариев), Михаила Шкваркина. Н. Эрдман отходит от драматургии, присутствует ещё в кинодраматургии. М. Булгаков «Жизнь господина де Мольера», «Жизнь Пушкина». М. Горький «Егор Булычёв и другие» (до февральской революции), «Достигаев и другие» (между двумя революции), третьей должна была быть пьеса «Рябинин и другие» (не написал, потому что вообще не писал о рабочих, поскольку испытал разочарование в советской действительности), 2я редакция «Вассы Железновой» (1935), «Сомов и другие» (на Капри, по материалам советских газет, поддался идее шпиономании — слабая пьеса. Не относится к незаконченной трилогии с похожими названиями).

 

Роман соединяет два начала: жизнь частная и жизнь общая. Роман начинает обладать художественным познанием действительности, приобретает пластичность, многообразие жанровых форм (Кузнецов). Катерина Кларк «Анализ условного советского романа»: поскольку исчезает доля художественного вымысла à после 1932 года сталинский писатель перестал быть создателем оригинальных текстов и превратился в рассказчика историй, уже бытовавших в виде партийных преданий. Он стал фигурой, подобной средневековым летописцам. Сталинский романист должен создавать подобие реальности (установка на соцзаказ), и эти «исторические рассказы» (так она заменяет понятие «роман»), как у средневекового летописца, основываются на идее «божественного спасения», только имя этой идее — марксизм-ленинизм. К таким произведениям она относит «Молодую гвардию» (хотя роман был написан позже), «Как закалялась сталь» (хотя художественный элемент она здесь отмечает).

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Изменения в литературной жизни | Пореволюционный период. Журналистско-издательская и общественная деятельность
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 790; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.