КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 5. Развитие речевой деятельности на разных этапах обучения глухих детей
План. 1. Развитие речевой деятельности на первоначальном этапе обучения (дошкольное обучение и подготовительный класс) глухих детей языку. 2. Соотношение видов речевой деятельности на данном этапе.
1. Развитие речевой деятельности на первоначальном этапе обучения (дошкольное обучение и подготовительный класс) глухих детей языку. Специфику каждой педагогической системы составляют не только ее теоретические основы и вытекающие из них установки обучения, но и создание конкретных организационных условий и форм обучения. При всех известных системах сурдопедагогики в ней в первую очередь намечались разные ступени обучения. Весь предлагаемый для специального изучения языковой материал распределялся по этим ступеням, усложнялся по содержанию, увеличивался и в объеме. Для одной ступени выдвигались одни требования к выработке речевых навыков, для следующей — более сложные. Ступенчатость обучения часто определялась однозначно — возможностью детей или пройти лишь самые азы обучения, или получить достаточно широкое образование по всему курсу школьного обучения. Последнее зависело не только от умственных способностей, хотя и было связано с состоянием слуха, условиями воспитания в семье, временем и причинами потери слуха и т. п., но и, главное, от материального положения родителей глухого ребенка, так как обучение было платным. Продолжительность обучения в прошлом, следовательно, была для глухих неодинаковой. Современная школа глухих намечает для основной части своих учащихся 12-летний срок обучения, в течение которого они должны получить образование в объеме требований 8-летней массовой школы. Периодизация, или этапность, обучения определяется в первую очередь конечными целями обучения — дать глухим детям полноценное образование, включающее усвоение содержания всех учебных предметов общеобразовательной 8-летней школы, чтобы на этой базе можно было продолжить образование в средних и высших учебных заведениях. Помимо общего объема образования и соответствующего ему уровня речевого развития, на стадиальность процесса обучения влияет и другой фактор — учет возрастных психофизических возможностей детей. Одни требования к овладению языком и к выработке речевых навыков доступны только старшим учащимся, при определенном уровне развития произвольных процессов, другие посильны и приемлемы лишь в начальной школе. Третий фактор, влияющий на выделение отдельных периодов обучения, — реальные возможности глухих детей в овладении разными формами и видами речи. Это диктует необходимость разного сочетания этих форм и видов на каждом этапе обучения, определяет Весь курс школьного обучения глухих детей делится на четыре основных периода. Первоначальный период — подготовительный класс — для. детей, не получивших дошкольной подготовки. Этот период, если учесть время пребывания основной части детей в специальных дошкольных учреждениях, длится от одного до 4-5 лет, в зависимости от конкретных условий воспитания каждого ребенка. Второй период обучения — начальные, 1-4 классы, в них обучаются дети от 7 до 10-11 лет. Третий период — средние, 5-7 классы школы для глухих детей. В этих классах обучаются дети 11-13^-летнего возраста. Четвертый период — старшие, 8-12 классы школы глухих. В них обучаются учащиеся с 14 до 18 лет. Указанные периоды обучения различаются задачами, содержанием, набором учебных предметов, составляющих комплексный предмет — русский язык, главными направлениями работы по речевому развитию учащихся, используемыми методическими путями. Главной задачей подготовительного периода обучения является обеспечение в короткие сроки усвоения детьми речевого материала, необходимого для общения. Содержанием обучения языку является речевой материал в виде слов и фраз побудительного, вопросительного, повествовательного типа, которые необходимы для установления первичного контакта и отражения в речи усвоенного опыта, результатов познавательной деятельности. Учебный предмет, в котором комплексно решаются задачи речевого развития, представлен в программе в виде трех основных разделов: обучение дактильной речи, обучение устной речи, обучение грамоте. Кроме того, развитие речевых умений осуществляется на уроках предметно-практического обучения, а также на занятиях по развитию слухового восприятия и обучению произношению. Во внеурочное время ведется работа по речевому оформлению результатов познания окружающей действительности, которое осуществляется в ходе экскурсий, наблюдений, бытовой деятельности, практических работ по уходу за животными и растениями. Из всех направлений работы по речевому развитию глухих детей, таких, как развитие языковой способности, формирование видов речевой деятельности, подведение детей к пониманию языковых закономерностей, отражающих системное устройство языка, преимущественное внимание уделяется первому направлению. Развивать языковую способность — значит способствовать формированию психофизиологического механизма восприятия, понимания, воспроизводства и продуцирования речевых высказываний. Детей с первых дней специального обучения ставят в условия, когда они должны реагировать на обращенную речь в определенной предметной ситуации, догадываться по содержанию предметных действий, к чему их побуждают, чего от них требуют, о чем спрашивают. Дети учатся подражать предметным и речевым действиям учителя или воспитателя, использовать речевые образцы, данные взрослым. Целенаправленное развитие восприятия ведется в процессе обучения произношению и развитию остаточного слуха. Для ускорения развития восприятия и воспроизводства речевого материала используется дактилология, которая в случае обучения детей, не имеющих дошкольной подготовки, является исходной формой речи. Обучение ей ведется параллельно с обучением устной речи. Поскольку языковая способность возникает только в общении и развивается через него, то общение в практической деятельности, в игре, в процессе организации урока, в различных наблюдениях пронизывает собой всю учебную деятельность детей на данном этапе обучения. Языковая способность развивается в процессе применения языка, а не только его восприятия. Поэтому детей с самого начала учат проговаривать весь материал, независимо от его фонетической трудности, и воспроизводить каждое слово или фразу устно-дактильно. Трудные звуки, которые у детей не отработаны, они могут произносить приближенно, в соответствии с требованиями сокращенной системы фонем. Ведущим восприятием с самого начала становится слухо-зрительное; часть материала разговорной речи, часто употребляемая в знакомых ситуациях, предъявляется детям на слух. Второе направление работы по речевому развитию детей на данном этапе обучения — формирование видов речевой деятельности.Дети овладевают навыками дактилирования, слухо-зрительного восприятия, говорения, чтения, письма. Однако техническая сторона каждого вида речевой деятельности не становится целью обучения, так как главная цель — результат коммуникативного акта: выполнение заданного действия (поручения), выражение обращения, просьбы, желания, вопроса, понимание обращенной речи. Мотивы речевой деятельности — деловые, личностные и собственно речевые. 2. Соотношение видов речевой деятельности на данном этапе. Третье направление работы по речевому развитию — приобщение детей к усвоению системного характера языка — имеет на данном этапе обучения зачаточную форму. Дети учатся различать в реальных условиях общения вопросы и ответы, поручения и сообщения о результатах выполнения, сообщения утвердительных и отрицательных конструкций. Отвечая на некоторые вопросы, дети подводятся к обобщениям по типу лексико-грамматических разрядов: кто? что? — предметное значение; что делает? — значение действия; какой — признака; чей? — принадлежности; сколько? — количества. Однако их не учат специально распределению слов по разрядам, сопоставлению языковых единиц разных уровней. В процессе использования готовых фраз, которые предъявляет учитель, помогая детям спросить, что-то сообщить, о чем-то попросить, они практически накапливают запас синтагматических связей. Для них становятся привычными изменения некоторых слов, обусловленные этим типом связи: «Вот ручка. Попроси ручку. У Тани нет ручки. Пиши не карандашом, а ручкой». Учитель не должен объяснять и тем более требовать от детей объяснения, в каком случае какую форму слова следует употреблять. Дифференциация значений будет осуществляться постепенно. Сходные системы словоизменения будут выявлены по мере обогащения словарного состава: «Вот ручка, книга... Нет ручки, книги» и т.д. Усвоение фразового материала в правильном оформлении и разнообразных моделях и уместное их использование, а не построение их из отдельных слов станет фактором усвоения наиболее важных для коммуникации языковых связей — синтагматических. В этом и состоит начало работы по третьему направлению речевого развития. Методические приемы обучения в первоначальный период соответствуют возрастным возможностям детей, объему отрабатываемых речевых средств, направлению работы по речевому развитию. Это прежде всего использование естественных ситуаций, возникающих в ходе уроков, индивидуальных занятий, внеурочной работы с детьми, выполнения режимных моментов, свободной деятельности. Учитель создает также специальные ситуации, побуждающие детей к общению, вызывающие у них эмоциональный отклик. Регулярное повторение одних и тех же ситуаций или с незначительным их видоизменением подготавливает детей к будущим речевым упражнениям. Наконец, большое место в работе с детьми на данном этапе обучения занимают дидактические игры и упражнения, а во внеклассное время — ролевые игры. Главный же путь — обучение речи в процессе практической деятельности: работы с бумагой, мозаикой, пластилином и т.п. Заканчивая характеристику данного этапа обучения, следует подчеркнуть, что ни одно из направлений работы, никакая часть содержания речевого материала не являются принадлежностью только первоначального периода. Все, что закладывается здесь, должно прорасти в содержание и методику работы на следующих стадиях, а умения, сформированные изначально, должны заложить основы подлинно коммуникативного, социального поведения.
Список литературы. 1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. 2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. Рекомендовано МО РФ. 3. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. 4. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / И. Г. Багрова [и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. Оборудование: 1) презентация.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 502; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |