Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 7. Единство организации предметной и речевой деятельности




План.

1. Развитие видов речевой деятельности глухих детей на фронтальных и индивидуальных занятиях.

2. Развитие речевой деятельности в быту и свободной деятельности.

 

1. Развитие видов речевой деятельности глухих детей на фронтальных и индивидуальных занятиях.

Занятия – одна из основных форм воспитания и обучения в коррекционных образовательных учреждениях.

Фронтальные занятия проводятся с группой из 6-8 детей. На фронтальных занятиях организуется практическая деятельность детей, в процессе которой дети овладевают разнообразными умениями и навыками, им сообщаются новые и уточняются имеющиеся у них знания, проводится систематическая работа. На групповые занятия выносится материал, который доступен всем детям.

Индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения детей проводятся во всех возрастных группах. Половина занятия посвящается развитию слухового восприятия, а половина – обучению произношению. Индивидуальные занятия с каждым ребенком проводятся каждый день при наполняемости группы шесть детей; при условии большей наполняемости сурдопедагог составляет расписание индивидуальных занятий.

2. Развитие речевой деятельности в быту и свободной деятельности.

Большая часть времени в дошкольных учреждениях от­водится на проведение режимных моментов. Примерно 7 ча­сов в течение дня занимают такие бытовые процессы, как подъем детей после сна, утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, прогулки, подготовка ко сну и др. Условия непосредственного общения детей с воспитателями, кото­рые создаются при этом, наиболее полно способствуют усво­ению норм поведения, формированию простейших трудо­вых умений и навыков самообслуживания, расширению представлений детей об окружающем. Бытовые ситуации, в которых систематически оказывается ребенок, становятся основой для создания чувственной базы речи. Здесь знаком­ство со словом, включение его в разные коммуникативные конструкции происходит одновременно с выполнением дей­ствий, исследованием реальных предметов, которыми он многократно пользуется, таким образом познавая их свой­ства, сферу употребления. Обучая ребенка умываться, есть, одеваться, взрослые одновременно сообщают ему слова и выражения, которые необходимы для общения в данных ситуациях.

При правильно организованной работе воспитателя все ситуации, связанные с выполнением режима дня, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и кон­кретизации его значения, включения в активную речь де­тей еще до проведения различных занятий, в том числе и по развитию речи, где данный речевой материал предъявляет­ся в другой логике и последовательности.

Организовывая детский коллектив в различных быто­вых ситуациях, воспитатели пользуются устной речью, со­общая детям слова, обозначающие названия необходимых предметов, их свойств и качеств, комментируя выполняе­мые действия, оценивая поступки и действия детей. Из общего речевого потока выделяются отдельные слова, по­ручения, вопросы, которые отражают содержание данно­го режимного момента, и детям необходимо их запомнить. Этот речевой материал предъявляется и в письменной фор­ме в более ограниченном объеме. Количество слов и фраз в письменном виде не должно быть велико, чтобы искусст­венно не удлинялось время, отведенное на режимные мо­менты.

Отбор речевого материала, предъявляемого в быту, вос­питатель осуществляет заранее вместе с сурдопедагогом на основе общего словаря к программе. Этот материал фикси­руется на табличках. В помещениях группы, где дети раз­деваются, умываются, спят, обедают, располагаются набор­ные полотна, в которых хранятся таблички с необходимы­ми по ходу данного процесса словами, поручениями, сообщениями, вопросами. По мере усвоения слов и выраже­ний они заменяются на новые. Речевой материал, представ­ленный в письменном виде, должен быть прочитан.

Для старших глухих дошкольников, владеющих устно-дактильной формой речи, речевой материал, необходимый для усвоения в быту, может сообщаться и уточняться устно-дактилъно. По мере его усвоения он может предлагаться воспитателем устно и воспроизводиться детьми также в ус­той форме.

При отборе речевого материала, планировании способов его предъявления воспитатель руководствуется рекоменда­циями сурдопедагога, в основу которых положены требова­ния программы по развитию речи.

Отбор речевого материала тесно связан с ситуацией его использования, т. к. в различных бытовых моментах он предъявляется ситуативно. Воспитатель не стремится до­биться полного усвоения слов и выражений сразу. Регуляр­ность использования одних и тех же фраз и слов в тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию их детьми, пониманию в структуре различных высказываний. В дальнейшем уровень усвоения этого материала будет по­вышаться за счет его использования на занятиях по разным видам деятельности, в процессе ознакомления с окружаю­щим, на специальных занятиях по развитию речи. Иногда наблюдаемое в практике искусственное деление словаря на «воспитательский» и «педагогический» неправомерно, так как заранее ограничивается сфера использования речевого материала. При правильном подходе одни и те же слова и выражения необходимо использовать и в быту, и на разных занятиях.

Учитывая содержание деятельности детей, воспитатели намечают и методические приемы раскрытия значений слов, стремясь обеспечить формирование точных наглядных представлений, стоящих за словом. Вводя новое слово, пе­дагог предлагает детям рассмотреть предмет, по возможно­сти потрогать, демонстрирует способ его использования. Так, знакомя младших дошкольников с полотенцем в процессе умывания, воспитатель покажет его, назовет (это полотен­це), развернет во всю длину, предложит детям потрогать и почувствовать его мягкость, затем покажет, как правильно пользоваться полотенцем. После этого детям будет предло­жено взять и рассмотреть свои полотенца, вытереть руки. Табличка со словом полотенце прочитывается воспитате­лем вместе с детьми и располагается рядом с соответствую­щим предметом. В соответствии с необходимостью исполь­зования данного предмета гигиены и общением с детьми в связи с данным режимным моментом воспитатель в даль­нейшем использует разные по характеру коммуникативные

Характеризуя речевой материал, который мо­жет быть введен при проведении режимных мо­ментов, следует отметить, что он должен:

- быть актуальным для общения детей со взрослыми и между собой, соответствовать задачам проведения соот­ветствующего режимного процесса;

- включать разные коммуникативные конструкции (по­ручения, сообщения, вопросы, отрицания), в состав ко­торых входят разные грамматические категории (существительные, глаголы, прилагательные, наречия и др.), в зависимости от ситуации общения;

- быть обеспечен повторяемостью в различных ситуациях общения.

В бытовой деятельности используются слова, в значени­ях которых может быть отражена различная степень обоб­щения. В одних случаях это слова с конкретными значения­ми (рубашка, туфли, ешь, не плачь...), в других — с более высокой степенью обобщения {работать, умываться, оде­ваться, одежда, вещи). Раскрывая значения слов с высо­ким уровнем обобщения, необходимо показывать те конк­ретные действия, которые обобщены в данном слове. Например, предъявляя детям инструкцию «умывайтесь», воспитатель демонстрирует ряд действий: открыть воду, взять мыло, намылить руки, сполоснуть руки, намылить лицо и т. д. Вначале все действия обобщаются одним словом умываться, затем, на последующих годах обучения, значе­ние слова конкретизируется: детям сообщаются названия конкретных действий. Также, например, постепенно рас­крывается обобщающее значение глагола работает. В млад­шей группе с его помощью обозначаются многие профессии и действия: варит, строит, убирает. С детьми старшего возраста, наблюдая за действиями няни, повара, дворни­ка, воспитатель конкретизирует их: «Няня работает. Она моет пол».

В быту воспитатель не только вводит новые слова, необ­ходимые для обеспечения различных речевых ситуаций, но и формирует у детей представления о речевом этикете. Он в реальных бытовых ситуациях демонстрирует детям, как нужно поздороваться, попрощаться, извиниться, поблаго­дарить. (Тетя пришла: «привет». Воспитатель произно­сит слово, демонстрирует табличку и использует соот­ветствующий жест.) Однако недостаточно только дать де­тям образец, необходимо постоянно учить их речевому общению с незнакомыми и знакомыми людьми. Вначале дети делают это по напоминанию взрослого (скажи «при­вет», поздоровайтесь), а затем дети начнут соблюдать эти нормы по собственной инициативе.

Работа по развитию речи тесно взаимосвязана с играми, изобразительной деятельностью, трудом, физическим и му­зыкальным воспитанием, формированием элементарных математических представлений. Каждый вид деятельнос­ти имеет присущие ему задачи, в соответствии с ними решаются и вопросы речевого развития детей с нарушени­ями слуха.

Если в быту речевой материал может быть усвоен, хотя и непреднамеренно, за счет многократного повторения, на за­нятиях по видам деятельности он в большей степени рег­ламентирован и усваивается в тематической логике. Рече­вой материал приобретает тематическую общность. На этих занятиях или в свободное время задачи, связанные с формированием тех или иных умений и навыков, играют ведущую роль, задачи речевого развития подчиняются им и находятся на втором плане.

Особое место в жизни дошкольника занимает игра. В ходе сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр созда­ются благоприятные условия для развития и активизации

 

Список литературы.

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004.

2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. Рекомендовано МО РФ.

3. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ.

4. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / И. Г. Багрова [и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ.

Оборудование: 1) презентация.

2) демонстрационный материал.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.