КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Лекция № 6. Развитие речевой деятельности на разных этапах обучения глухих детей
План. 1.Развитие речевой деятельности на II (1-4 классы) этапе. 2.Развитие речевой деятельности на III (5-7 классы) и IV (8-12 классы) этапах обучения глухих детей языку. 3.Соотношение видов речевой деятельности на этих этапах.
1.Развитие речевой деятельности на II (1-4 классы) этапе. В задачу второго периода обучения входит целенаправленное формирование диалогической и монологической речи, развитие навыков чтения и письма. Русский язык как учебный предмет представлен также в нескольких разделах, между которыми предусматривается тесное взаимодействие: развитие речи (развитие разговорной речи и развитие связной, устной и письменной речи), чтение и развитие речи, письмо (в 1 классе). Дополнительное время на русский язык складывается из развития речевых умений в процессе предметно-практического обучения, развития слухового восприятия и обучения произношению и ознакомления с окружающей действительностью. Чтение подразделяется на классное и внеклассное. Из общего числа часов, отводимых на работу по развитию речи, выделяются отдельные уроки, на которых ведется работа над грамматическими закономерностями (не менее 1 часа в неделю). Кроме того, систематические наблюдения и лексико-грамматические обобщения проводятся на всех других уроках в зависимости от содержания языкового материала. Из трех направлений работы по речевому развитию, обозначенных выше, ведущим становится формирование разных видов речевой деятельности, основными из которых становятся чтение и письмо. Однако первое направление работы — развитие языковой способности — не утрачивает и здесь своего значения, хотя проявление действия этого механизма должно иметь несколько иное качество. Дети в возрасте от 7 до 11 лет уже не просто подражают речевым действиям взрослого, усваивают готовые фразы через отраженно-сопряженное проговаривание и через использование речевых образцов. При достаточном речевом запасе они оказываются в состоянии полнее устанавливать аналогии в словоформах и конструкциях высказываний. Дети могут из имеющегося у них запаса слов и фраз самостоятельно выбирать наиболее соответствующие ситуации высказывания, им становится понятной и доступной вариативность речи. Как детям с нормальным слухом старшего дошкольного возраста свойственно увлечение словообразованием, так и глухие школьники начальных классов пытаются образовывать новые слова от корня знакомых слов, пользуясь различными словообразовательными морфемами. Языковая способность проявляется и в том, что дети отходят иногда от штампов и пытаются самостоятельно создавать новые высказывания по привычным для них моделям. Поскольку эти попытки бывают не всегда удачными, учителю следует внимательно относиться к ошибкам в речи детей. Языковая способность на данном этапе проявляется в усилении внимания детей к самой материи языка реальных условий общения. Ведущим, как отмечалось, становится направление работы по развитию всех видов речевой деятельности, особенно чтения и письма. Увеличивается объем работы/'по прочитанным текстам, а также по овладению умениями описывать предметы и события, писать письма родным и товарищам, заметали в стенгазету, отчеты о работе, заявки на материалы и инструменты. Отрабатывается последовательно, от класса к классу, техническая сторона процессов чтения и письма. Большое внимание уделяется содержательной стороне прочитанных текстов, что и перестраивает мотивацию речевой деятельности; мотивы, помимо деловых и личностных, все чаще бывают речевыми. Дети постепенно приучаются к тому, что с помощью применения речевых средств достигаются не только сиюминутные результаты, но нужные для последующего многократного применения. Поэтому учащиеся все больше убеждаются в том, что каждую из предъявленных учителем фраз не мешает запомнить. Накопление речевого материала идет более интенсивно, чем на первоначальном этапе, так как дети уже более осознанно относятся как к содержанию, так и к форме высказываний. Совершенствуются и другие виды речевой деятельности, особенно дактилирование (достаточная скорость, синхронность с устной речью, дифференцированное восприятие и воспроизведение всех дактилем), слухо-зрительное восприятие и собственно слуховое восприятие за счет специальных тренировочных упражнений и возрастающего объема речевой информации, предъявляемой на слух. Скорость воспроизведения и качество произношения речевого материала детьми при систематической работе над устной речью также становятся близкими к нормальному темпу речи. Третье направление в работе — работа над языковыми закономерностями с учетом системной организации языка — также становится все более заметным. Удельный вес специальных языковых наблюдений возрастает по мере накоплений речевых средств, которые нуждаются в систематизации и упорядочении. Предусматривается для каждого класса своя отработка конкретных конструкций предложений, через которые может произойти усвоение основных словоформ. Программа требует также усвоения минимума грамматической терминологии (начальная форма, единственное и множественное число, мужской, женский и средний род). Возрастает количество вопросительных слов в общем словарном составе, которые организуют структуру соответствующих высказываний, а в изолированном виде выступают в качестве лексических замен соответствующих частей речи, помогают выбору необходимой падежной формы, уточнению окончаний. Таким образом, третье направление в работе, способствующее развитию внимания к языковым закономерностям, усвоению разных типов связи, постепенно нарастает на фоне расширяющейся практики речевого общения. 2.Развитие речевой деятельности на III (5-7 классы) и IV (8-12 классы) этапах обучения глухих детей языку. На третьем этапе усиливается роль третьего направления в работе — по привлечению внимания детей к освоению системной организации языка. Это происходит в силу систематических языковых наблюдений, упражнений, анализа структуры и значения типовых высказываний. Специальной отработке подлежат наборы речевых единиц, категорий и форм, а также всех типов связей между единицами всех уровней. Синтагматические, парадигматические, иерархические отношения в структуре предложения становятся предметом специального изучения. Коммуникативная функция становится материалом анализа. Но первые два направления работы по речевому развитию не теряют своего значения. Развитие языковой способности осуществляется в усложняющихся условиях речевой коммуникации, когда учащиеся должны произвольно видоизменять речевой материал, развертывать или завершать диалог, поддерживать тему беседы или менять ее с учетом интересов собеседников, широко пользоваться синонимическими преобразованиями предложений, осознавать языковые регулярности, сходства в типах предложений, объяснять правильные и ошибочно построенные предложения. Языковая способность поднимается до уровня лингвистической, отражающейся на знаниях способов словоизменения и словообразования, правил соединения слов и пользования речевыми моделями. Развитие речевой деятельности идет по линии совершенствования произносительных навыков (говорения), восприятия знакомого и нового материала на основе зрения, чтения (с лица, с руки, с доски и т.п.), слуха. Усиливается мотивация таких видов речевой деятельности, как письмо, чтение, которые являются способом косвенной коммуникации (при отсутствии непосредственного собеседника), важным средством развития познавательной деятельности. Близкая к норме скорость и автоматизм всех речевых навыков, обеспечивающих функционирование языка, — таковы результаты, которые должны быть достигнуты в работе по формированию речевой деятельности на данном этапе обучения. Арсенал методических средств обучения в этих классах достаточно велик. Наряду с практическими методами обучения языку, могут использоваться теоретико-практические, включающие, помимо различных речевых упражнений, формулировку определенных грамматических выводов, раскрытие понятий, определение явлений с применением специальной терминологии. Большое место занимает работа с учебниками, таблицами, справочным материалом. Привлечение учащимися дополнительных источников, оформление собственных записей (конспектов) также имеет место в этот период обучения. Содержание учебных предметов, составляющих комплексный раздел программы — русский язык, все более приближается к содержанию систематических курсов массовой школы (по тематике, объему, учебным целям), однако специфика состоит в том, что постоянно ведется проработка речевых средств, необходимых для реальных условий общения. Соблюдаются и особые дидактические правила: правильная дозировка материала, обеспечение его повторяемости, разносторонние наблюдения, постепенность вхождения в новую тему, сочетание индуктивных путей усвоения знаний с дедуктивными и т. п. На заключительном (четвертом) этапе обучения языку в школе глухих основой является работа по речевому развитию школьников в 8-12 классах. Начиная с 8 класса обучение ведется по программам и учебникам массовой школы. Содержание обучения — освоение систематического курса грамматики: фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, а также школьного курса литературы. В старшем звене обучения сохраняются также уроки развития речи. Главным направлением в работе по языку из рассмотренных ранее становится третье — ознакомление учащихся с системным устройством языка, поскольку изучению подлежат все разделы русского языка, содержащие описание его как системы. В процессе изучения осваиваются определения всех грамматических понятий, используется общепринятая в школьных курсах русского языка терминология, большое место отводится разным видам грамматического разбора. При изучении литературы, наряду с содержанием литературных произведений и сведениями об истории их создания, биографиями авторов, учащимся сообщаются теоретические сведения, отражающие литературный процесс. Все это формирует целостное представление о языке и его значении для художественной литературы, делового письма, общения, познания. Однако специфика работы по языку и в старших классах школы глухих заключается в том, что не сходит на нет работа по первым двум направлениям речевого развития — развитию языковой способности и формированию видов речевой деятельности. Учителем специально подчеркиваются аналогии, регулярности в употреблении языковых форм, явления многозначности, смыслового сходства и различия слов, конструкций, целостных выражений. Учащиеся практически познают языковую норму и отступления, правила и исключения. Ведется целенаправленная работа по синтаксической синонимии, школьников учат пользоваться возможностями варьирования языковых структур. Все это развивает у глухого школьника чувство языка и коммуникативную способность, умение прогнозировать содержание и структуру обращенной речи, организовывать свое речевое высказывание с учетом ситуации общения и поведения собеседника. Глухие школьники до конца школьного обучения нуждаются в том, чтобы все виды речевой деятельности развивались, совершенствовались в техническом отношении, чтобы каждое речевое действие за счет специальной работы над ним' становилось упроченным и автоматизированным. 3.Соотношение видов речевой деятельности на этих этапах. Ведущими формами речи становятся устная, устно-дактильная и письменная. Дактильная речь становится сугубо вспомогательным средством обучения. Жестовая речь в случаях невозможности довести до сознания детей то или иное сообщение применяется как вспомогательное средство в основном во внеурочное время. Это делается чаще всего только в тех случаях, когда детям из семей глухих знакомы и понятны те или иные жесты и необходимая информация будет ими воспринята более точно, чем в словесном оформлении. Однако широкого распространения жестовой речи (даже в качестве вспомогательного средства) при существующей коммуникативной системе не должно быть, так как развитие языковой способности может происходить только на основе естественного звукового языка. Содержание обучения включает в себя тематику текстов для чтения, виды письменных работ, наборы фраз для выражения коммуникативных намерений, типологию речевых структур, подлежащих специальной отработке. Словарь разговорной речи, включенный в программу, обязателен для всех уроков. Кроме того, по каждому учебному предмету предусматривается свой терминологический словарь и типовые структуры, отражающие способ речевого оформления содержания. Результаты обучения в каждом из начальных классов учитываются в соответствии с требованиями к знаниям и умениям к концу года. Методическими приемами обучения по-прежнему выступают естественно возникающие ситуации, преднамеренно создаваемые ситуации, дидактические игры, а также специальные тематически подобранные задания и речевые упражнения на знакомом материале. Наряду с этими методическими, приемами предусматривается также специальная работа по предупреждению и исправлению ошибок в устной и письменной речи учащихся. Как и на первоначальном этапе, важным методическим путем и основным условием является употребление речи в процессе практической деятельности. На третьем этапе обучения — 5-7классы — продолжается работа по совершенствованию и развитию навыков устной и письменной речи глухих детей на основе расширения знаний об окружающей действительности в тесной связи с развитием познавательной деятельности. Задача обучения языку на данном этапе — обогащать навыки общения и произвольного выбора речевых средств за счет осознания языковых значений, что обеспечивается изучением специального пропедевтического курса грамматики и изучением литературы (с 7 класса). Основными учебными предметами, в совокупности обеспечивающими работу по обучению языку, являются: развитие речи, чтение и развитие речи (литературное чтение с 7 класса), сведения по грамматике. Увеличивается по сравнению с начальными классами объем работы по обучению письменной самостоятельной речи, совершенствованию навыков работы с книгой. Коммуникативная направленность в обучении языку реализуется не только в устной диалогической речи, но и в письменной связной речи. Это осуществляется в таких видах
Список литературы. 1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. – М.: Советский спорт, 2004. 2. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов / Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2001. Рекомендовано МО РФ. 3. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов. / Л. П. Носкова, Л. А. Головчиц. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. 4. Сурдопедагогика: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. / И. Г. Багрова [и др.]; под ред. Е.Г. Речицкой. - М.: Владос, 2004. - Рекомендовано МО РФ. Оборудование: 1) презентация.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |