Факторы конкурентного преимущества организации мы подразделяем на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации.
В данной работе названы типовые конкурентные преимущества, характерные для гипотетической организации. Конкретная российская организация может иметь только несколько из перечисленных конкурентных преимуществ.
В табл. 11.4 приведен перечень внешних факторов конкурентного преимущества организации.
Внешние факторы конкурентного преимущества организации
Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества в условиях России
Уровень конкурентоспособности страны
Открыть организацию в стране с высоким уровнем конкурентоспособности либо повышать конкурентоспособность своей страны
Уровень конкурентоспособности отрасли
Принять меры по повышению конкурентоспособности отрасли либо уйти из нее в другую, более конкурентоспособную отрасль
Уровень конкурентоспособности региона
Принять меры по повышению конкурентоспособности региона либо уйти из него в другой, более конкурентоспособный регион
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах
Переработать законодательную базу по малому и среднему бизнесу, ориентировав ее на эффективное и законопослушное ведение бизнеса
Правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов
Переработать законодательную базу функционирования экономики как систему кодексов и прав (конкурентное, антимонопольное, административное, трудовое и др.)
Открытость общества и рынков
Развитие международного сотрудничества
и интеграции, международной сводной конкуренции
Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона и т. д.
Применение экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации в статике и динамике, научных подходов к управлению различными объектами, методов управления на всех уровнях иерархии. Если руководитель не владеет научными методами, едва ли ими будет владеть исполнитель
Национальная система стандартизации и сертификации
Активизация работ в этой области, усиление контроля соблюдения международных стандартов и соглашений, правовое обеспечение гармонизации с международной системой
Государственная поддержка развития человека
Увеличить в десятки раз в российском бюджете расходы на образование, здравоохранение и социальную сферу
Государственная поддержка науки и инновационной деятельности
Совершенствовать систему трансферта (разработка новшеств, их инновация и диффузия), увеличить в десятки раз расходы из бюджета на науку'
Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии
Создание единых национальных информационных центров по сферам или отраслям народного хозяйства, отвечающих последнему слову науки и техники
Уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества
Вступление России в международные организации и развитие по международным законам
Налоговые ставки в стране и регионах
Пересмотреть налоговую систему, по возможности состыковать и унифицировать ставки
Процентные ставки в стране и регионах
Пересмотреть систему процентных ставок на всех уровнях управления и направлениях инвестирования
Наличие доступных ресурсов и контроль за ними
Увеличить удельный вес добываемых из недр Земли ресурсов, находящихся в государственной собственности, не менее чем до 50 %. Отладить государственный контроль за расходованием ресурсов
Система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране
Поступление международных, государственных и спонсорских инвестиций в данную сферу и их расходование должны находиться под государственным контролем и давать конкретный результат
Климатические условия и географическое положение страны
Охранять окружающую природную среду, повышать качество среды обитания и развивать конкурентные преимущества в этой сфере
Уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране
Комплексно формировать и реализовывать рыночные отношения, конкурентную среду
Внутренние конкурентные преимущества организации достигаются и реализуются персоналом, среди которого особую роль играют руководители. Внутренние конкурентные преимущества организации нами предлагается разделить на шесть групп:
♦ структурные, образуемые при проектировании организации;
♦ ресурсные, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
♦ технические, образуемые при проектировании, функционировании и развитии организации;
♦ управленческие;
♦ рыночные;
♦ эффективности.
В табл. 11.5 приведен перечень внутренних факторов конкурентного преимущества организации.
Внутренние факторы конкурентного преимущества организации
Что необходимо сделать для достижения и использования конкурентного преимущества
Структурные: Производственная структура организации
Миссия организации
Организационная структура организации
Специализация и концентрацияпроизводства
Уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства
Учет и регулирование производственных процессов
Персонал
Информационная и нормативно-методическая база управления
Сила конкуренции на «выходе» и «входе» системы
Проектировать организации на основе гибких производственных систем, из автоматизированных модулей и систем
Миссия должна содержать оригинальную идею, эксклюзивную сферу деятельности, конкурентоспособный продукт, популярную товарную марку и т. д.
Организационная структура должна строиться на основе «дерева целей» организации с горизонтальной координацией всех работ менеджером по конкретному товару (проблемно-целевая организационная структура)
Осуществлять проектирование организации на основе анализа принципов рационализации структур и процессов, применяя методы моделирования
Выполнять весь комплекс работ по унификации и стандартизации различных объектов с целью их упорядочения по типоразмерам, видам, методам и т. д.
Включить в структуру организации средства автоматизации учета соблюдения принципов пропорциональности, непрерывности, прямоточное™, параллельности, рит- «мичности протекания отдельных процессов
Постоянно осуществлять отбор персонала, повышать его квалификацию и создавать условия для продвижения, мотивировать качественный и эффективный труд с целью обеспечения конкурентоспособности персонала
При проектировании и развитии структур в информационные системы следует закладывать качественную информацию и нормативно-методические документы
При выборе сферы деятельности и поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, кадров и т. д. анализировать силу конкуренции и выбирать конкурентоспособных поставщиков
Ресурсные: Поставщики
Доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам
Учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации
Функционально-стоимостный анализ выпускаемой продукции Оптимизация эффективности использования ресурсов
Постоянно анализировать конкурентную среду, количество поставщиков, силу конкуренции между ними, их конкурентоспособность для выбора наилучших
Следить за параметрами рынка, чтобы не упустить возможный доступ к качественному и дешевому сырью
Стимулировать проведение подобного анализа, так как в будущем экономия ресурсов у потребителей своих товаров будет приоритетным направлением деятельности организации, фактором конкурентного преимущества
Стимулировать проведение подобного сложного, но эффективного анализа Поддерживать работу по оптимизации ресурсов, так как глобальная цель конкуренции — экономия ресурсов и повышение качества жизни
Технические: Патентованный товар
Патентованная технология Оборудование
Качество изготовления товаров
Продолжать работу по увеличению количества изобретений и патентов
То же
Увеличивать удельный вес прогрессивного технологического оборудования, снижать его средний возраст
Применять современные методы контроля и стимулирования качества для удержания конкурентного преимущества
Управленческие Менеджеры
Анализ выполнения законов организации
Организация поставки сырья, материалов, комплектующих изделий по принципу «точно в срок»
Функционирование системы менеджмента (конкурентоспособности) организации
Функционирование системы управления качеством в организации
Проведение внутренней и внешней сертификации продукции и систем
Увеличивать удельный вес конкурентоспособных менеджеров
По результатам анализа законов организации должны разрабатываться и реализовы-ваться мероприятия по совершенствованию процессов
Удержание этого конкурентного преимущества требует высокой дисциплины по всему циклу движения материалов.
В условиях удорожания производственных площадей укрепление дисциплины поставок становится эффективным направлением конкурентной борьбы
Дальнейшее удержание этого конкурентного преимущества требует высокой квалификации персонала, применения научных методов управления
Система управления качеством должна соответствовать международным стандартам ISO серии 9000 (версии 2000), научным подходам и принципам управления качеством
Удержание этого преимущества возможно при достижении высокой конкурентоспособности выпускаемой продукции
Рыночные: Доступ к рынку ресурсов, необходимых организации
Доступ к рынку новых технологий
Лидирующее положение на рынке товаров
Эксклюзивность товара организации
Эксклюзивность каналов распределения
Эксклюзивность рекламы товаров организации
Эффективная система стимулирования сбыта и послепродажного обслуживания
Прогнозирование политики ценообразования рыночной инфраструктуры
Для получения этого преимущества необходимо изучить параметры рынков на,. «входе» системы (организации), а для его сохранения — проводить мониторинг рыночной инфраструктуры
То же
Для удержания этого главного преимущества необходимо постоянно принимать меры по удержанию всех конкурентных преимуществ организации
Это преимущество достигается высокой патентоспособностью товаров, что, в свою очередь, обеспечивает их конкурентоспособность по сравнению с товарами-заменителями
Это преимущество достигается высоким уровнем логистики, сохраняется конкурентоспособными маркетологами и работниками сбыта
Для сохранения преимущества необходимы высокая квалификация работников рекламы и достаточные средства на нее
Преимущество достигается высокой квалификацией экономистов, психологов и менеджеров организации и, конечно, необходимыми средствами
Для сохранения этого конкурентного преимущества необходимо по своим товарам анализировать действие законов спроса, предложения, конкуренции и др., иметь качественную информационную базу и квалифицированных специалистов
Эффективность функционирования организации
Показатели доходности (по показателям рентабельности продукции, производства, капитала, продаж)
Интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала) Финансовая устойчивость функционирования организации
Доля экспорта наукоемких товаров
Экономические показатели определяют качество функционирования организации по всем аспектам и направлениям. Поэтому для удержания своих конкурентных пре- имуществ организация должна повышать научный уровень управления
Уровни доходности, интенсивности использования капитала и финансовой устойчивости функционирования организации определяются индивидуально
Чем выше сила конкуренции в отрасли, тем меньше будет доходность и себестоимость товаров, но выше интенсивность и качество товаров
Конкуренция является также фактором повышения эффективности использования всех ресурсов
Перечисленные в табл. 11.4 и 11.5 внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества являются максимально возможными для абстрактной организации. Для конкретного предприятия количество конкурентных преимуществ может быть любым.
Значение каждого преимущества можно рассчитать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. В принципе, чем больше организация имеет конкурентных преимуществ перед настоящими и потенциальными конкурентами, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность, перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления, завоевывать новые конкурентные преимущества на основе эксклюзивного подхода.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление