Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие устной речи на уроках литературы




Критерии речевого развития учащихся средней школы

Основные направления работы по развитию речи учащихся

1.Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно – критических материалов.

2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологического высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний.

3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения.

4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе.

5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.

 

1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности.

2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения творчества писателя.

3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно-критического характера.

4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня.

5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практические владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический пересказ слово о писателе и т.д.).

6. Содержательность высказывания.

7. Четкость высказывания, стройность композиции высказывания.

8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления.

9. Ведение диалога на литературные темы.

10. Самостоятельность в подготовке выступления.

11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями.

12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.

 

Исходя из данных критериев речевого развития для учащихся каждого «речевого возраста»разрабатываются собственные критерии и уровни, служащие ориентирами для организации речевой деятельности в процессе изучения литературы.

 

 

Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности.

Хотя работа по развитию письменной и устной речи школьников проходится на всех учебных занятиях, в школе проводятся специальные уроки по развитию речи. В.Я. Коровина разработала вариант структуры такого урока:

1. Слово учителя о задачах специального урока.

2. Словарная работа.

3. Беседа. Диалоги. Введение слов, над которыми велась работа, предложение собственной конструкции. Формирование ответов и вопросов.

4. Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы.

5. Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурс.

6. Рассматривание о обсуждение иллюстраций.

7. Диалоги. Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях.

8. Отзывы, рецензии учащихся.

9. Прослушивание авторского актерского чтения.

10. Обсуждения, диалоги, беседа, Рассказ-рассуждение по поводу услышанного, сообщения о художниках.

11. Заключительное слово учителя.

12. Подведение итогов: удачи и недостатки, пожелания каждому.

 

Другие приемы по совершенствованию устной речи школьников применяются в процессе работы над художественным произведением:

- различного рода виды и жанры монологического высказывания (репродуктивные и продуктивные);

- пересказы художественного текста (подробный, выборочный, краткий, с изменением лица рассказчика);

- доклады, сообщения (информативные, исследовательские, проблемно-дисскуссионные).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1602; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.