КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Развитие устной речи на уроках литературы
Критерии речевого развития учащихся средней школы Основные направления работы по развитию речи учащихся 1.Словарно-фразеологическая работа с текстом художественного произведения и литературно – критических материалов. 2. Обучение школьников различным видам и жанрам монологического высказываний на литературные темы от пересказов текста до индивидуально-творческих высказываний. 3. Организация речевой деятельности школьников в процессе диалогического общения. 4. Создание речевых ситуаций, стимулирующих развитие речи школьников на деятельностной основе. 5. Активизация межпредметных взаимодействий на уроках литературы в аспекте речевой деятельности.
1. Владение активной лексикой, характеризующей духовный мир писателя и героя литературного произведения, нравственно-психологические особенности человеческой личности. 2. Владение общественно-философской и научной терминологией, использование ее в характеристике эпохи, мировоззрения творчества писателя. 3. Владение теоретико-литературной и искусствоведческой терминологией, использование ее в процессе анализа художественного текста и различных высказываниях литературоведческого и литературно-критического характера. 4. Владение изобразительно-выразительными средствами языка, в том числе пословицами, поговорками, афоризмами, использование их в контекстной речи различного уровня. 5. Понимание особенностей вида и жанра высказывания в соответствии с его целями, ситуацией общения и умение практические владеть им (аналитический пересказ, художественный пересказ, ответ, сообщение, доклад, художественно-биографический пересказ слово о писателе и т.д.). 6. Содержательность высказывания. 7. Четкость высказывания, стройность композиции высказывания. 8. Владение приемами общения со слушателями во время выступления. 9. Ведение диалога на литературные темы. 10. Самостоятельность в подготовке выступления. 11. Оптимальное сочетание в высказываниях материала, изученного по литературно-критическим, литературоведческим источникам, на основе анализа текста, с собственными рассуждениями. 12. Владение особенностями того или иного речевого стиля в соответствии с определенным жанром высказывания и ситуацией общения.
Исходя из данных критериев речевого развития для учащихся каждого «речевого возраста»разрабатываются собственные критерии и уровни, служащие ориентирами для организации речевой деятельности в процессе изучения литературы.
Проблема развития устной речи школьников приобретает все большее общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры личности. Хотя работа по развитию письменной и устной речи школьников проходится на всех учебных занятиях, в школе проводятся специальные уроки по развитию речи. В.Я. Коровина разработала вариант структуры такого урока: 1. Слово учителя о задачах специального урока. 2. Словарная работа. 3. Беседа. Диалоги. Введение слов, над которыми велась работа, предложение собственной конструкции. Формирование ответов и вопросов. 4. Упражнения на развитие связной речи: конкурсные пересказы, рассказы. 5. Выразительное чтение прозаических и стихотворных текстов. Конкурс. 6. Рассматривание о обсуждение иллюстраций. 7. Диалоги. Рассказы о художниках, суждения об иллюстрациях. 8. Отзывы, рецензии учащихся. 9. Прослушивание авторского актерского чтения. 10. Обсуждения, диалоги, беседа, Рассказ-рассуждение по поводу услышанного, сообщения о художниках. 11. Заключительное слово учителя. 12. Подведение итогов: удачи и недостатки, пожелания каждому.
Другие приемы по совершенствованию устной речи школьников применяются в процессе работы над художественным произведением: - различного рода виды и жанры монологического высказывания (репродуктивные и продуктивные); - пересказы художественного текста (подробный, выборочный, краткий, с изменением лица рассказчика); - доклады, сообщения (информативные, исследовательские, проблемно-дисскуссионные).
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 1638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |