КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теория аргументации
Родоначальниками теории аргументации являются X. Перельман, Ф. Ван Еемерен и Р. Гроотендорст. Рассматривая в качестве объекта изучения оправдание или опровержение рациональным образом чьей-либо точки зрения, они не смогли описать этот вид деятельности средствами наук, традиционно сориентированных на высказывание: логики и лингвистики. Логика оказалась слишком абстрактной, а лингвистика — слишком конкретной для этих целей. Теория аргументации же была рассмотрена не только как теория высказываний, но как теорий речевых актов (т. е. более широко), поскольку общение видится как обмен речевыми актами разной степени сложности. Аргументация определяется как «социальная, интеллектуальная, вербальная деятельность, необходимая для того, чтобы оправдать или опровергнуть мнение, состоящее из набора высказываний и направленное на то, чтобы получить одобрение аудитории». Аргументации, как и PR, присуща ориентация на реальный речевой контекст, а не на теоретические обобщения, которые свойственны логике. Теория аргументации оперирует следующими характеристиками: • Экстернализация аргументации – принципиальная ориентация на вербальную коммуникацию. • Функционализация аргументации. Аргументация предстает как целенаправленная деятельность, процесс, а не результат (продукт) как в логике. • Социализация аргументации. Аргументация имеет коммуникативный и интерактивный характер, когда говорящий.и слушающий поочередно меняются местами. • Диалектификация. Независимо от того, идет ли речь о про-аргументации или о контраргументации, всегда один из пользующихся языком обращается к оппоненту, который предположительно занимает позицию рационального судьи. Если последний реагирует на аргументации критически, то происходит критическая дискуссия. Поскольку аргументация считается сложным речевым актом, то разрешение спора представляет последовательность четырех стадий: 1. Стадия конфронтации, где выдвигаются и подвергаются сомнению точки зрения сторон. 2. Стадия открытия дискуссии, где стороны договариваются о правилах дискуссии и защищают/критикуют точку зрения. 3. Стадия аргументации, представляющая собой peальную дискуссию, когда требуется дальнейшая аргументация для разрешения сомнений. 4. Заключительная стадия, где устанавливается то, как разрешен спор. Теоретики аргументации внесли вклад в разработку правил проведения дискуссий. К примеру, требуется, чтобы оппоненты 1) установили, какие пропозиции они принимают для начальной стадии совместно, без аргументации, 2) какой процедурой они будут признавать совместно правильность аргументов. Для управления общественными отношениями могут быть интересными следующие положения теории аргументации. 1. Существенное внимание уделяется анализу реального речевого употребления, а не искусственным примерам. 2. Теория аргументации не просто анализирует речевую реальность, но и порождает ее, задавая процессы представления аргументов. 3. Собеседник, в отличие от большинства гуманитарных наук, воспринимается как равно-активный с говорящим.
3. Герменевтика – искусство понимания и истолкования Герменевтика есть искусство понимания (истолкования), искусство поиска путей перехода от знака к значению, имеющая долгую историю. Корни герменевтики уходят в решение проблемы восстановления «аутентичной» версии Библии во времена до появления печати, когда рукописное ее копирование приводило к появлению множества ошибок. Священные тексты прошлого требовали более внимательного прочтения, чем тексты массовой культуры сегодняшнего дня. С другой стороны, известна традиция аллегорической интерпретаций слов писаний и высказываний, когда в словах искался очень глубинный, часто мистический смысл. Так, Г. Шпет говорит об историческом существовании двух видов герменевтики: «В первом случае слово как знак, подлежащий истолкованию, указывает на «вещь», предмет и на объективные отношения между вещами, которые вскрываются путем интерпретации, и сами эти объективные отношения, очевидно, связывают сообщающего о них; во втором случае слово указывает только намерения, желания, представления сообщающего, и интерпретация так же свободна и даже произвольна, как свободно желание сообщающего вложить в свои слова любой смысл или много смыслов, поскольку это соответствует его намерениям». Данный контекст способствовал возникновению понятия герменевтического круга. Суть данного явления заключается в понимании части с точки зрения целого, а целого – с точки зрения частей. Так, смысл предложения состоит из смысла отдельных слов, взятых в совокупности. Однако не стоит забывать, что и смысл слова становится более ясным из контекста предложения. К примеру, смысл слова «коса». Конечно, нельзя интерпретировать текст без знания логики и грамматики, но сам говорящий облекает свою речь в форму логическую и грамматическую, уже заранее понимая, что он хочет сказать. От создателя герменевтики Ф. Шлейермахера нам известны следующие ее каноны: 1. Все, что еще нуждается в более близком определении в данной речи, может определяться только из языка автора и его первоначального круга читателей. 2. Смысл всякого слова в данном месте должен определяться по его связи со смыслом контекста. Иными словами, и эту мысль мы встречаем у Гадамера, герменевтика должна понимать часть с точки зрения целого, а целое с точки зрения части. Например, интерпретируя книгу, исследователь должен остановить ту перспективу, в рамках которой автор формулирует свои взгляды. Традиция, а также то, что он называет «слиянием горизонтов», является для Гадамера мостом, перекрывающим пространственный временной разрыв между автором и интерпретатором. Однако этот разрыв не может никогда быть преодолен, так же как невозможна полностью верная интерпретация. Интерпретации всегда имеют пробный характер, являясь предметом постоянного пересмотра рамках герменевтического круга. Если говорить о правилах истолкования текста, то, следуя традициям Ф. Шлейермахера, можно предложить следующие: 1. Истолкование должно начинаться с общего обзора, дающего возможность понять единство произведения и его основные черты. 2. Всегда необходимо соотносить целое и части – следовать правилу герменевтического круга. 3. Стремиться к пониманию стиля не только в рамках языка, но и мышления автора, однако помнить, что это понимание не может быть абсолютным. 4. Прежде чем истолковывать текст, нужно знать биографию автора и культурно-исторический контекст появления текста. 5. При истолковании использовать как интуитивный («прочувствование»), так и аналитический метод. 6. Идея или цель текста (произведения) может быть видна только из объединения содержания текста и круга адресатов, для которых он был написан. Чем же герменевтика интересна для связей с общественностью? Во-первых, PR-коммуникации должны интерпретироваться с учетом всех возможных вариантов Во-вторых, герменевтика сильно завышает позицию интерпретанта, равно как и PR, работая с событиями, комментирует и интерпретирует их, используя герменевтику для восстановления пропущенных смыслов и создания новых символов. Кроме того, без точного знания своей целевой аудитории невозможно создать вариант эффективного сообщения. Наконец, общая цель герменевтики – достижение соглашения и гармонизация отношений – отражена во многих определениях PR. А цель любого понимания – достижение согласия по существу, то, ради чего мы общаемся друг с другом и договариваемся между собой.
Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 761; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |