Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нейролингвистическое программирование

Читайте также:
  1. Алгоритмизация и программирование
  2. Модульное программирование
  3. Мультипрограммирование
  4. Мультипрограммирование в системах реального времени
  5. Мультипрограммирование на основе прерываний
  6. Объектно-ориентированное программирование
  7. Объектно-ориентированное программирование
  8. Программирование ветвлений
  9. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений
  10. Программирование и планирование борьбы с преступностью, предупреждения преступлений
  11. Программирование пункта Закрыть главного меню Файл

Ecли два человека при встрече обменяются долларами, у каждого останется по доллару. Если же эти люди при встрече обменяются идеями, у каждого останется две идеи.

Томас Джефферсон

Компонент «нейро» относится к нервной системе. Человеческий опыт представляет собой комбинацию или синтез информации, которую мы получаем и обра­батываем с помощью нервной системы. На практике это связано с восприятием мира через чувства: зрение, осязание, слух, обоняние и вкус.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) связано также с лингвистикой. С точки зрения НЛП, язык в некотором смысле является продуктом нервной системы и представляет собой один из основных спо­собов, которым человек может активировать или сти­мулировать нервную систему других людей.

В основе НЛП лежит представление о том, что обучение, память и творчество являются функциями определенных нейролингвистических программ, которые с большей или меньшей эффективностью служат вы­полнению определенных задач или достижению опре­деленных результатов. То есть мы, как человеческие су­щества, осуществляем взаимодействие с окружающим миром посредством внутреннего программирования.

Цель НЛИ состоит в том, чтобы дать людям больше вариантов поведения. Обладание только одним способом делать вещи – это отсутствие выбора вообще. Иногда этот способ будет работать, а иногда нет, так что всегда найдутся такие ситуации, с которыми чело­век не будет в состоянии справиться. Два способа по­ставят его перед лицом дилеммы. Иметь выбор – это значит быть способным использовать как минимум три подхода к ситуации.

Значимыми для PR являются такие аспекты НЛП, как принцип «карты и территории», рефрейминг, ме­тафора, три позиции восприятия, списки для визуаль­ного наблюдения и техника якоря.

НЛП исходит из предположения о том, что карта не есть территория. Людям не дано познать реальность в том смысле, что нам приходится воспринимать ее с помощью органов чувств, а возможности этих орга­нов ограничены. Мы можем лишь составлять карты окружающей реальности на основе информации, ко­торую получаем через органы чувств, а также взаимо­связей между этой информацией и нашими личными воспоминаниями.

Важно понимать, что у каждого есть собственное мировоззрение, основанное на индивидуальных нейролингвистических картах. Таким образом, если до­полнить или расширить свою «карту мира», в той же реальности можно обнаружить гораздо больше воз­можностей для выбора.

Техника рефрейминга считается основной техникой изменения в НЛП и позволяет иначе интерпретировать те или иные проблемы и находить новые решения. С пси­хологической точкой зрения произвести рефрейминг – значит преобразовать смысл чего-либо, поместив это в новую рамку или контекст, отличный от исходного.



Рамка (фрейм) вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм ре­фрейминга. В НЛП рефрейминг заключается в уста­новлении новой психологической рамки вокруг содер­жания какого-либо переживания или ситуации, а за­тем в расширении нашего восприятия этой ситуации для поиска выхода из нее.

Выделяют несколько видов рефрейминга: изменение размеров, фрейма, рефрейминг контекста, рефрейминг содержания, рефрейминг кри­тиков и критики.

Идея рефрейминга применительно к позиции «дру­гого», человека извне, находит отражение в метафоре. «Главнейшим требованием, предъявляемым к метафо­ре в отношении ее эффективности, является то, чтобы она встречала клиента в его модели мира. Это не озна­чает, что содержание метафоры обязательно должно совпадать с содержанием ситуации клиента. «Встре­тить клиента в его собственной модели мира» означает лишь то, что метафора должна сохранять структуру данной проблемной ситуации».

Один из базовых инструментов НЛП – три позиции восприятия, с которых осуще­ствляется сбор и интерпретация информации:

1. Первая позиция – мы видим, слышим и чувствуем с собственной точки зрения.

2. Вторая позиция – мы ощущаем себя «в шкуре» моделируемого человека, пытаясь думать и действовать максимально приближенно к мыслям и поступкам другого человека.

3. Третья позиция – мы отстраняемся от ситуации и наблюдаем моделируемого человека во взаимодействии с другими людьми, оставаясь незаинтересованным наблюдателем.

Существует также четвертая позиция восприятия, которая предполагает своего рода интуитивный синтез всех этих ракурсов и подразумевает системно рассмотрение.

Итак, НЛП построено на следующем базисе: человек получает информацию по ряду коммуникативных каналов (аудио, визуальный и т. д.), но для каждого из нас тот или иной канал является доминирующим, ведущим. Мы как бы сориентированы на него и даже привычно описываем ситуации, часто не обращая на это внимания, словами из одного набора. В рамках НЛП предлагается следующий список для визуального наблюдения за собеседником:

1. Руки индивида.

2. Движения индивида.

3. Ноги и ступни ног индивида.

4. Паттерны фиксаций при движении глаз (под этим имеются в виду отмеченные движения глаз при запуске доступа к информации).

5. Взаимосвязь голова/шея/плечи.

6. Выражение лица, в особенности брови, рот и лице­вые мышцы.

Поскольку индивид достаточно жестко сориенти­рован на один канал (такова основная гипотеза НЛП), то управляемое извне переключение на другой канал может привести к интересным результатам. Так, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер приводят в качестве приме­ра прием одного шамана, который просил обративше­муся к нему человеку с головной болью пять минут смотреть на лист бумаги. И боль отступила. Их интерпретация такова: ощущение боли идет по одному каналу, переключение на иной освобождает от боли.

И ещё одна техника НЛП – «якорь». Прикоснове­ние, звук, визуальные символы, запах, сопрягаясь пер­воначально с опытом, потом и сами по себе могут вы­зывать необходимые переживания. Подробно описан­ная на индивидуальном уровне, эта техника работает и с коллективным поведением. Звуковыми якорями могут быть национальный гимн, звук кремлевских ку­рантов, ассоциируемый со встречей Нового года на всей территории России. «Якорь» может как стимули­ровать нужное поведение, так и останавливать неже­лательное.

Очень интересно, что подобные позитивные якоря издавна используются рекламой и оттуда были заимст­вованы PR. Это использование детей, домашних жи­вотных, на которых у аудитории исключительно поло­жительная реакция. Маргарет Тэтчер использовала для этого даже чужую собаку, прогуливаясь с ней пе­ред камерой по пустынному пляжу.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Нейролингвистическое программирование

Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 68; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.224.102.26
Генерация страницы за: 0.012 сек.