Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В теории потребительского поведения и теории производства и издержек




Эффект масштаба производства.

Одним из основных вопросов при организации бизнеса является вопрос: при каком размере предприятия бизнес будет более эффективным: при крупномасштабном или мелкомасштабном. Концепция эффекта масштаба предполагает, что все факторы являются переменными, а потому она носит долгосрочный характер. Этот эффект определяет, что происходит с выпуском продукции, когда количество всех ресурсов увеличивается в одинаковых пропорциях.

Если фирма в долгосрочном периоде, стремясь к максимизации прибыли, наращивает объемы производства, то характер отдачи от масштаба может различаться:

1) положительный эффект масштаба (темпы роста объемов выпуска превышают темпы роста затрат);

2) нейтральный эффект масштаба (темпы роста объемов выпуска и темпы роста затрат совпадают);

3) отрицательный эффект масштаба (темпы роста затрат превышают темпы роста объемов выпуска).

Положительный эффект масштаба объясняется тем, что значительные постоянные затраты распределяются на все большее количество выпускаемой продукции, в связи с чем средние издержки выпуска снижаются. Кроме того, сказывается эффект конвейерного производства, основанный на разделении труда и на экономии от узкой специализации производственных единиц на отдельных технологических операциях.

Отрицательный эффект масштаба определяется неповоротливостью крупных фирм и организационными трудностями по управлению такими фирмами.

  1. Сопоставление основных понятий в теории потребительского поведения и теории производства и издержек. Точка безубыточности. Правило MR = MC.

Табл. 6.1. Сопоставление основных понятий

Теория потребительского поведения Теория производства и издержек
Объект изучения
потребитель фирма
Вид деятельности
приобретение множества товаров приобретение множества различных ресурсов и их использование в различных целях
Объект деятельности
основные товары (X и Y) основные ресурсы (L; K; Q; PR)
Цель деятельности
1) получение максимальной полезности от потребления благ     2) TUmax, TU = f (Qx, Qy)–функция полезности 1) выпуск наибольшего количества товаров с использованием ограниченного количества ресурсов   2) Qmax, Q = f (L, K, G, PR) –производственная функция – зависимость между количеством используемых факторов производства и максимальным количеством выпускаемой продукции
Инструменты анализа
1) кривая безразличия     2) карта безразличия     3) MRS – предельная норма замещения   4) бюджетная линия 1) изокванта – кривая, показывающая все сочетания переменных ресурсов, которые могут быть использованы при выпуске некоторого фиксированного объема продукции   2) карта изоквант – множество всех изоквант, заполняющих координатную четверть   3) MRTS, L, K – предельная норма технологической замены–соотношение, в котором один ресурс может быть заменен другим без изменения суммарного количества выпускаемой продукции   4) изокоста (прямая равных издержек) – линия, показывающая все сочетания переменных ресурсов, приобретение которых требует одинаковых затрат

 

Точка безубыточности

Под точкой безубыточности понимается такая выручка и такой объём производства, которые обеспечивают фирме покрытие всех её затрат и нулевую экономическую прибыль (рис. 6.1).

Рис. 6.1. Точка безубыточности.

Если фирма производит продукции меньше Q б, то она терпит убытки, если больше Q б – получает прибыль. В точке безубыточности выручка равна валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой, а объём производства – пороговым объёмом производства.

Для максимизации прибыли необходимо сравнивать предельные издержки и предельный доход.

Максимум прибыли достигается при условии равенства предельных издержек и предельного дохода, т.е. MR = MC.

Если MR > MC, то производитель может ещё увеличить объём производства, который будет сопровождаться увеличением прибыли.

Если MR < MC, то производство дополнительной продукции повлечёт за собой убытки и дальнейший рост объёма производства не приведёт к увеличению прибыли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 714; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.