Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Олигополия




Антимонопольное регулирование, его цели и инструменты.

Монополия.

Признаки монополии:

1. фирма-монополист является единственным поставщиком на рынке некоторого товара;

2. товар монополиста не имеет близких заменителей;

3. существуют различного рода барьеры для хода на рынок и выхода с него.

Виды барьеров:

· экономический (возникает в результате действия конкурентных сил);

· юридический (возникает, если в отрасли действуют антимонопольные законодательства либо если монополист производит общественно-значимые товары, вследствие чего его позиции на рынке защищаются от конкурентной борьбы государством);

· естественный (возникает в случае естественной монополии).

Естественная монополия появляется в отрасли, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималось множество фирм. Как правило, охраняется государством.

Чистая монополия представляет собой идеальную модель, которая является полной противоположностью совершенной конкуренции.

Фирма-монополист сталкивается с кривой спроса на свой продукт, имеющий отрицательный наклон.

При выборе объема выпуска монополист руководствуется правилом MC = MR.

В некоторых случаях монополия может инициировать ценовую дискриминацию, то есть назначать различную цену разным покупателям на один и тот же товар. Это делается с целью перераспределить в свою пользу весь потребительский излишек на рынке. В случае совершенной ценовой дискриминации каждому покупателю назначается персональная цена.

Возникающая в условиях монополии неэффективность в распределении (рыночные цены выше предельных издержек производства) и использовании (средние издержки производства выше минимальных) ресурсов обусловливает необходимость регулирования деятельности монополий с целью снижения цен и увеличения объема выпуска. Такое регулирование реализуется посредством применения правовых норм и экономических мер.

Виды и инструменты антимонопольного регулирования:

· Демонополизация (прямая ликвидация монопольного состояния рынка)

· Регулирование естественной монополии (воздействие со стороны государства путём контроля за ценами и объёмами производства)

· Регулирование искусственных монополий (противодействие их формированию и разрушение уже существующих с помощью различных санкций)

· Регулирование рыночной концентрации (размеров фирм)

Олигополия – промежуточное звено между монополией и совершенной конкуренцией.

Признаки:

1. на рынке оперируют несколько крупных продавцов;

2. вход в отрасль для новых фирм затруднен или невозможен (экономический барьер), а выход всегда открыт;

3. товар, как правило, слабо дифференцирован.

Универсальной теории олигополии не существует.

Важная особенность: у участников рынка есть возможность вступать друг с другом в сговор и вести ценовые войны, что может приводить к снижению уровня цен до уровня совершенной конкуренции. Во избежание неблагоприятного воздействия ценовых войн на свои доходы фирмы могут договориться о создании картеля с целью совместной максимизации прибыли путем синхронного ограничения объемов выпуска и цен.

Дилемма олигополистов: в подобной ситуации фирма, как правило, стремится застраховать свои позиции, угрожая конкуренту, что в случае его «предательства», он может реализовать стратегию «возмездия» и предложить рынку высокий объем выпуска.

Олигополист, как правило, исходит из того, что конкурент последует за ним, если он снизит цену, но не последует, если он их повысит.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.