Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение. Потребности являются категорией, используемой во многих науках и научных дисциплинах: философии, физиологии




Потребности являются категорией, используемой во многих науках и научных дисциплинах: философии, физиологии, психологии, социологии, педагогике, товароведении, экономике и т.д. Каждая из наук наиболее обстоятельно изучает потребности в соответствии с предметом своего исследования. Поскольку нормативного определения этого термина нет, в табл. 2.1 представлено несколько определений его разных авторов.

 

Таблица 2.1 Определения

  Источник Определение
  Советский энциклопедический словарь По­требность - нужда в чем-либо, объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности, социаль­ной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности.
  Словарь русского языка С.И.Ожегова По­требность - необходимость в чем-либо, требующая удовлетворения.
  Экономический словарь-справочник (М., Экономика, 1988г. авторы -Л.Я.Баранова и А.И.Левин) Потребность - надобность в чем-либо, необходимом для поддержания нормальных условий жизни и функциони­рования.  
  Филипп Котлер. Основы маркетинга.-М.: Прогресс.-1990. С.47-48.. По­требность-нужда - чувство, ощущаемое человеком, нехватки чего-либо, Потребность - нужда, принявшая специфическую фор­му в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
«Проголодавшемуся жителю острова Бали требуются плоды манго, мо­лоденький поросенок и фасоль. Проголодавшемуся жителю Соединенных Штатов - булочка с рубленым бифштексом, обжаренная в масле картофель­ная стружка и стакан кока-колы. Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурно­му укладу данного общества». Филипп Котлер.
  Качество непродовольственных товаров. Учебное пособие./ Сероштан М.В., Михеева Е.Н., -М.: Изд-во «Дашков и К0», 2000, 163с. Потребности- это отражение объективно необходимого потребления населения, обусловленного социальными условиями жизни и материального благополучия.

 

Это позволяет глубоко и разносторонне изучить потребности, применяя специфические методы и инструментарии исследования, и получить наиболее полное представление о природе потребностей и закономерностях их развития на основе синтеза достижений различных наук.

При изучении потребностей многие ученые-экономисты в течение продолжительного времени считали неверными выводы естественных наук о биологической основе потребностей, о том, что именно потребности определяют поведение людей. Они утверждали, что потребности являются, прежде всего, категорией производства и поэтому не должны изучаться вне тесной связи с производством. Если бы была принята их точка зрения, то невозможно достоверно выяснить, что вызывает развитие самого производства, почему развивается наука, и появляются новые изобретения, материалы, конструкции, новые способы удовлетворения одних и тех же потребностей.

В условиях рыночной экономики, в которых конкурентная борьба фирм за рынки сбыта является, по сути, борьбой за наиболее эффективное удовлетворение потребностей, ответ на эти вопросы однозначен: потребности людей являются исходным моментом и стимулом всякого производства. Потребностей у человека много, их количество зависит от связей и контактов человека с окружающей средой.

Классификация потребностей осуществляется, как правило, на основе анализа этих связей и контактов. Потребительские товары удовлетворяют лишь ограниченную часть потребностей человека.

Иногда термин «потребность» заменяется термином «интерес», под кото­рым понимают объективную потребность субъекта в материальных и мораль­ных благах.

Ограниченность потребностей обусловлена степенью, уровнем их развития и объективной невозможностью быстро и полностью удовлетворить всевозрастающие потребности в силу ограниченности экономических (природных, технологических, трудовых, финансовых и других) ресурсов. Неограниченными или безграничными могут быть желания или прихоти, а не потребности, что не одно и то же.

Желание — это влечение, стремление к осуществлению чего-нибудь. Желание есть проявление не только потребности, но и других субъективных интересов людей. Поэтому понятие "жела­ние" больше по объему, т.е. шире по содержанию, чем понятие "потребность". Однако заметим, что и умеренные (обычно соответствующие потребностям), и чрезмерные желания удовлетворяются экономическими методами. [Федюкин]

 

В начальный период своего существования человек имел ограниченные потребности и удовлетворял их непосредственно предметами, которые находил в окружающей его природе. Однако по мере развития человека рождались но­вые потребности, удовлетворить которые предметами окружающей его приро­ды он уже не мог. Неудовлетворенность пробуждала к поиску и постепенно привела человека к производственной деятельности, в результате которой он начал создавать такие предметы, которые удовлетворяли его новые потребно­сти.

Зарождение потребностей вызывает и стимулирует деятельность по поис­ку средств и способов их удовлетворения. Предметы окружающей чело­века природы обладают полезными свойствами. У предметов результата труда, как правило, полезные свойства более специализированы, целесообразны. По этой причине предметы, создаваемые людьми для удовлетворения кон­кретных потребностей, при рыночных отношениях носят товарную форму. Чтобы иметь, приобрести такие предметы, необходимо вступить в экономиче­ские отношения с производителем этих предметов.

Таким образом, одно из общих свойств, присущих всем видам потребно­стей, заключается в способности побуждать человека, людей, общество к действию по удовлетворению потребностей, вступая во взаимодействие с природой или экономическими отношениями между собой. Существование, развитие и углубление потребностей движет всем производственным базисом общества, определяя его специализацию и масштабы.

Потребность первична по отношению к производству, причем не только по значению, ведущей роли, но и во времени - она рождается и развивается прежде, чем начинается создание и изготовление материальных носителей свойств, нужных для удовлетворения этой потребности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.