КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребитель - отдельный человек или группа лиц, предъявляющих к объекту одинаковые требования
Классификация потребителей Спрос Несовпадение закона распределения потребности и объемов выпуска продукции
Спрос — это форма выражения реальной потребности, представленная на рынке, обеспеченная соответствующей суммой денежных средств покупателей, которые, имея потребность в некотором товаре, могут оказаться потребителями, совершив акцию «купли-продажи». Иногда спрос называют платежеспособной потребностью. При управлении качеством следует знать, что спрос имеет шесть разновидностей. 1. Скрытый спрос. Это вид спроса, являющийся предвестником появления в будущем потребностей. Его выявление играет решающую роль в управлении качеством. 2. Полноценный спрос. Его проявлением служит удовлетворенность производителя объемами реализации продукции и получаемыми доходами. Задача состоит в том, чтобы всемерно поддерживать уровень такого спроса. 3. Нерегулярный спрос. Этот вид спроса характеризуется неустойчивой динамикой. Как правило, нерегулярный спрос связан с изменениями потребностей в зависимости от сезона, дня недели и даже времени суток. Такие колебания зависят не столько от качества, сколько от образа жизни, характера труда и отдыха потребителей. И при всем при этом решающим будет фактор устойчивости или неустойчивости доходов покупателей. 4. Чрезмерный спрос. Это явление часто рассматривается в рамках маркетинговых исследований. Там оно изучается в тех случаях, когда уровень спроса выше, чем производитель может или хочет удовлетворить потребителя, покупателя. На западном рынке в этих случаях принимаются меры искусственного снижения спроса путем монополизации высоких цен, свертывания сервиса, ослабления усилий по рекламе, стимулирования и использования других подобных мер. Таким действиям даже придумано специальное название - «демаристинг». 5. Падающий спрос. После полноценного спроса рано или поздно наступает снижение объема потребности или смена одной потребности другой. И, как следствие, начинает уменьшаться, падать спрос. Это - одна из причин, можно сказать, естественная причина падения спроса. Другая причина связана с возможными изменениями денежных доходов потребителей, обострением инфляционной ситуации. Желательно предвидеть момент наступления падения спроса и заблаговременно принимать меры. 6. Нерациональный спрос. Такой вид спроса связан с той продукцией, которая хотя и пользуется спросом, удовлетворяет некоторые личные или производственные потребности, но при этом наносит ущерб здоровью человека или окружающей среде.
Потребности, данные человеку природой, условно называют первоначальными. Это потребности еще не в конкретных изделиях, а скорее в условиях, обеспечивающих жизнедеятельность человека. Постепенно, по мере развития цивилизации, они превратились в потребности в одежде, жилище, средствах передвижения, источниках информации, познании, общении, эстетическом наслаждении и т.д. Постоянно происходит эволюция потребностей. На первый взгляд кажется, что потребности людей глубоко индивидуализированы. На самом деле множество очень разных людей покупают и потребляют одни и те же или очень близкие по свойствам товары. Это происходит потому, что их потребности формируются под влиянием одних и тех же факторов, определяемых развитием общественного производства и условиями жизни. Поэтому при решении различных задач, связанных с производством и реализацией товаров, потребности дифференцируют, ориентируясь не на каждого конкретного человека, а на группы потребителей, имеющих очень близкие потребности. При этом «потребителем» может являться не только тот, кто использует объект по его основному назначению, но и все те, кто имеет хоть какое-то дело с объектом на всем протяжении его существования от момента создания до ликвидации.
Однородность таких групп потребителей по потребностям и предпочитаемым характеристикам товаров позволяет: выявить наиболее характерные типы потребителей конкретных товаров и их количество; целенаправленно проектировать новые товары, обеспечивая соответствие их потребительских свойств потребностям конкретных групп потребителей и населения в целом; правильно определять объемы производства и закупок товаров для их дальнейшей реализации; выбирать правильный и наиболее подходящий для каждой группы потребителей способ продвижения товара на рынке. Тип потребителя определяется общностью потребностей и требований, предъявляемых множеством людей к товару одного и того же вида. Типология потребителей - соотношение различных типов потребителей в общей их совокупности в регионе деятельности производственного или торгового предприятия. Содержание потребностей и типология потребителей зависят от большого количества влияющих на них факторов, которые необходимо выявлять при формировании качества и ассортимента товаров. Важнейшими факторами, влияющими на формирование потребностей, являются место проживания (регион, город, село, численность населения в населенном пункте проживания, степень удаленности населенного пункта от крупных городов); климатические условия; пол; возраст; семейное положение, размер, состав и возраст членов семьи; уровень образования; род занятий; уровень доходов; социальное положение; образ жизни; психологический тип личности (холерик, сангвиник, меланхолик, смешанный тип); отношение к новому (новаторы; лица, быстро привыкающие к новым товарам; лица, медленно привыкающие к новым товарам; ретрограды); доминирующие черты характера (амбициозность, авторитарность, нерешительность, робость и т.д.); антропометрические характеристики человека (размеры и форма тела); степень насыщения потребности в товаре (удовлетворена полностью, удовлетворена частично, не удовлетворена совсем) и др. Определение типологии потребителей представляет собой очень сложную задачу, так как невозможно выделить типы потребителей, учитывая одновременно большое количество значимых факторов. В практической деятельности служб, занимающихся изучением потребностей и разработкой типологии потребителей, их выделяют по одному, реже двум признакам в зависимости от конкретных целей и задач. Например, при выявлении потенциальных потребителей женской одежды их типы выделяют по отношению к степени модности предпочитаемой одежды.
При оценивании качества мы исходим, прежде всего, из требований основного потребителя. Но в разных условиях пользования могут меняться требования основного потребителя и может меняться и понятие основного потребителя.
Контингент возможных потребителей, определение основных потребителей, выявление их требований должны выполнять специалисты по изучению и прогнозированию рынка - менеджеры. Но претворение этих потребительских требований в требования конструктивные и, далее, в требования к технологическому процессу изготовления изделия осуществляют на основе оценок менеджера инженеры-конструкторы и инженеры-технологи, которые осуществляют, таким образом, квалиметрический анализ изделия, необходимый для создания технического задания на его изготовление. Особенно трудной задачей является разработка МОК изделий одного назначения, но ориентированных на различные группы потребителей и потому отличающихся по некоторым потребительским показателям, т.е. изделий, выпускаемых в ассортименте.
В этом случае МОК должна содержать полный перечень групп и единичных показателей, существенных для оценивания качества хотя бы одной категории продукции (т.е. с позиций хотя бы одной категории потребителей) и рекомендации по использованию этих групп при оценивании той или иной категории продукции. Разработка такой методики требует, прежде всего, обоснованного выделения групп потребителей (чтобы не раздувать излишне состав показателей) и правильного определения требований каждой группы. [2] Для оценки качества необходимо классифицировать продукцию в соответствии с целями и условиями потребления.
Как правило, потребители различных видов продукции по своим требованиям не составляют однородную группу. Поэтому и оценки качества этой продукции должны также различаться. Следовательно, необходимо разбить потребителей на группы, достаточно однородные по условиям потребления и требованиям, причем, чем более подробная будет при этом применена классификация, тем более точной будет оценка качества. Учет отдельных групп потребителей, прежде всего, имеет большое значение для производителей продукции, так как позволяет выпускать товары, соответствующие дифференцированным потребностям этих групп, и уменьшать тем самым так называемые «потери от адаптации», т. е. потери, вызываемые несовпадением показателей продукции с запросами ее конкретного потребителя.
В идеале с точки зрения степени удовлетворения потребности в данной продукции и повышения точности оценки ее качества количество групп товаров должно было бы совпадать с количеством потребителей. Понятно, что такой подход неосуществим, так как при этом пришлось бы заменять массовое производство индивидуальным. Поэтому в каждом конкретном случае в зависимости от экономических возможностей общества приходится искать такое число групп, на которое должна быть разделена вся совокупность потребителей, чтобы соотношение между суммарными «потерями от адаптации» и расходами на выпуск продукции было оптимальным. В одних случаях определение оптимального числа групп потребителей проводится аналитическим способом, а других — решается эвристически, так как пока еще не разработан общеупотребительный метод классификации потребителей. Классификации строят по-разному применительно к отдельным видам продукции. 1. В «Методических материалах по планированию и технико-экономической оценке качества промышленной продукции» [94—26] рекомендуется группировать потребителей промышленной продукции на три основные категории: 1) потребители, предъявляющие повышенные требования к показателям качества (например, надежности, безопасности, скорости, производительности, мощности, прочности и т. д.); 2) потребители, предъявляющие требования к повышению показателей качества изделия с учетом его стоимости; 3) потребители, которые предъявляют повышенные требования к снижению стоимости изделия и не предъявляющие требований к повышению показателей качества, зафиксированных в действующих стандартах. 2. В основу классификации потребителей могут быть положены и психологические характеристики. Так, в некоторых случаях все потребители в зависимости от их склонности покупать новые модели продукции условно подразделены на пять групп (от «новаторов» до «аутсайдеров»). 3. В основе других классификаций иной признак — уровень потребностей, свойственный данной группе потребителей (от «аскетов» до «требующих невозможного»). 4. Некоторые западные автомобильные фирмы при проектировании новых моделей легковых автомашин учитывают три психологически различные группы возможных покупателей: 1) расчетливый автомобилист, для которого главное— экономичность использования машины; 2) автомобилист-энтузиаст, превыше всего ставящий скоростные характеристики; 3) автомобилист, обращающий основное внимание на предоставляемый машиной комфорт. 5. Могут приниматься во внимание и другие признаки классификации — важность покупки данного товара для покупателя, его финансовое и социальное положение, культурный уровень и др. Из-за усиливающейся конкуренции на рынке сбыта товаров в современных условиях многие фирмы при планировании выпуска продукции вынуждены принимать концепцию — «ориентация на удовлетворение нужд конкретной группы потребителей». С этой целью производится тщательное изучение спроса, что позволяет не только выявить уровень потребности в той или иной продукции, но и произвести классификацию потребителей. Несмотря на отсутствие научной классификации потребителей при проведении экспертиз качества некоторых товаров народного потребления уже выработан ряд приемов и методов классификации потребителей, которые могут оказаться полезными и для других видов товаров. [1]
Пример классификации потребителей механических мужских наручных часов. [1] Проиллюстрируем их на примере классификации потребителей механических мужских наручных часов. Основные различия между потребителями часов касаются четырех групп показателей их качества: эстетических, информативности, точности, защищенности. По требованиям к перечисленным четырем группам показателей потребителей можно условно разделить на предъявляющих высокие (В) и средние (С) требования. Все возможные группы потребителей сведены в табл. 2.1, где для компактности в первой графе характеристики отдельных групп потребителей заменены их условными номерами. Из этих групп можно исключить наименее вероятные сочетания: 4, 7, 9, 15, так как часы с высокой точностью должны обладать высокой защищенностью; 4, 9, 11, так как желательно, чтобы уровень качества эстетических показателей не был ниже функциональных. Таким образом, остаются 10 групп потребителей.
Таблица 2.1 Требования потребителей к отдельным показателям качества часов
Примечание: В – условное обозначение потребителей, предъявляющих высокие требования С - условное обозначение потребителей, предъявляющих средние требования
Все вышесказанное позволило в первом приближении разработать следующую классификацию механических мужских наручных часов и их потребителей. Универсальные и специализированные часы делят на три класса качества, которые различаются точностью хода, дополнительными устройствами и значениями некоторых показателей. Кроме того, универсальные часы по степени защищенности подразделяют на обычные и защищенные. В классификации указываются некоторые наиболее характерные группы потребителей и дается примерный перечень показателей, соответствующий каждому классу часов (см. табл. 2.2, в которой приведена часть этой классификации). Результаты социологического опроса группы потребителей показали, что потребители со «средними» требованиями к часам составляют наиболее многочисленную группу (50—70%). Поэтому оценку качества универсальных часов на первом этапе целесообразно определять как степень удовлетворения потребности «среднего потребителя». Затем такие же оценки должны быть установлены применительно к другим группам потребителей. Общая оценка качества часов может представлять собой средневзвешенную арифметическую из оценок, полученных для каждой группы (пропорционально численности и важности каждой группы потребителей). Классификацию потребителей, подобную кратко описанной здесь, целесообразно проводить перед началом экспертной оценки качества любого вида продукции (и особенно товаров народного потребления).
Таблица 2.2 Классификация механических мужских наручных часов и их потребителей
Примечание. В графах «Возраст» цифра I – означает малую, II – среднюю и III – большую численность соответствующей возрастной группы Пример классификации потребителей электроцентробежных погружных насосов [Кершенбаум] При создании МОК (Методики оценки качества) электроцентробежных погружных насосов, скорее всего, выяснится, что фирма не сможет ограничиться выпуском ЭЦН одного типоразмера и лишь для одной группы потребителей, т.е. добывающих организаций, эксплуатирующих фонд скважин со сходными параметрами и сходной же политикой комплектации оборудования. Необходим некоторый ассортимент типоразмеров и модификаций. Поэтому вначале следует определить существующие категории этих ЭЦН. Этими категориями могут быть варианты исполнения ЭЦН: • обычное; • коррозионностойкое. Возьмем обычное исполнение. Потребители ЭЦН по своим требованиям не составляют однородную группу. Можно попытаться выделить среди них однородные группы по тем же параметрам фонда скважин и политике комплектации оборудования. Но, попытавшись сделать это, убеждаемся, что, сколько бы мы ни выделили групп, всегда остается возможность выделить еще одну и указать ее возможные специфически требования, т.к. не секрет, что от скважины к скважине условия эксплуатации ЭЦН существенно меняются, также как и различными являются финансовые возможности потребителей. Поэтому этот путь неприменим. Подойдем иначе. Допустим, выявлено, что основные различия в требованиях касаются 3-х групп показателей (табл. 2.3): 1) стойкости к абразивному изнашиванию поверхностей трибосопряжений, 2) стойкости поверхностей проточной части к соле- и пара финоотложению, 3) устойчивости к обрыву («полету») (3). По требованиям к этим группам разделим потребителей на группы, предъявляющих высокие («В») и умеренные («У») требования. Тогда образуете всего 8 сочетаний:
Таблица 2.3 Требования потребителей к отдельным показателям качества
Из этих групп можно исключить 2, 4, 5 и 7, так как основной причиной «полетов» является вибрация, которая, в свою очередь, возникает вследствие износа трущихся поверхностей. Остается 4 возможных группы потребителей, для каждой из которых следует предложить свой набор свойств. Аналогично следует поступить с набором конструкторско-технологических решений по приведению модификации насоса в соответствие с потребностями выделенных групп. Проведя соответствующий опрос экспертов, можно установить, в какой мере эти решения отвечают потребностям выделенных групп. Тогда таблица вариантов сочетаний требований потребителей может принять вид таблицы 2.4
Таблица 2.4. Варианты сочетаний требований потребителей
Обозначения: «++» - очень нужно, «+» - нужно, «-» - может отсутствовать
Для того, чтобы пользователю МОК было легче представить себе потребителей, относимых к тому или иному варианту сочетаний, следует охарактеризовать соответствующие группы потребителей. Например, сочетание ВВВ может быть характерно для крупных добывающих организаций, эксплуатирующих фонд скважин с высокой концентрацией взвешенных частиц, высокопарафинистой нефтью и большим темпом набора кривизны ствола. Теперь можно оценить примерный объем групп потребителей и, следовательно, планировать объем выпуска ЭЦН в каждом варианте.
Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 1049; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |